Развитие познавательных и творческих способностей детей посредством приобщения к русской народной культуре

Разделы: Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: ФГОС, декоративно-прикладное искусство, творческие способности, народное творчество


Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования направлен на формирование общей культуры личности ребенка, развитие его социальных, нравственных, эстетических качеств, объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей.

Реализация данных задач предполагает знакомство детей с культурными традициями России, истоками народной культуры, народным декоративно-прикладным искусством, формирование умения выражать свое эмоциональное состояние в художественном творчестве.


Народное декоративно-прикладное искусство нашей страны – неотъемлемая часть русской культуры. Эмоциональность, поэтичная образность этого искусства близки, понятны и дороги каждому русскому человеку. Как всякое большое искусство, оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа и благотворно влияет на формирование человека будущего.


В современной культуре народное искусство живет в своих традиционных формах. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт русского человека, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности. Поэтому велика роль детских садов, где успешно ведется работа по ознакомлению детей с образцами народного творчества.

Работу по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством мы начали в средней группе. Рассматривая различные образцы народного промысла, мы заметили, что наибольший эмоциональный отклик у детей вызвали дымковские игрушки. Узоры, украшающие ее, просты и доступны. Дымковская игрушка – это плод легкой шутки, богатой народной фантазии. Она вводит детей в красочный мир сказки, развивая у них воображение и восприятие цвета. Дымковская игрушка знакомит детей с веселой радугой цветов. Роспись дымковской игрушки орнаментальна, включает в себя всего пять элементов: круг, прямую и волнистую линии, точки-горошины и клетки, которые составляют графику дымковского орнамента.

Исходя из наблюдений за детьми во время знакомства с предметами народного промысла, мы поставили перед собой цель: создание условий для развития основ художественной культуры и формирования творческих способностей детей через народное декоративно-прикладное искусство на примере дымковской игрушки.

В соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи:

  1. Знакомство детей с историей возникновения народного декоративного искусства на примере дымковской игрушки.
  2. Развитие умения выделять элементы дымковской росписи, мотивы и композицию узора на изделиях народного промысла.
  3. Формирование условий для проявления творчества в создании узоров по собственному замыслу, умения передавать колорит дымковской росписи, яркость, праздничность узора.

Начали работу с того, что в присутствии детей слепили из пластилина и расписали яркими красками дымковские игрушки - коня, барышню, козлика, индюка, оленя, утку, петуха. Затем мы познакомили детей с историей возникновения этого древнего промысла. При рассматривании игрушек использовали художественное слово и русский народный фольклор. Дети любовались хрупкими выразительными фигурками, отмечали, что узоры разного цвета - красные, зеленые, желтые, оранжевые, синие. Мы обратили внимание детей на узоры дымковской росписи и объяснили, что каждый элемент – это древний символ языческой веры. Например, круг – это символ солнца и каравая хлеба, точки - звезды, волнистые линии – вода, прямые линии – дорога.  Игрушки оставили в группе, чтобы дети могли любоваться ими, рассматривать их, играть с ними.

На первом занятии предложили нарисовать красивые дорожки для дымковских козлика и лошадки. Перед детьми стояла задача выполнить ритмичный орнаментальный узор: посередине полосы нарисовать ровные кружки, соблюдая расстояние между ними, украсить их точками. Цвет дети выбирали по желанию. На следующем занятии  в гости к детям пришла дымковская барышня и попросила детей расписать ей платочек. Детям было предложено подумать, как можно расположить узор на треугольнике. Был предложен новый элемент – длинные ровные линии и кольцо. Ровные линии дети рисовали старательно, труднее было рисовать кольца. Затем детям предложили расписать дымковской росписью салфетку, но сначала подумать, как можно красиво расположить узор на квадрате (по углам и в середине). На следующих занятиях дети расписывали для дымковской барышни кокошник и юбочки. Когда дети познакомились с элементами дымковской росписи, мы усложнили задачу и предложили им, как настоящим народным умельцам, расписать силуэты дымковских игрушек – коня, козлика, барышню. Украшая коня и козлика, дети смотрели на образец и рисовали. А при расписывании дымковской барышни рассмотрели с детьми образцы росписи и предложили им  самостоятельно придумать узор и подобрать для него цвет. В итоге получились очень интересные работы, не похожие друг на друга. Вместе с детьми рассмотрели их, обратили внимание на цветовое решение, ритмичность узора, аккуратность при выполнении работы.

Размещая свои работы на выставке для родителей, дети гордятся своими произведениями. В свободной изобразительной деятельности предлагаем детям листы бумаги разной формы для декоративного рисования по мотивам дымковской росписи и даём возможность самостоятельно придумать узор из знакомых элементов. Прорисовывая орнаментальные дымковские узоры, дети закрепляют свои умения и навыки в декоративном рисовании, учатся сочетать крупные и мелкие элементы; у них формируется цветовое восприятие и художественный вкус.

В работу по формированию творческих способностей детей через народно-прикладное искусство мы включили не только рисование, но и другие виды изобразительной деятельности, такие как аппликацию и пластилинографию. На занятиях по аппликации детям раздавали силуэты различных дымковских игрушек и предлагали их расписать, но не красками, как обычно, а с помощью ножниц, цветной бумаги и клея. Перед детьми стояла сложная задача: придумать свой дымковский узор, вырезать кружки разного размера и цвета, полоски, наклеить их на силуэт. Такие же задания давали на занятиях по пластилинографии: дети должны найти цветовое решение, то есть подобрать пластилин нужного цвета, использовать для узора совсем маленькие кусочки пластилина, красиво располагать их на силуэтах дымковских игрушек.

Большое значение в художественно-эстетическом развитии детей играют дидактические игры: это и игровой метод обучения детей, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство развития личности ребенка. В процессе этих игр дети закрепляют накопленные знания и умения, обогащают свой опыт, развивают творческие способности при составлении своих узоров. Для того, чтобы дети могли узнавать, называть и сравнивать другие народные промыслы России, в группу были внесены яркие иллюстрированные альбомы: «Гжель», «Золотая хохлома», «Городецкие узоры», «Филимоновская игрушка» с художественным словом. Дидактическая игра «Придумай свой узор» обучает детей составлению декоративных композиций на разнообразных силуэтах в стиле определенного промысла. В дидактической игре «Угадай и расскажи» дети учатся узнавать игрушку по изображению, объяснять свой выбор, выделять элементы росписи, ее колорит и композицию узора.

Благодаря организации предметно-развивающей среды, использованию различных форм работы по ознакомлению с народным декоративным искусством значительно повысился уровень творческих способностей детей. Они научились самостоятельно различать известные виды декоративной живописи, создавать выразительные узоры на бумаге.

Тема декоративно-прикладного искусства в детском саду актуальна. Она помогает не только развивать в ребенке творческую личность, но и воспитывает добропорядочность, любовь к родному краю, к своей стране. Народное искусство соединяет прошлое с настоящим. Поэтому важно как можно раньше привести детей к этому живому роднику, который хранит в себе национальные художественные традиции.