Каждый сумеет закончить с легкостью фразу: «Ученик – это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь.» Мудрость обитателей степи гласит: «Можно привести коня на водопой, но нельзя заставить его напиться». Эта пословица отражает основной принцип обучения - можно создать все необходимые условия для обучения, но само познание произойдет только тогда, когда ученик захочет узнать. Как же пробудить в каждом ребенке любознательность и жажду знаний? Как зажечь этот огонь? Как помочь формированию учебной мотивации? Как сделать так, чтобы ученик чувствовал себя нужным на каждом этапе урока, был полноценным членом единой команды класса?
Объём школьных знаний велик, а быть пассивным объектом обучения ребенку неинтересно. Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай попробовать – и я пойму.»
Не секрет, что мы запоминаем: 10% того, что мы читаем, 20 % того, что мы слышим, 30 % того, что мы видим, 50% того, что мы видим и слышим, 70% того, что мы говорим, 90% того, что мы говорим и делаем.
По такому принципу в основу обучения положена собственная активная познавательная деятельность ребенка. Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках в начальной школе через использование инновационных технологий».
Цель: найти эффективные способы активизации и способствовать формированию познавательных учебных действий у младших школьников на уроках для повышения качества образования.
Задачи:
- формирование познавательного интереса, любознательности, мотивации к учебе;
- формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
- формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Обучение в начальной школе вмещает в себя очень большой объём знаний. Данные знания необходимо дать детям не только в теоретическом виде, но и отработать определённые умения и навыки. Для успешного обучения современного ребёнка необходимо создание определённых условий на уроке, которые способствуют развитию интереса к процессу обучения, формированию мотива деятельности учащихся и активизации познавательной деятельности. Активизация познавательной деятельности учащихся - одна из актуальных проблем на современном уровне развития педагогической теории и практики. Одним из наиболее важных качеств современного человека является активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно.
Познавательная активность есть сложный феномен человеческой личности, структура которого определяется характером взаимосвязи основных составляющих: эмоционально-волевой, сенсорной и когнитивной. Активизация познавательной деятельности учащихся – это создание такой атмосферы учения, при которой учащиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют наши знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире.
В современной начальной школе ребенка недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Мы все помним старую притчу о том, как пришел мудрец к бедным и сказал: "Я вижу, вы голодны. Давайте, я дам вам рыбу, чтобы вы утолили голод". Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить ее. Ребенка необходимо обеспечить новыми умениями, важнейшее из которых- это умение учиться, а также сформированная сознательная мотивация к обучению, самоорганизация и саморазвитие.
То есть истина не должна преподноситься "на блюдечке". Гораздо важнее развивать критическое мышление, основанное на анализе ситуации, самостоятельном поиске информации, построению логической цепочки и принятию взвешенного и аргументированного решения.
Активизация познавательной деятельности, активизация внимания - эти задачи ставит перед собой каждый учитель, идущий на урок. Успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса, так как урок без них может стать скучным и малоэффективным.
Согласно Концепции 12-летнего среднего образования Республики Казахстан, основным критерием отбора педагогических технологий является равноправие субъектов обучения, активная роль обучающихся в учебном процессе.
Как известно, усвоение любого материала трудно дается школьникам, если они выступают в роли пассивных слушателей. Наоборот, при самостоятельной работе учащиеся с большим интересом и меньшими сложностями осваивают этот же материал.
Следовательно, задача учителя – постараться построить изучение учебного материала на уроках так, чтобы большая часть его была освоена школьниками самостоятельно.
«Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки», считал английский писатель Ричард Олдингтон.
Решению этой задачи в достаточной мере помогает использование в учебном процессе инновационно-педагогических технологий.
«Инновация» в переводе с латинского языка означает «обновление, новшество или изменение.
Под инновационной деятельностью понимается деятельность по разработке, поиску, освоению и использованию новшеств, нововведений.
Из инновационных направлений выделяем педагогические технологии(образовательные технологии).
Образовательная технология – это система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам.
