Открытый урок "Роль концертмейстера в классическом экзерсисе"

Разделы: Музыка

Ключевые слова: концертмейстер, экзерсис


Цель: через выразительное и художественное исполнение и прослушивание музыкальных произведений, донести её содержание.

Задачи:

  • Обучающая: Изучение новых более сложных элементов классического экзерсиса, посредством нового музыкального материала;
  • Развивающая: Развитие воображения, художественно-творческих способностей через согласованность характера движения с характером музыки;
  • Воспитательная: Воспитание ответственного отношения к занятиям хореографии, умение работать в коллективе.

Материально-техническое обеспечение:

  • фортепиано;
  • магнитофон;
  • флешки;
  • нотный материал.

Структура занятия:

  1. Организационная часть – 5 мин;
  2. Основная часть – 35 мин;
  3. Заключительная часть – 5 мин.

Структура занятия

Хронометраж

Работа хореографа

Работа концертмейстера

1.

Организационная часть

5 мин.

1.Учащиеся входят в кабинет под марш;
2.Поклон;
3.Постановка целей и задач.

1.В.А.Моцарт «Ария Дон Жуана»
2.А.Петров «Романс»

2.

Основная часть

35 мин.

Упражнения у станка

1.plie 1.И.Кальман «Дуэт Сильвы и Эдвина»
2.battment tandu 2.Э.Григ «Норвежский танец»
3.battment tandu gete 3.И.Штраус «Полька Жокей»
4.rond de gamb par terre 4.А.Рубинштейн «Мелодия»
5.battmant frappe 5.А.Нефёдова «Этюд»
6.battmant releve ient на 60 6.Л.Минкус «Адажио» «Дон Кихот»
7.растяжка у станка 7.А.Дюран «Вальс»
Упражнения на середине зала
8.I port de bras 8.И.Штраус «Вальс»
9.II port de bras 9.И.Штраус «Вальс»
10.III port de bras 10.Л.Минкус «Вальс»
11.Викторина по произведениям А.Вивальди цикл «Времена года» 11.А.Вивальди «Лето», «Осень»

3.

Заключительная часть

5 мин

1. Подведение итогов занятия;

2. Домашнее задание;

3. Поклон;

4. Выход из зала.

12.А.Петров «Романс»

13.В.А.Моцарт «Ария Дон Жуана»

Учащиеся данной группы, занимаются третий год. Этот урок, является небольшим итогом ознакомления с классическим экзерсисом и творчеством А.Вивальди, его скрипичным циклом «Времена года».

Весь музыкальный материал классического экзерсиса, был мной подобран в соответствии с характером движений, размером и музыкального предпочтениям хореографа.

В процессе занятия, в паузах между хореографическими упражнениями, я знакомлю детей с классическими произведениями, для того, чтобы у них расширялся кругозор, желание познания музыки известных композиторов, накапливался слушательский опыт. У концертмейстера не предусмотрены индивидуальны занятия, но всегда есть небольшие паузы, которые можно заполнить дополнительным музыкальным материалом, привлечь внимание детей и дать небольшую разгрузку после физических упражнений. Развивая детское воображение, восприятие, фантазию, считаю, что полезно применять метод прослушивания фрагмента или всего произведения классической музыки с последующей краткой беседой. Что я и сделала на занятии, прослушивая и изучая с детьми творчество итальянского композитора, виртуоза А.Вивальди его скрипичного цикла «Времена года». Метод не нов, но он оправдывает себя. Результат этой работы всегда положительный, происходит сближение музыкально-слуховых форм восприятия со зрительно-двигательными.

В современном обществе, всё более признаются гибкие формы общения, так и в музыкальной деятельности умения, которые ценились раньше на современном этапе становятся недостаточными. Литературы по вопросам музыкальной психологии, инновациям в области хореографии, применение современных форм и средств, достаточно, в связи с этим, возникает огромное желание, разрабатывать новые методы обучения и знакомства с музыкой учащихся.

В этом году я решила с учащимися попробовать такой метод работы, как изобразить музыку в рисунке. Детям очень понравилась сама идея, живо и с интересом откликнулись на неё. Считаю, что эта работа проведена не зря.

Все этапы работы - это единое целое, где каждый последующий вид работы вытекает из предыдущего. В заключительной части занятия, я провела викторину по произведениям А.Вивальди «Времена года».

Все поставленные цели на занятии были реализованы. Учащиеся показали высокую работоспособность. Доброжелательная атмосфера занятия, способствовала формированию, развитию умений и навыков детей.

В своей работе я стараюсь помочь хореографу раскрывать и воспитывать музыкально-ритмические способности учащихся.

Работу преподавателя и концертмейстера, в общепринятом понимании, может объяснить любой музыкант. Секрет индивидуального таланта кроется в личной методологической основе. Опыт, накопленный мною за многие годы апробируя различные методы, приносит положительный результат, но приобретения мастерства – это длительный и нескончаемый процесс.

Пианист, совмещающий две должности, концертмейстера и педагога, прекрасно видит и понимает, что их роднит. «… концертмейстер – это призвание педагога и труд его по своему предназначению сродни труду педагога. (К.Виноградов «Работа концертмейстера». М., 1984)