Интегрированный урок по теме «Расскажите о ……». 11-й класс, профильный уровень (химия, физика, биология, география)

Разделы: Физика, Химия, Общепедагогические технологии

Класс: 11


Тип урока. Интегрированный урок решения нестандартных задач.

Цель. Совершенствование умений в комплексе применять навыки, полученные при изучении различных дисциплин при характеристике веществ.

  • Дидактическая цель. Описание веществ с позиции химии, физики, биологии, географии с использованием знаний, полученных на уроках физики, химии, биологии, географии.
  • Развивающая: характеристика расширять представления о единстве материального мира, развивать логическое мышление и находить творческий подход в решении поставленных задач.
  • Воспитательная: формирование целостного представления о веществах на основе знаний, полученных на разных предметах школьного курса.

Планируемые результаты.

Метапредметные: использование интегрированных знаний школьных предметов при характеристике свойств веществ и возможности применения веществ на основании свойств.

Предметные.

Химия

Физика

Биология

География

-агрегатные состояния воды;
-температуру кипения и кристаллизации;
-физические свойства (форма, объем, сжимаемость, как ведет себя при нагревании, охлаждении)
- химическая связь,
-кристаллическая решетка,
- степени окисления элементов,
- взаимодействие с металлами, неметаллами, сложными веществами

-агрегатные состояния воды;
-температуру кипения и кристаллизации;
-физические свойства (форма, объем, сжимаемость, как ведет себя при нагревании, охлаждении)
-измерить: объем; зная плотность - рассчитать массу воды
-количество вещества;
-число молекул в стакане;
-давление водного столба;
-силу тяжести;
-вес воды;
-число электронов
-заряд всех электронов в стакане

-агрегатные состояния воды;
-температуру кипения и кристаллизации;
-физические свойства (форма, объем, сжимаемость, как ведет себя при нагревании, охлаждении)
-значение воды для живых организмов:
- растворитель
- терморегулятор
- транспорт веществ
- поддерживает структуру клеток
- фотосинтез
- фотолиз
-обменные процессы
-участие в химических реакциях
-гидролиз органических веществ

-агрегатные состояния воды;
-температуру кипения и кристаллизации;
-физические свойства (форма, объем, сжимаемость, как ведет себя при нагревании, охлаждении)
- части гидросферы: Мировой океан, воды суши, водяной пар в атмосфере,
-мировой круговорот воды, его значение в связи всех оболочек Земли,
- свойства вод Мирового океана.

Планируемые результаты: характеристика свойств воды на основании интеграции знаний школьных предметов.

Оборудование: фотосеты, мультимедийный проектор, ИД, раздаточный материал (линейки, карандаши, маркеры, мерный цилиндр с водой, периодическая таблица химических элементов Д.И.Менделеева, таблица растворимости), музыка «Вальс дождя» Ф.Шопена, модель цветка со цветными стикерами (4 цвета), карта «Соленость вод Мирового океана», географическая карта «Среднегодовая температура вод Мирового океана».

«Лучше решить одну задачу несколькими методами, чем несколько задач - одним»
(Д.Пойя)

Этапы урока

Учебная задача

Результат

Организационный момент. 1 мин.
Учитель химии

Настраиваются на урок

Мотивация.
2 мин.
Учитель физики

Тема урока «Расскажите о….»
Внимание! «Черный ящик» (музыкальная заставка).
На фоне «Вальса дождя» Шопена.
У нее нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха; ее невозможно описать, ею наслаждаются, не ведая, что она необходима для жизни!
Она и есть сама жизнь! Она наполняет вас радостью, которую не объяснишь вашими пятью чувствами.
С ней возвращаются к вам силы, с которыми вы уже простились, в нас снова начинают бурлить высохшие родники вашего сердца.

Она самое большое богатство на свете. А.Экзюпери.
Тема урока «Расскажите о воде».
Сформулируйте цели урока.
ВОДА.
Формулируют цели урока индивидуально и обсуждают в группе.

Актуализация.
2 мин.
Учитель химии

Вода имеет свои особенности с точки зрения биологии, географии, физики и химии. Постарайтесь, используя полученные знания, охарактеризовать свойства воды.
Организация групп.

Группы организуются в случайном порядке согласно цветным стикерам, которые школьники вытягивают из лепестков цветка: зеленые - группа «Биологи», желтые «Географы», синие - «Физики», оранжевые - «Химики».

Первичное закрепление
Работа в группах.
20 мин.