Преимущества педагогических технологий
- В условиях классно-урочной системы технологии легко вписываются в учебный процесс;
- Позволяют достигать поставленные программой целей по конкретному учебному предмету;
- Обеспечивают внедрение основных направлений педагогических стратегии;
- Обеспечивают интеллектуальное развитие детей , их самостоятельность;
- Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг другу;
- Это особое внимание к индивидуальности человека, его личности;
- Это чёткая организация на развитие творческой деятельности;
- Это мониторинг (своевременный промежуточный и итоговый контроль достижений учащихся )
В поисках решения проблемы я использую в своей педагогической деятельности личностно-ориентированный и системно-деятельностный подход в обучении, который реализую через внедрение информационно-коммуникативных технологий, педагогику сотрудничества ,интерактивного обучения, проектного обучения, технологии проблемного обучения, игровых технологий и при помощи здоровьесберегающего подхода.
Деятельность - это всегда целеустремленная система, нацеленная на результат.
Понятие системно-деятельностного подхода указывает на то, что результат может быть достигнут только в том случае, если есть обратная связь.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности:
- ставить цели;
- решать задачи;
- отвечать за результаты.
Для достижения учеником желаемых целей и результатов в системно-деятельностном методе обучения применяется четыре типа уроков:
- урок открытия нового знания;
- урок рефлексии;
- урок построения системы знаний;
- урок развивающего контроля.
Например, структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
1) Мотивация к учебной деятельности (самоопределение).
2) Актуализация и пробное учебное действие.
3) Выявление места и причины затруднения.
4) Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
5) Реализация построенного проекта.
6) Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
8) Включение в систему знаний и повторение.
9) Рефлексия учебной деятельности.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности
Данный этап процесса обучения предполагает осознанный переход обучающегося из жизнедеятельности в пространство учебной деятельности. С этой целью на данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности на уроке, а именно:
1) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).
2) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности и устанавливаются тематические рамки («надо», «могу»).
В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я – идеальный ученик», осознанным подчинением себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработки внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и пробное учебное действие
На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, и их обобщение;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций;
3) мотивирование учащихся к пробному учебному действию («надо» – «могу» – «хочу») и его самостоятельное осуществление;
4) фиксация учащимися затруднений в индивидуальном выполнении ими пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения
На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:
1) выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага, операции, где возникло затруднение;
2) учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения – те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
На данном этапе учащиеся определяют цель урока – устранение возникшего затруднения, предлагают и согласовывают тему урока, а затем строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Для этого в коммуникативной форме определяется, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить.
5. Реализация построенного проекта
На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение, фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации для каждого (по возможности) ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)
На данном этапе организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности на уроке. В завершение, соотносятся цель и результаты учебной деятельности, фиксируется степень их соответствия и намечаются дальнейшие цели деятельности. Используя требования к составлению плана урока, можно приготовить занятие в соответствии с другими уровнями деятельностного метода обучения.
Современные педагогические технологии:
Нижеприведённые принципы, описанные голландским психологом Карлом Ван Парререном, более всего, на наш взгляд, отражают идеологию и практику современных технологий:
- Принцип 1: вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности; это может основываться на личном опыте учащихся.
- Принцип 2: учить диалогично, то есть в сотрудничестве с учащимися, а не по принципу «сверху вниз».
- Принцип 3: учить диагностично: постоянное наблюдение за учебной деятельностью учащихся необходимо; поправлять и поддерживать в случае необходимости.
- Принцип 4: разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи. Этот подход должен быть вариативным для различных категорий учащихся, чтобы обеспечить возможно полную ориентировочную основу для разнородных категорий учащихся и для переформирования структуры их учебной мотивации (или познавательный интерес).
- Принцип 5: обеспечивать учебное содержание (действие — обучающая модель: предметно ориентированная; личностно-ориентированная — Авт.) на разнородных уровнях (материальный, перцептивный, умственный, ср. Гальперина).
- Принцип 6: обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства или медиаторы (например, устная речь, письменная речь, искусственный язык, а также графические модели и символы).
