Рассказ о прадедушке: Колосов Василий Михайлович

Разделы: Начальная школа, Патриотическое воспитание

Класс: 3

Ключевые слова: биография, прадедушка


Автор:
Назыров Карим,
ученик 3 класса

 Только тот народ жизнестоек,
который помнит свое прошлое.
Д.С.Лихачев

Накануне любого Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне мы всякий раз задумываемся над тем, а всё ли мы знаем о том поколении, которое выстояло в лихое время? Откуда черпали они силы, мужество, терпение? Как мы, молодое поколение, можем выразить им благодарность за Победу, за свое счастливое детство, за жизнь на нашей земле? И все мы понимаем, что только память детей, внуков, великое чувство благодарности помогут нам помнить и гордиться поколением наших отцов.

Из села Рождественка Купинского района Новосибирской области в Великой Отечественной войне участвовали пятеро Колосовых: Колосов Иван Михайлович, Колосов Николай Федотович, Колосов Аким Иванович, Колосов Михаил Наумович - все они ранеными, но живыми вернулись с той войны в родное село. Все они воевали с фашистами на разных фронтах войны, и только наш прадед, Колосов Василий Михайлович, участвовал в боях с Японией.

Родился мой прадед в многодетной крестьянской семье Колосова Михаила Сергеевича и Матрены Елисеевны в селе Рождественка 16 сентября 1926 года. Очень хорошо учился в школе, поэтому окончил 7 классов семилетней школы в 1941 году с отличием.

В 17 лет в 1943 г. был направлен военкоматом на учёбу в Иркутское авиационное училище. После окончания училища стал служить авиационным механиком на Дальнемвосточном фронте. В августе–сентябре 1945 года участвовал в боях с Японией. Так и наш прадедушка стал иметь звание участника войны, а впоследствии - звание «Ветеран войны».

В 1951 году он получил звание «младший лейтенант». Прослужил 10 лет в авиации (1943-1953гг.). Служил в удивительно красивых местах: на Сахалине, Камчатке, Чукотке. В начале 1953 года во время обычного полета, где дед летел вторым пилотом, в небе произошла авария, дымящийся самолет сумел приземлиться, оба пилота остались живы, но им пришлось несколько месяцев провести в военном госпитале в Ленинграде. Кстати, дед был благодарен судьбе и за подаренную жизнь, и за то, что в госпитале у них была встреча с легендарным Мересьевым. После аварии 1953 года Василий Михайлович был комиссован из армии по состоянию здоровья. Впоследствии считался офицером запаса. Вся остальная жизнь Василия Михайловича была связана с родным селом: работал в школе, в клубе, в колхозе.

В апреле 2000 года к 55-летию Победы ему было присвоено звание «лейтенант» - об этом ему вручили сообщение за подписью В.Путина.

Умер прадедушка 4 ноября 2002 года.

С детства у Василия Михайловича проявились две одарённости. Он великолепно рисовал и маслом, и акварелью, и карандашом: все стены его камышанного дома внутри были расписаны картинами, в клубе на всю стену – «Три богатыря», всегда оформлял культстаны в бригадах, красные уголки на фермах, и во многих домах рождественцев висели его натюрморты и сюжетные картины, которые рисовал он на обратной стороне матерчатой клеенки (подрамники тоже делал сам). Денег ни в коем случае за них давать ему было нельзя, для него это было действо в радость, в удовольствие… И еще он замечательно играл на любом музыкальном инструменте (и на клавишных, и на струнных). В доме его в разные годы всегда были гармошки, баяны, аккордеоны, мандолина..... Но самым любимым его инструментом был четырех- или пятирядный баян, на котором он талантливо исполнял многие классические произведения русских композиторов и десятки песен времён Великой Отечественной войны. Звучание его баяна слышал и знал почти каждый дом в Рождественке: под звуки баяна Василий Михайлович собирал около себя множество сельских мальчишек и девчонок.

Под них провожали ребят в армию из села, игрались свадьбы, проводились семейные торжества. Всю свою сознательную жизнь Василий Михайлович участвовал в клубной художественной самодеятельности. При этом он почти никогда не пел, хотя имел тонкий слух и хороший голос, но это происходило только в домашней обстановке.

Без игры на баяне его представить невозможно, он каждый день играл на нём, сам всегда ремонтировал свои баяны, прекрасно разбирался в нотной грамоте, все произведения играл по нотам, но с лёгкостью подбирал мелодии и на слух. Сколько средств было на это всё потрачено, но, несмотря на трудные времена, он покупал музыкальные инструменты, выписывал по почте ноты - он отдавался музыке весь и без остатка! Василий Михайлович пользовался успехом и уважением не только среди жителей села, но и в округе. Неоднократно коллектив под руководством семьи Бочкарёвых, где он и ещё ряд замечательных баянистов с.Рождественки (Баранов Николай Иванович, Азгужинов Николай Трофимович, Бочкарёв Александр Иванович) занимали I места в районе и в г. Новосибирске.

В последние годы своей жизни он практически не расставался с баяном и гармонью, боясь оставить свои инструменты без внимания. Никогда не пропускал субботнюю передачу «Играй, гармонь!», всегда смотрел по телевизору и слушал по радио классическую музыку, прекрасно разбираясь в творчестве композиторов. Причем, он умел угадать безошибочно, Рахманинов это звучит или Глинка… Сколько раз его дети (то есть мой дедушка Коля) пытались проверить его на этом (им было непонятно, как это можно знать и понимать!) – проверка подтверждала его доводы. После этого они особенно гордились своим необычным папкой! А еще он знал наизусть целые главы из «Евгения Онегина», мог цитировать многих поэтов, сам сочинял стихи, но читали их только близкие. Прадедушка был до конца своей жизни необычайно скромным человеком, не кичился своим интеллектом, никогда не надевал на праздники никакие медали… К нему шли девочки и мальчики, просили поучить их игре на баяне, гармошке, и он возился с ними. К нему шли мужики, все сплошь из фронтового поколения, просили: «Сыграй, годок!», - и он играл им и фронтовые песни, и лирические. Кто-то под них подпевал, кто-то плакал… Для них все это было привычно, так было всегда, дом был открыт, как открыты были сердца и души людей того почти ушедшего военного поколения, которым я восхищаюсь непомерно.

Эта невероятная любовь к музыке, уникальный талант игры на музыкальных инструментах передалась нашему прадеду, видимо, по наследству – от его отца Колосова Михаила Сергеевича., который замечательно играл на скрипке (старожилы села рассказывали, что в 30 годы 20 века в деревне был сельский ансамбль, в составе 10-12 человек, где отец Василия Михайловича, Колосов Михаил Сергеевич, играл на скрипке на всех сельских праздниках. Скрипач он был единственный). Творческий, талантливый человек, наш прадед прожил достойно свою жизнь.

В деревенском музее есть место его гармошке и старенькому – последнему его баяну. Эта память дорогого стоит.

Дети, племянники, внуки и правнуки знают все о своем деде. Эта память надежна.

С фотографией прадеда наша семья проходит в рядах «Бессмертного полка». Эта память священна. Мы помним! Мы гордимся!