Цель: через выразительное и художественное исполнение и прослушивание музыкальных произведений, донести её содержание.
Задачи:
- Обучающая: Изучение новых более сложных элементов классического экзерсиса, посредством нового музыкального материала;
- Развивающая: Развитие воображения, художественно-творческих способностей через согласованность характера движения с характером музыки;
- Воспитательная: Воспитание ответственного отношения к занятиям хореографии, умение работать в коллективе.
Материально-техническое обеспечение:
- фортепиано;
- магнитофон;
- флешки;
- нотный материал.
Структура занятия:
- Организационная часть – 5 мин;
- Основная часть – 35 мин;
- Заключительная часть – 5 мин.
№ |
Структура занятия |
Хронометраж |
Работа хореографа |
Работа концертмейстера |
1. |
Организационная часть |
5 мин. |
1.Учащиеся входят в кабинет под марш; |
1.В.А.Моцарт «Ария Дон Жуана» |
2. |
Основная часть |
35 мин. |
Упражнения у станка |
|
1.plie | 1.И.Кальман «Дуэт Сильвы и Эдвина» | |||
2.battment tandu | 2.Э.Григ «Норвежский танец» | |||
3.battment tandu gete | 3.И.Штраус «Полька Жокей» | |||
4.rond de gamb par terre | 4.А.Рубинштейн «Мелодия» | |||
5.battmant frappe | 5.А.Нефёдова «Этюд» | |||
6.battmant releve ient на 60 | 6.Л.Минкус «Адажио» «Дон Кихот» | |||
7.растяжка у станка | 7.А.Дюран «Вальс» | |||
8.I port de bras | 8.И.Штраус «Вальс» | |||
9.II port de bras | 9.И.Штраус «Вальс» | |||
10.III port de bras | 10.Л.Минкус «Вальс» | |||
11.Викторина по произведениям А.Вивальди цикл «Времена года» | 11.А.Вивальди «Лето», «Осень» | |||
3. |
Заключительная часть |
5 мин |
1. Подведение итогов занятия; 2. Домашнее задание; 3. Поклон; 4. Выход из зала. |
12.А.Петров «Романс» 13.В.А.Моцарт «Ария Дон Жуана» |
Учащиеся данной группы, занимаются третий год. Этот урок, является небольшим итогом ознакомления с классическим экзерсисом и творчеством А.Вивальди, его скрипичным циклом «Времена года».
Весь музыкальный материал классического экзерсиса, был мной подобран в соответствии с характером движений, размером и музыкального предпочтениям хореографа.
В процессе занятия, в паузах между хореографическими упражнениями, я знакомлю детей с классическими произведениями, для того, чтобы у них расширялся кругозор, желание познания музыки известных композиторов, накапливался слушательский опыт. У концертмейстера не предусмотрены индивидуальны занятия, но всегда есть небольшие паузы, которые можно заполнить дополнительным музыкальным материалом, привлечь внимание детей и дать небольшую разгрузку после физических упражнений. Развивая детское воображение, восприятие, фантазию, считаю, что полезно применять метод прослушивания фрагмента или всего произведения классической музыки с последующей краткой беседой. Что я и сделала на занятии, прослушивая и изучая с детьми творчество итальянского композитора, виртуоза А.Вивальди его скрипичного цикла «Времена года». Метод не нов, но он оправдывает себя. Результат этой работы всегда положительный, происходит сближение музыкально-слуховых форм восприятия со зрительно-двигательными.
В современном обществе, всё более признаются гибкие формы общения, так и в музыкальной деятельности умения, которые ценились раньше на современном этапе становятся недостаточными. Литературы по вопросам музыкальной психологии, инновациям в области хореографии, применение современных форм и средств, достаточно, в связи с этим, возникает огромное желание, разрабатывать новые методы обучения и знакомства с музыкой учащихся.
В этом году я решила с учащимися попробовать такой метод работы, как изобразить музыку в рисунке. Детям очень понравилась сама идея, живо и с интересом откликнулись на неё. Считаю, что эта работа проведена не зря.
Все этапы работы - это единое целое, где каждый последующий вид работы вытекает из предыдущего. В заключительной части занятия, я провела викторину по произведениям А.Вивальди «Времена года».
Все поставленные цели на занятии были реализованы. Учащиеся показали высокую работоспособность. Доброжелательная атмосфера занятия, способствовала формированию, развитию умений и навыков детей.
В своей работе я стараюсь помочь хореографу раскрывать и воспитывать музыкально-ритмические способности учащихся.
Работу преподавателя и концертмейстера, в общепринятом понимании, может объяснить любой музыкант. Секрет индивидуального таланта кроется в личной методологической основе. Опыт, накопленный мною за многие годы апробируя различные методы, приносит положительный результат, но приобретения мастерства – это длительный и нескончаемый процесс.
Пианист, совмещающий две должности, концертмейстера и педагога, прекрасно видит и понимает, что их роднит. «… концертмейстер – это призвание педагога и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. (К.Виноградов «Работа концертмейстера». М., 1984)