- Принцип 7: обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей (например, набора коммуникативных и мыслительных действий и их способа обращения с жизненным опытом), а не на уровне внешних характеристик ответов учащихся при исполнении учебных задач. Ван Парререн противопоставляет механическое запоминание несвязанных фактов оценке прогресса учащихся на основе осознанной трактовки всяких понятийных инвентарей (ср. понятие содержательного обобщения Давыдова).
- Принцип 8: способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса (чувство компетентности). В этом контексте Ван Парререн выдвигает необыкновенное предложение, которое заключается в том, что принятая система отметок заменяется набором критериев оценивания, разработанным совместно учащимися и учителем (ср. Амонашвили). Согласно Ван Парререну предложенная система не заменяет, а дополняет систему табелей (ср. также Монтессори).
- Принцип 9: обеспечивает набор заданий для группы перед тем, как учащиеся начнут работать самостоятельно. Содействие нужно для того, чтобы избежать «ригидности» действий, речи, мысли.
- Принцип 10: стимулировать инициативу и творчество учащихся для того, чтобы они овладевали предметным содержанием гораздо глубже, чем по традиционной методике.
- Принцип 11: способствовать действительному формированию субъективности, которая выражается именно в положительном отношении учащихся к школьным предметам, и в особенности в самоопределении, самоответственности, самостоятельности по отношению к познавательной деятельности.
- Принцип 12: обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося.
Активное использование в учебном процессе информационно-коммуникативной технологии повышает эффективность обучения, позволяет содержательно и методически обогатить учебный процесс, разнообразить его, стимулирует познавательный интерес учащихся, увеличивает эффективность самостоятельной работы.
Использую информационно-коммуникативные технологии на уроках, во внеурочной и внеклассной деятельности:
- Провожу уроки с использованием компьютерных презентаций.
- Использую программы для демонстрации наглядного материала
- Использую интерактивные тренажеры.
Думаю, что не только у меня почти к каждому уроку есть презентация или обучающее видео, музыкальное сопровождение и физкультминутки. Но хочу рассказать о таком небольшом, но очень полезном приеме, как использование цифрового фотоаппарата. Особенно актуально оно на уроках в 1 классе, т.к. много времени уходит обычно у учителя, чтобы научить каждого малыша ориентироваться на тетрадном листе. С какого места строчки начать писать, что такое красная строка, сколько клеточек отсчитать от предыдущей работы, между работами или столбиками и т.д. А вот сфотографировать и показать на компьютере правильный образец или, наоборот, типичную ошибку, можно очень быстро. Проецируя на экран сфотографированную страницу тетради, страницу «Прописей» или учебника, у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания. На экране, который виден одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображённом на образце. Повышается концентрация внимания. Это введение в урок помогло заложить основы ориентации у каждого ученика класса на тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формируется навык письма букв и цифр. Да и родителям потом очень легко показать образец правильного оформления того или иного задания.
В своей работе я очень активно использую возможности интернета для общения с родителями. Я всегда могу не только своевременно донести нужную информацию и ответить на вопросы, но и все показать наглядно. Также я предлагаю детям дома самостоятельно работать с онлайн-тренажерами, формируя необходимые навыки. Могу предложить просмотреть дома классический мультфильм по литературному произведению. Выложить песню, которую нужно выучить на музыку, карточку с домашним заданием.Да и просто оперативно сообщить родителям, которых редко вижу о проблемах или успехах ребенка.
Применение технологии проблемного обучения, учит ребят ставить вопросы (проблемы) и искать на них ответы – важнейший фактор роста качества обучения, средство подготовки к творчеству, труду.
Проблемная ситуация: эти величайшие сказочники сами не придумали ни одно сказки. Как такое возможно? На доске подсказка: братья Гримм - ученые-лингвисты и фольклористы. На партах листочек - справка (Лингвистика - наука о языке. Фольклор - народное творчество, чаще всего устное.)
