Тема: Нетрадиционные формы проведения родительских собраний – способ формирования здоровой атмосферы среди родительского коллектива. (СЛАЙД 2)
Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя начальных классов в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. (СЛАЙД 3)
Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, мною ведется в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
Самыми распространенными формами работы с родителями являются родительские собрания, конференции, родительские комитеты, индивидуальные беседы, консультации. Эти формы работы с родителями учащихся всем уже знакомы. Собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей, и различные организационные вопросы. Родительское собрание – это, в первую очередь, обучение родителей быть ими с помощью теории и практики. Совершенно очевидно, что традиционно сложившиеся формы проведения родительских собраний (монолог, а не диалог, пассивность присутствующих, не востребованность их родительского и жизненного опыта) себя изжили. Необходимо включать родителей в обсуждение проблем, превращая их в субъекты собственной деятельности по поиску вариантов их разрешения. Я хочу остановиться на нетрадиционных формах сотрудничества с родителями учащихся. (СЛАЙД 4)
На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.
(СЛАЙД 5) К нетрадиционным формам родительских собраний можно отнести: родительские встречи, родительские тренинги, ринги, родительские вечера, родительские чтения, мастер – классы, собрания – мини- проекты, семинары – практикумы и др.
Какие же это формы и приемы, которые позволяют превратить родителей из пассивных слушателей в активных участников происходящего. Рассмотрим эти приемы на основных этапах родительского собрания. Сегодня я представлю те приемы, которые использую. Приемы эти одни – универсальные, другие – только к определенной теме.
1 блок таких приемов относится к этапу Знакомство, создание эмоционального настроя. (СЛАЙД 6)
Особенно эти приемы актуальны с родителями первоклассников, которые друг друга не знают, особенно волнуются. Этих приемов много, они имеют цель – снять эмоциональное напряжение, дискомфорт, познакомиться с новыми людьми, настроиться на положительные эмоции. Например: прием, ПОИГРАЕМ? (СЛАЙД 7)
Все мы разные – и в этом наше богатство
На столе у родителей листы бумаги. Им предлагается сделать бумажный самолетик по схеме, затем положить его так, чтобы его нос был направлен влево, и нарисовать на крыле самолета солнышко с 7-ю лучиками. Нашлось хоть 2 одинаковых самолетика – нет!
Так, через простую игру, родители приходят к выводу, что все мы, а также дети разные. Не стоит сравнивать своего ребенка с другими детьми.
(СЛАЙД 8) Для расположения родителей к учителю, провожу прием «Хлопок» и «Ладошка», где даю понять родителям о том, что их дети, это теперь и мои дети, но мои они только на 4 года, а их дети до конца их дней. И, свою достойную старость они готовят уже сегодня, а я готова им в этом помочь.
После того, как все родители разогрелись, освоились, приступаем ко 2 блоку:
Введение в тему. Особое внимание я обращаю на то, чтобы все родители были заинтересованы, мобилизованы и готовы к активному участию. Тема не должна быть случайной. Выбор определяется: (СЛАЙД 9)
1) целевыми ориентирами жизнедеятельности классного коллектива;
2) закономерностями развития личности школьника;
3) особенностями протекания процессов обучения и воспитания;
Стратегией построения взаимоотношений школы и семьи. Цель данного этапа – заинтересовать, ввести родителей в тему, показать актуальность ее для них. Например, такой прием. (СЛАЙД 10)
- «Анкета-молния» - Проводила на теме «Дети глазами родителей, родители глазами детей» - была проведена анкета заранее с детьми, задаю те же вопросы из общей анкеты родителям, например, кем вы хотите стать, о чем мечтаете, ответы на эти вполне простые вопросы дали понять детям, а так же родителям, что все родом из детства. Посмотреть на себя с другой стороны
В своей работе я использую такие приемы, которые позволяют мне выявить взгляды родителей, различные позиции, подходы к теме, например, прием:
- «Разброс мнений» - раздаются карточки с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить. Например, по теме «Как правильно выполнять домашние задания» Уважаемые родители, в группах, закончите фразы (по3) – раздаю.
- Когда ребенок учит уроки, мы…
- Наша помощь в выполнении домашних заданий заключается в…
- Ребенок должен выполнять домашние задания начиная с …
Каждый родитель автоматически включается в процесс обсуждения, где может высказать свое мнение, поделиться своим опытом, найти для себя что-то новое и полезное из опыта других родителей.
После таких дискуссий родители совместными усилиями составляют памятку по данной теме.
Все эти приемы позволяют смотивировать родителей, поставить цели собрания, показать актуальность, позволяют выявить разные подходы, взгляды, отношения к данной теме. Задача педагога – педагогическое просвещение родителей. Поэтому 3 блок приемов относится к этапу изучения теоретической информации. (СЛАЙД 11 )
Изучение теоретической информации. Именно на данном этапе излагается наиболее важная информация, осуществляется совместный поиск путей и способов решения рассматриваемой проблемы.
Чтобы знакомство родителей с теорией не было скучным, подхожу к этому вопросу творчески. В нашем классе популярна такая форма:
«Дистанционное просвещение» - информирование родителей через электронную почту, по интернету, рассылаю материалы, вопросы для обсуждения, ссылки, сайты – одни родители знакомятся, отбирают для себя важное, копируют, распечатывают. Т.е. на собрание родители идут уже подготовленные по определенной теме и становятся активными докладчиками, другие же родители до собрания – отсылают мне свои вопросы, мысли по поводу темы, проблемы. Стараюсь организовать так работу, чтобы «докладчиками» были не одни и те же родители. Эта форма позволяет осуществлять индивидуальный, дифференцированный подходы. (СЛАЙД 12)
(СЛАЙД 13) Поэтому – следующий блок – Практикум.
На этом этапе цель - отработка практических навыков, разработка плана действий, рекомендаций, алгоритмов поведения. Например:
(СЛАЙД 14-16) Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются совместные творческие встречи детей и родителей. Творческая встреча это праздник общения с родителями друзей твоего ребенка, это праздник воспоминаний собственного детства и детства своего ребенка. Уже традиционными в нашем классе стали встречи, посвященные Дню матери.
Непринужденная праздничная атмосфера, душевность, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствуют тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается.
Творческие встречи помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик.
С помощью организации творческих встреч можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую такое соперничество поощряется семьей, что приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Творческие встречи сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.
Заключительный этап собрания.
Подведение итогов, рефлексия. Эта часть собрания включает в себя такие важные моменты, как принятие решения и анализ происшедшего на собрании.
Родители пишут письма «Письмо своему ребенку», «Письмо самому себе» (от имени друга) на конец окончания ребенком начальной школы.
На сегодняшний день, результативность этой работы я вижу в следующем:
- многогранная совместная работа по воспитанию детей в школе и дома;
- удовлетворенность родителей педагогической деятельностью учителя, доброжелательная атмосфера в классном коллективе;
- рост числа коллективных творческих дел, способствующих сплочению не только коллектива детей, но и родителей.
Невозможно описать все приемы для повышения эффективности родительского собрания - их огромное множество. Я нахожусь в постоянном поиске подобных приемов для использования их в своей практике и надеюсь на успех. (СЛАЙД 17)
Всем умных и понимающих родителей! (Слайд 18)