Однозначные и многозначные слова

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык, начальная школа, УМК «Школа России», однозначные и многозначные слова


Технологическая карта урока

Предмет

русский язык

Класс

2

Тема и номер урока в теме

«Что такое однозначные и многозначные слова»

Предметная программа и её автор

УМК «Школа России», «Русский язык» Канакина В.П., Грецкий В.Г.

Цель (и) урока

формирование у учащихся умений самостоятельно строить и применять новое знание: различать однозначные и многозначные слова, определять прямое и переносное значение, пользоваться токовым словарем;
расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Тип урока

комбинированный

Модель организации УПД
учащихся уровня НОО

АРМ учителя

Необходимое оборудование

учебник «Русский язык» 2 класс, Канакина В.П., Грецкий В.Г.
- презентация к уроку, компьютер, интерактивная доска
- карточки с заданиями для индивидуальной работы
- демонстрационный наглядный материал

Структура и ход урока

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Используемые ЭОРы

Время
(в мин.)

Адаптационный этап

1. Адаптировать учащихся к деятельности на уроке

Настраиваются на урок, оформляют работу в тетради.
Записывают словарные слова (картинный диктант), самопроверка.

Концентрирует внимание детей на урок.

Проводит словарную работу: берёза, яблоня, колокольчик, ягода, осина.

презентация
(слайды 2 - 6)

4 мин

2. Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы:
интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)

Выполняют задание учителя.

Фиксируют затруднение. Дискутируют, аргументируют свою точку зрения. Приходят к выводу, что это слово «колокольчик», т.к. имеет 2 значения.
Формулируют тему и цель урока.

Предлагает назвать лексические значения записанных слов.
Создает проблемную ситуацию:
- Найдите «лишнее» слово. Почему вы так считаете?

Предлагает предположить, какую тему будут изучать и ее цель.

презентация
(слайды 2 - 7)

3 мин

Основной этап

1. Формирование знаний, отношений, действий, опыта

Рассматривают рисунки, соотносят изображения с текстом. Определяют прямое и переносное значения слов.
Составляют и записывают предложение с одним из многозначных слов (игла, шляпка)

Организует сократическую беседу по материалу учебника.

Инициирует работу в парах: прямое значение слова – переносное.

 

8 мин

2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос

Совместно с учителем составляют схему, отвечая на наводящие вопросы.

Предлагает составить понятийную схему Рисунок1:
- где можно узнать лексическое значение слова?
- сколько значений может иметь слово?
- как называют такие слова?
- какое значение есть у всех слов?
- почему появляются переносные значения?

презентация
(слайд 8)

5 мин

Физминутка.

Творческий этап.

1. Первичное закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения

Орфоэпически и орфографически проговаривают слово «дорога», выделяют безударную гласную. Составляю предложение.
Выделяют многозначные слова в предложениях, определяют их значение. Записывают пару предложений, подчеркивают грамматическую основу.

Чтение отрывка стихотворения В.Остена. Организует устное выполнение задания упражнения, словарную работу.
Организует практическую работу с толковым словарем, письменную работу в тетради.

 

10 мин

2. Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий

Работают по карточкам.

Делают выводы:
- узнали о том, что слова бывают однозначные и многозначные
- умеют их находить в тексте и различать значение
- знают, что проверить многозначность можно в толковом словаре

Организует разноуровневую работу по карточкам. <Приложение 1>
Методом демократической беседы организует подведение итогов урока. Просит повторить цели урока, сделать вывод об их достижении.

презентация
(слайд 8)

10 мин