Имеет место в моей работе технология использование игр и игровых форм организации учебной деятельности. Игра – это «дитя труда». Ребенок, наблюдая за деятельностью взрослых, переносит ее в игру. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваивая игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых условиях. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового действия к умственной задаче. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, вызывает у учеников глубокое удовлетворение, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Высоко оценивая значение игры, В.А.Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». В дидактических играх ребенок сравнивает, наблюдает, сопоставляет, классифицирует предметы по тем или иным признакам, производит доступные ему анализ и синтез, делает обобщения. Однако не всякая игра имеет существенное образовательное и воспитательное значение, а лишь та, которая приобретает характер познавательной деятельности. Дидактическая игра обучающего характера сближает новую, познавательную деятельность ребенка с уже привычной для него, облегчая переход от игры к серьезной умственной работе.
Познавательные игры дают возможность решать сразу целый ряд задач обучения и воспитания.
- Во-первых, они таят огромные возможности для расширения объема информации, получаемой детьми в ходе обучения, и стимулируют важный процесс – переход от любопытства к любознательности.
- Во-вторых, являются прекрасным средством развития интеллектуальных творческих способностей.
- В-третьих, снижают психические и физические нагрузки.
В познавательных играх нет прямого обучения. Они всегда связаны с положительными эмоциями, чего нельзя порой сказать о непосредственном обучении. Познавательная игра – не только наиболее доступная форма обучения, но и, что очень важно, наиболее желаемая ребенком. В игре дети готовы учиться сколько угодно, практически не уставая и обогащаясь эмоционально. В-четвертых, в познавательных играх всегда эффективно создается зона ближайшего развития, возможность подготовить сознание для восприятия нового. О.С.Газман выделяет следующие требования, предъявляемые к использованию познавательных игр:
1. Игра должна соответствовать имеющимся у детей знаниям. Задачи, для решения которых у детей нет никаких знаний, не вызовут интереса и желания их решать. Слишком трудные задачи могут отпугнуть ребенка. Здесь особенно важно соблюдать возрастной подход и принцип перехода от простого к сложному. Только в этом случае игра будет носить развивающий характер.
2. Интерес к играм, требующим напряженной мыслительной работы, есть далеко не у всех детей, поэтому предлагать такие игры следует тактично, постепенно, не оказывая давления, чтобы игра не воспринималась как преднамеренное обучение. Игровые ситуации используются главным образом для того, чтобы дети хорошо понимали смысл задачи. Отдельные игровые элементы включаются как надежные стимулы интереса к учению, выполнению конкретного учебного задания. Загадочные названия дидактических игр помогают мобилизовать внимание детей, меньше утомляют, создают положительные эмоции на уроке и способствуют прочному усвоению знаний. Но ценность дидактической игры необходимо определять не по тому, какую реакцию она вызывает со стороны детей, а надо учитывать, насколько она эффективно помогает решать учебную задачу применительно к каждому ученику. Использование дидактических игр приносит хорошие результаты, если игра полностью соответствует целям и задачам урока и в ней принимают активное участие все дети. Играя с увлечением, они лучше усваивают материал, не устают и не теряют интереса. В процессе игры у детей формируются общеучебные умения и навыки, в частности умения контроля и самоконтроля, формируются такие черты характера, как взаимопонимание, ответственность, честность.
Мои дети не только умеют разгадывать ребусы и кроссворды, но и научились их самостоятельно выполнять. Я использую в своей работе много игр со словами. Например, игра «Живые буквы»,«Что в шоколадке?», «Буква заблудилась», «Составь цепочку слов».Игра «Пройди мимо поста»(математика) помогает эффективно и с помощью детей организовать проверку на уроке. Для проведения игр я активно использую наглядный материал, настольные игры, с которыми можно работать нестандартно. Пособия, изготовленные детьми (например, кубики с точками).
Технологию проектного обучения использую в работе, как дополнение к другим видам обучения.При работе над темой «Овощи» дети составляли книжки-малышки с загадками. А самым ярким для нас был проект «Когда моя мама была маленькой». Дети поставили себе цель: узнать, какой была мама в 7 лет. Для этого они брали у мамы интервью. Затем составляли книжку-малышку «Когда моя мама была маленькой». В подарок для мамы приготовили «Чековую книжку желаний». А завершили все это на празднике, посвященном 8 марта соревнованием между командами мам и детей «Угадай, чья мама».
