Интегрированный урок (математика и окружающий мир) по теме «Таблица умножения и деления. Закрепление. Решение задач». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, интегрированный урок, матаматика


Цели урока:

  • Систематизация и обобщение знаний по теме урока;
  • Развитие интеллектуальных способностей ребенка и формирование коммуникативной культуры и экологического мышления.

Задачи:

  • Закрепить знания таблицы умножения и деления; отрабатывать умение решать составные задач; продолжать формировать вычислительные навыки.
  • Развивать логическое и экономическое мышление; умение делать выводы, обобщать.
  • Содействовать воспитанию таких качеств личности, как толерантность, сотрудничество, взаимовыручка
  • Формирования коммуникативных навыков, через математический язык.
  • Формирование познавательного интереса школьника.

Планируемые образовательные результаты:

  • Предметные: применять алгоритм умножения в вычислениях, объяснять прием вычислений, решать текстовые задачи арифметическим способом, отработать полученные умения и навыки;
  • Метапредметны: овладеют умениями понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления, слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения  на уроке, пользоваться учебником;
  • Личностные: понимают значение математики в жизни и деятельности человека, содействовать духовно-практическому освоению природы.

Тип урока: урок совершенствования и закрепления навыков.

Форма организации учебной деятельности: формировать самоопределение, работа в группах, индивидуальная работа.

Оборудование: презентация, интерактивная доска, музыка для физминутки, корзинка с продуктами пчеловодства, карточки с заданиями в виде сот, на доске магниты, задания, задания для групп, нарисованная пчелка.

Ход урока

I. Оргмомент

1. Психологический настрой учащихся

 - Ребята, а какое у вас сегодня настроение?

Какая погода на улице?

На улице морозно, пасмурно, хмуро.

(Слайд) - А у нас в классе есть яркое и красивое солнышко, оно смотрит на вас и протягивает свои лучи к вашим щёчкам. Улыбнитесь ему в ответ, и вам сразу станет теплее и веселее! А теперь представьте себе, что ваши ладошки - это маленькое зеркальце, посмотрите в него, улыбнитесь себе- вы видите, какие вы симпатичные и умные! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на наших гостей улыбнитесь им, и у всех нас будет настроение бодрым и приподнятым.

Слайд (белый) - Вам хочется узнавать, новое?

- Я знаю, что вы очень любознательны, любите учиться, и многое знаете.

- Так вот  однажды жил мудрец, который тоже любил учиться когда был такой же как вы, и когда вырос знал всё. Один человек решил доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажите, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее умертвлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

- Ваши знания тоже в ваших руках. Давайте мы это и докажем своей работой на уроке.

2. Сообщение темы урока. Целевая установка на урок

- Тема урока: (Слайд) «Повторение и закрепление пройденного».

- А что бы вы хотели повторить?

У: Да мы сегодня применим знания таблицы умножения для решения задач и математических выражений. И познакомимся с новой отраслью сельского хозяйства, чем она занимается и люди, какой профессии в ней заняты.

III. Устный счет

1) Найди значение выражений

Чтобы узнать, о чем сегодня будет идти речь, ребята, которые у меня учатся, просили вам загадать загадку (Слайд5)

Вкусно лакомства готовит –
А не повариха.
Носит при себе иголку,
Хоть и не портниха.

Д: Осы или пчелы.

У: Сомневаетесь в ответе?

(Слайд 6) А если вы решите устно примеры, а затем из букв, записанных около каждого примера, составите слово, то получите ответ на загадку. (Решаем на интерактивной доске)

Задание №1.

Ё

72-58=

Ч

48+22=

Ы

77-68=

П

63+34=

Л

55-42=

Расположите ответы так, что бы они стояли в порядке возрастания и получите ответ

П

Ч

Е

Л

Ы

97

70

14

12

9

- Вы сейчас поработали как настоящие пчелы!

- Пчёлы это - неутомимые труженики. А какую пользу приносят пчелы? К называется отрасль с/х? – (пчеловодство.) Чем занимается эта отрасль? (разведением пчел)

- Как называется домик пчел?

- Человек какой профессии занимается разводом пчел? (пчеловод). Что главное в своей профессии должен знать пчеловод? (все о пчелах). К сожалению все о пчелах мы узнать не сможем, но постараемся узнать как можно больше. Я уверена, что у вас все получится.

Сегодня одна из пчел будет сопровождать нас на уроке. (Рисунок пчелки - на доску)

Итак, в путь за пчелой.

Наша дорога начинается от улья. На пасеке обычно находится много ульев. В каждом улье есть свой вход – леток. Для того, чтобы открыть леток, нам нужно решить логическую задачу.

(Слайд 8).

IV. Логическая задача

- Кто сможет прочитать эту задачу?

- А знаете ли вы сколько глаз у пчелы?  У пчелы столько глаз, сколько у тебя, еще раз столько, да еще полстолька. (У пчелы 5 глаз. 2 больших, состоящих в свою очередь из 10 тысяч глазков, и расположенных по бокам головы и 3 маленьких на лбу между ними)

- Вы здорово умеете логически размышлять, лоток в ульях открыт.

А знаете ли вы что пчелы видят только три цвета. (желтый, синий, белый). Других цветов пчела просто не различает. Но зато она видит ультрафиолетовые лучи, которые нашим глазам неподвластны

V. Работа над закреплением пройденного материала.

1. Пчелиное лото

(Слайд 9) Пчеловоды ульям на пасеке обычно присваивают свои номера. Такие номера есть и на нашей пасеке.