Задание «Найти все о воде»

Выполняют задание «Найти все, что можно, о воде», оформляют фотосеты в виде пазлов. Приложение 2. Иллюстративный материал.

Закрепление.
8 мин

Представляют итог свой работы. Пазлы собираются в единое целое.

Рефлексия.
5 мин.
Учитель химии

«Водяная» пауза.
Сделайте глоток воды.
- Вы утолили свою жажду?
- А еще один?
- Нельзя сделать один глоток воды и напиться. Поэтому рассматривать и изучать окружающий мир можно только, используя комплекс наук.

- Достигли ли целей урока?
Самооценка работы.

Какое практическое значение имеет данный урок для Вас, одиннадцатиклассников?

Каждая группа проводит самооценку своей работы (приложение 1).
Подготовка к ЕГЭ, целостное видение мира.

Подведение итога. Домашнее задание. 2 мин.
Учитель физики

Что такое интеграция? Ни в одном словаре и справочнике нет методического слова «интеграция». Зато хорошо известно, что латинское слово «integratio» принято к употреблению - объединение в целом каких-либо частей, элементов. Что мы сегодня и сделали на уроке.
Домашнее задание «Найти все, что можно» о любом веществе или теле (мыло, свеча….), оформить на листе формата А4.

Дидактико-методические основания преемственности в проектировании урока

Формируемые /развиваемые Знания (понятия, представления = объекты познания)

Вода.
Свойства воды (физические, химические).
Гидросфера.
Биологическая роль воды.

Формируемые / развиваемые умения

Использование знаний о воде как веществе из разных предметов.

Источники

  1. Географическая карта «Среднегодовая температура вод Мирового океана»/ URL: http://geo-tour.net/Interesting/pic/ocean/temp1.jpg (дата обращения 01.05.21)
  2. Дима Ростоцкий. 15 интересных фактов о воде/ URL: https://fishki.net/1256802-15-interesnyh-faktov-o-vode.html (дата обращения 01.05.21)
  3. Карта «Соленость вод Мирового океана»/ URL: 900igr.net/up/datas/192073/016.jpg (дата обращения 01.05.21)
  4. Рисунок «Вода в человеке»/ URL: https://ds05.infourok.ru/uploads/ex/0162/0000ebc1-307ab6a7/img4.jpg (дата обращения 01.05.21)
  5. Рисунок «Вода. Земной шар»/ URL: http://www.greenenergy.money/wp-content/uploads/drop-of-water-earth-768x1024.jpg (дата обращения 01.05.21)
  6. Рисунок «Вода на Земле»/ URL: http://900igr.net/up/datas/263748/017.jpg (дата обращения 01.05.21)
  7. Рисунок «История открытия воды»/ https://fs3.ppt4web.ru/images/135165/195515/640/img2.jpg (дата обращения 01.05.21)
  8. Рисунок «Круговорот воды в природе/ URL: http://900igr.net/up/datas/204058/011.jpg (дата обращения 01.05.21)
  9. Рисунок «Сколько воды на Земле»/ URL: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/10a5/0007ffe4-6105985e/img5.jpg (дата обращения 01.05.21)
  10. Рисунок «Содержание воды в живых организмах»/ URL: https://aqua-dialog.ru/d/tild3334-3432-4537-a134-646464316263_noroot.jpg (дата обращения 01.05.21)
  11. Рисунок «Состав морской воды»/ URL: https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0bca/00052861-7b8d23d8/img6.jpg (дата обращения 01.05.19)
  12. Фотография «Алюминий с водой»/ URL: http://chemistry-chemists.com/N5_2013/P7/aluminium-mercury-39.jpg (дата обращения 01.05.19)
  13. Фотография «Алюминий с йодом»/ URL: https://pic.rutube.ru/video/0c/68/0c68d5141d425fd23cdc4fea785b6de6.jpg (дата обращения 01.05.19)
  14. Фотография «Натрия с водой»/ URL:http://i1.ytimg.com/vi/nXijq0ditLU/maxresdefault.jpg (дата обращения 01.05.19)
  15. Фотография «Планета Земля»/ URL: https://spacenews.com/wp-content/uploads/2018/06/earth-fulldisc-Jason-Hinmans-conflicted-copy-2018-06-21.jpg (дата обращения 01.05.19)
  16. Ф.Шопен «Вальс дождя»/ URL: https://mixmuz.ru/mp3/%D1%84.%20%D1%88%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%BD.%20%D0%B2%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D1%81%20%D0%B4%D0%BE%D0%B6%D0%B4%D1%8F (дата обращения 01.05.19)