Разноуровневое обучение
У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации ученья.
Интерактивные методы строятся на схемах взаимодействия "учитель = ученик" и "ученик = ученик". То есть теперь не только учитель привлекает детей к процессу обучения, но и сами учащиеся, взаимодействуя друг с другом, влияют на мотивацию каждого ученика. Учитель лишь выполняет роль помощника. Его задача — создать условия для инициативы детей.
Задачи интерактивных методов обучения
- Научить самостоятельному поиску, анализу информации и выработке правильного решения ситуации.
- Научить работе в команде: уважать чужое мнение, проявлять толерантность к другой точке зрения.
- Научить формировать собственное мнение, опирающееся на определенные факты.
Методический прием "Цветные поля" относится к приемам интерактивного обучения и предназначен для развития навыков самопроверки письменной работы. Одно из важнейших преимуществ приема "Цветные поля" заключается в том, что он помогает созданию психологически комфортной обстановки на уроке. Ученик не боится проверки, так как сам определяет степень ее строгости, и учиться определять и степень своей подготовленности.
Алгоритм работы с приемом
1. Ученик пишет письменную работу (сочинение, изложение, диктант, контрольную, работу над ошибками, самостоятельную, и т.д.).
2. На полях делаются пометки разным цветом. При этом цветовые пометки — это обращение к учителю:
- Красный — "проверьте и исправьте все ошибки";
- Желтый — "отметьте все ошибки, я сам исправлю";
- Зеленый — "укажите количество ошибок, я сам найду и исправлю".
Использование кубиков с 3 цветными сторонами и 3 цифрами также помогает осуществлению обратной связи.
Также я использую технологию коллективной деятельности.
Достаточно часто я даю детям задания, которые нужно выполнять в группах, так как она обеспечивает развитие самостоятельности учащихся, навыка ведения дискуссии, умения публично отстаивать свою позицию, и в тоже время действовать, как часть слаженного коллектива, уметь договариваться и идти на разумный компромисс. Ведь любой, нарушающий правила работы в группе, мешает своей команде достичь успеха, что видно очень наглядно.
Например, у каждого ребенка в группе есть своя пословица. Нужно вместе выбрать только одну, имеющую отношение к теме урока. Группа, которая не смогла договориться, не справилась с заданием. При работе по теме «Растения» мы провели викторину «Что? Где? Когда?» дети - против учителя. Самым приятным для меня оказалось то, что при подведении итогов каждая команда набрала баллов меньше меня, но все вместе - больше! Это и создание ситуации успеха для каждого ребенка, и напоминание о том, что один в поле не воин, а вместе они - сила! Уже в 1 классе большинство детей освоили правила работы в команде, научились правильно распределять роли без помощи педагога, помогать тем, кто слабее.
Разумеется, мы регулярно проводим работу в парах. На уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют запас информации. Позволяет закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить возможные пробелы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Применение парной формы на уроках приобретения новых знаний даёт возможность ученику оценить собственные успехи в усвоении нового материала и проверить умение обучать других.
Например, по математике нам тяжелее всего далась тема «Уравнения». И для закрепления я дала такое задание: составить свое уравнение. Затем решить уравнение соседа и ВМЕСТЕ проверить, получилось ли решить его правильно, а если нет, то почему. А на грамоте дети с увлечением вместе составляли пары сказочных героев, отрабатывая навык написания имен собственных с большой буквы.
В современных условиях мне как учителю необходимо привить учащимся навыки практических действий, формируя общепредметные компетентности. Этому способствует использование на уроках компетентностно-ориентированных заданий.
В своей практике я заинтересовалась данным видом заданий, т.к. их использование позволяет активизировать самостоятельную учебную деятельность школьника, изменить характер его работы, позицию и характер деятельности учителя, взаимоотношений между педагогом и учеником. Компетентностно-ориентированные задания позволяют моделировать образовательные ситуации для освоения и применения деятельности посредством учета дополнительных возможностей, изучаемого материала.