Игра «Лото» 7 заданий, вы зачеркиваете правильный ответ.

1) Произведение чисел 7 и 4.

2) Увеличь 2 в 4 раза.

3) Уменьши 21 на 7.

4) 1 множитель 7, второй такой же. Произведение?

5) Уменьши 28 в 7 раз.

6) Какое число уменьшили в 5 раз, если получили 4.

7) На сколько, умножили 8, если получили 48.

На карточке должно остаться 5 чисел. Проверить можно по экрану.

12, 58, 13, 14, 22

(Щелчок по слайду)

Взаимопроверка со слайда.

2. Найди лишнее

(Слайд10) - Ребята числа все перепутались, и некоторые улетели.

24   12   13   36   42

- Чем похожи все оставшиеся числа? А чем не похожи? Какое число лишнее?

- Почему? (нечетное, не делится на 6)

- Замечательно владеете математическими терминами. Ульям мы присвоили номера.  Давайте теперь отдохнем. (Слайд 11)

Физминутка.

(Слайд 12)

На экране

Игра на внимание пол, потолок, пол

3. Решение уравнений (по группам)

- А что вы знаете про пчелиную семью? (Главная в пчелиной семье – матка – она королева. Остальные пчелы рабочие. Они выполняют работу сторожей, чистильщиков ячеек, вентиляторщиков, сборщиков нектара, строителей ячеек. Живут с ними и трутни, которые ничего не делают, но нужны для продолжения рода.)

О пчелах и пчеловодстве народ придумал много пословиц. Некоторые из них мы с вами узнаем, выполним задание по группам.

Слайд 14. У каждой группы на столах лежат листок с уравнениями.

- Чем похожи все уравнения?

- Как найти неизвестный делитель?

Так же у вас на столах лежит инструкция, что вы должны сделать, чья команда внимательно прочитает инструкцию, та и правильно выполнит задание

21:х = 7

25:х = 5

16:а = 8

24:с = 6

80:у = 10

3

5

2

4

8

пчела

меду

Одна

много

не принесет

Одна пчела много меду не принесет.

Проверка. Представитель от группы получившиеся пословицы прикрепляет к доске.

Слайд 15

- Ребята, а как вы думаете, можем ли мы значение этой пословицы перенести на нашу жизнь, а конкретно- на нашу сегодняшнюю работу?

Слайд 16 белый

4. Запись выражений и нахождение их значений

Пчеле пора на работу. Во сколько начинается рабочий день ученика? (8 час) Как вы определяете время? (по часам)

Пчела хорошо ориентируется во времени. Для этого ей необходимы цветы. Она вылетает тогда, когда начинают работать цветочные часы.

- Как вы понимаете мои слова?

- Вот и мы поработаем с цветами и найдем значения выражений. Первое число в математическом выражении показывает время, когда цветок “просыпается”, найденный вами ответ – когда “засыпает.

Шиповник: 4*5 : 5+ (18+22) : 8-48 : (3*8-2*9)+3=20

Мак: 5*(30-7*3)+(50-18) : (28 : 7)+ 81 : 9 * 7 - (94+7)=15

Слайд 17

У: Что получается?

Д: В 4 просыпается шиповник а засыпает в 20.00 т.е 8 вечера

А мак просыпается в 5 и засыпает в 3 часа дня

Проверка: на слайде.

Слайд 18

5. Работа с задачей

Логическая задача (Слайд)

Пчелы очень хорошо ориентируются на местности, запоминают окружающие предметы, делают выводы, если что-то изменилось.

Слайд 19

- А вы можете сделать правильный вывод, и заполнить пустую клетку в квадрате с загадочными знаками?

Слайд 20.  Необычные знаки, изображенные в квадрате – это танцевальные повороты пчел, которые она совершает, желая сообщить другим пчелам расстояние до медоносных растений. Движение в виде 8 – расстояние свыше 1000 метров, движение вокруг себя 0 – до цветка не более 100 метров.

Слайд 21. А вы знаете, что люди воздвигают памятнике пчеле. Памятник пчеле находится В Италии в городе Флоренции и у нас в России  есть в Москве, а так же в Калужской области, в США штат Техас.

VI. Домашнее задание

СЛАЙД 22

Для домашнего задания я вам предлагаю на выбор два задания - составьте и запишите на листочке, какой либо ребус с примерами и зашифрованным словом, подобный тому что мы с вами делали на уроке для своего соседа, или 2 задание придумать задачу, так же для своего соседа, про пчел.

VII. Итог урока

СЛАЙД 23

- Наш урок подходит к концу.

- Ребята что нам сегодня удалось повторить?

- Что нового вы узнали на уроке?

(отрасль – пчеловодство, профессия – пчеловод. Чем больше пчел вылетит на работу, тем больший урожай мы соберем, тем краше будет наша Земля от благоухающих цветов.)

Слайд 24

- Понравилось ли вам сотрудничать друг с другом, работая в группах?

- Собрав нектар, пчела спешит в улей. Там она сливает его в соты, которые имеют форму шестиугольника.

- Пчелиные соты строятся из воска, а мы с вами построим их из ваших заданий из своих фигур шестиугольников построите сои соты, на доске.

- Наша пчелка вас благодарит за работу и просит вас принять от неё памятный приз.

- Вы тоже сегодня трудились, как пчелки, и мне очень понравилось работать вместе с вами. Спасибо за урок.