Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
- Познакомить с понятием равные, с основным свойством дроби и научить применять его в преобразовании дробей.
- Способствовать формированию самооценки учащихся.
- Формировать навыки взаимодействия друг с другом при работе в парах и группах.
Содержание урока
Содержание урока соответствует требованиям программы. Урок относится к разделу «Обыкновенные дроби». Тема предыдущего урока «Решение проблемных задач». К данному уроку учащиеся имеют необходимый уровень знаний по данной теме. Содержание урока соответствует возрастным нормам. Данный урок имеет непосредственную связь с пройденным материалом.
Урок рассчитан на 45 минут.
Методика проведения урока
Активизация представлена через систему вопросов, различные формы организации работы, использование проблемной ситуации, элементов занимательности и наглядности (мультимедийная презентация), применение здоровьесберегающих технологий.
Использовались
- задания поискового характера;
- метод наглядности;
- метод контроля и самооценки.
На всех этапах урока приоритетная роль отводится обучающим заданиям. Они выполняются как фронтально, так и в процессе самостоятельной работы, в парах, в группах. Объём самостоятельных работ соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый. Использовались различные виды контроля: ученик – ученик (при групповой работе), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске). Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать «новое» от уже известного.
Психологические аспекты урока
На уроке создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались физиологические и психологические особенности детей, проводились виды работы, которые снимали усталость: при выполнении практической работы учащиеся работали в группе по рядам, активно вставали с места, чтобы поработать в команде; на этапе решения предложенной мною задачи – проблемы учащиеся выходили к доске и представляли свое решение, уместна была и физкультминутка для глаз. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования различного занимательного материала. Побуждение к активному усвоению знаний велось через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.
Соответствие урока требованиям ФГОС
Урок построен в рамках системно-деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, планировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Организованы проблемные и поисковые ситуации, активизирующие деятельность учащихся. Урок соответствует ФГОС.
Урок направлен на формирование и развитие УУД, на достижение личностных результатов:
- Предметные: умение использовать понятие обыкновенной дроби и умения находить часть от числа в новой ситуации для усвоения двух способов нахождения дроби равной данной.
- Личностные: умение работать в парах, группе, слушать собеседника и вести диалог, аргументировать свою точку зрения.
Метапредметные
Регулятивные:
- планировать пути достижения целей;
- адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия;
Коммуникативные:
- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
- осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;
- работать в группе — устанавливать рабочие отношения;
Познавательные:
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- давать определение понятиям.
Ход урока
1. Этап мотивации (самоопределение)
Готовность к деятельности, мобилизация внимания учащихся. Создание положительной эмоциональной направленности на учебную деятельность. Стимулирование самоконтроля и самоорганизации школьников.
Урок начался своевременно. Первый этап урока был направлен на психологический настрой и мотивацию учащихся к предстоящей деятельности.
2. Актуализация знаний учащихся (3 мин)
Осуществлялась через использование таких методов как:
- метод объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- словесный.
Данный этап урока позволил осуществить текущий контроль знаний (учащиеся выполнили мини-тесты по домашнему заданию, с помощью презентации учащиеся ответили на такие вопросы, что такое числитель, знаменатель, сколько составляет одна величина от другой.
3. Этап выявления места и причины затруднения
Через решение задачи сказочного содержания дети выявляют проблему, формулируют тему урока, а затем с помощью терминов: научиться, ответить на вопрос выражая свои мысли и вступая в диалог, формулируют учебную цель, предполагают действия по достижению результатов.
4. Этап построения выхода из затруднения
Для достижения цели урока проведена практическая работа в группах, результат которой представитель от группы представлял у доски. На данном этапе было проведено микрообобщение: - Сформулируем основное свойство дроби. Что значит сократить дробь? Какая дробь называется сократимой и несократимой, приведите примеры. Если числитель дроби делится на знаменатель, то чему равна дробь?
5. Физкультминутка (2 мин)
Организована и проведена динамическая пауза электронная физминутка для глаз с музыкальным сопровождением. Учащиеся выполняют упражнения для снятия усталости и напряжения.
6. Этап первичного закрепления
На данном этапе учащимся предложена работа у доски с заданиями с учебника, а также работа в парах с заданиями «найди ошибку».
6. Этап самостоятельной работы
Организовывает самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия;
Организовывает взаимопроверку по эталону;
Создает ситуацию (по возможности) успеха для каждого ребенка;
Для учащихся, допустивших ошибку, предоставляет возможность выявления причин ошибок и их исправления.
7. Рефлексия учебной деятельности
Учащиеся осуществляют самооценку собственной учебной деятельности по схеме: Я знаю – я запомнил – я смог. Выражают свое настроение от урока в виде тучки и солнышка. Соотносят цель урока и результаты ее достижения.
8. Домашнее задание
На данном этапе было предложено уровневое дифференцированное задание:
- На закрепление основного свойства дроби и на понятие сокращение дробей.
- Обязательно: № 764, 765, учебник стр.171.
- Решение задачи на применение основного свойства дроби.
- Пожеланию: Учебник стр. 172 №769
- Творческое задание: придумать сказку про дроби.
Проведён инструктаж по выполнению домашнего задания.