Обязательным считаю применение здоровьесберегающих технологий, которые формируют у учащихся осознанную потребность в ведении здорового образа жизни (использование физминуток, психологических тренингов, динамических пауз, зарядки для глаз, дыхательной гимнастики. Систематическая и целенаправленная работа с использованием здоровьесберегающих технологий помогает мне добиваться глубоких и прочных знаний, а главное вызывает интерес к учению.
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности.
В этом году передо мной встала такая проблема: самый сложный и ответственный урок-математику я провожу либо третьим, после физкультуры, либо последним, после большой перемены. Детям очень сложно переключиться и сконцентрироваться. Поэтому я решила воспользоваться опытом китайских коллег, известных своим крайне трепетным отношением к детскому здоровью. Конечно, возможностей для полноценного дневного сна у нас нет, но даже 2-3 минутная возможность прилечь на парте и «заснуть» под спокойную музыку, или просто послушать тишину, позволяет детям избавиться от излишнего возбуждения и сосредоточиться на уроке. Во время проведения физминутки для глаз можно еще и положить на голову дневник, лишив детей возможности отвлечься и позаботившись еще и об осанке. Также для снятия усталости мы используем приемы самомассажа, а также массажные шарики су-джок и подручные предметы (киндеры, орехи, прищепки, или просто карандаши). Также я стараюсь дать детям возможность почаще сменять позу, например, повторить хором правило, или вспомнить стихотворение, можно и стоя. Даже кратковременная смена позы помогает снять усталость и активизировать внимание детей.
Успех – важнейший стимул активной деятельности человека. Этот психологический феномен особенно ярко проявляется в детском возрасте, когда другие мотивы и стимулы еще неустойчивы или слабо выражены. Ребенок, слабо успевающий, отстающий от своих сверстников, быстро теряет интерес к учению и его познавательная активность на уроке приближается к нулевому уровню. Для достижения положительных результатов в обучении, на уроках пытаюсь создавать ситуацию успеха для каждого ребенка, используя технологию педагогической поддержки и помощи, воспитание ситуацией успеха и отмечая достижения, в том числе и внешкольные, каждого ребенка.Для этого может использоваться и технология портфолио.При этом важное значение приобретает формирование психологически комфортной учебной среды, где ребёнок может быстро преодолеть неуверенность в своих действиях, где создаются доверительные отношения между всеми участниками процесса и активизируется творческая, учебно-познавательная деятельность.
Реализуя идеи личностно-ориентированной педагогики, я стараюсь как можно чаще привлекать детей к проведению урока и дать им возможность продемонстрировать свои знания, умения и навыки. Например, на уроках труда при изучении темы «Оригами» показ и объяснение проводили дети, умеющие складывать данные фигурки. Затем они оказывали другим детям индивидуальную помощь. Когда мы читали отрывок из сказочной повести А.Толстого «Золотой ключик», девочки, занимающиеся в «Карнавале» научили нас танцу «Буратино», а во время урока по теме Э.Успенский (2-й час) девочки из «Узоров» научили нас танцу «Чебурашки». Приемы сложения и вычитания круглых десятков, а также сложения и вычитания чисел разных разрядов мне тоже объяснять не пришлось. Это сделали сами дети. Я только помогла сформулировать вывод.
И в проведении урока, посвященного А.С.Пушкину, я практически не принимала участия. В конце предыдущего урока я сообщила детям, что нас ждет встреча с величайшем русским поэтом, которого я не назову (Догадайтесь сами!), но в детстве товарищи по учебе называли его французом, арапченком и обезьянкой. Почему? А расскажите мне сами! Подсказка: он написал 5 сказок и одну неоконченную. А домашним заданием было рассказать об одном интересном факте из жизни поэта и придумать 1 вопрос для викторины. (Слайды для викторины присылайте по электронной почте).Урок мы начали с того, что один из детей прочитал нам отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья…». Он выучил его для участия в «Минуте славы», и очень этим гордился. Когда я включила презентацию, все остальное дети рассказали сами.Произведения А.С.Пушкина мы вспомнили с помощью приготовленной детьми викторины. Я только добавила несколько отрывков для угадывания, которые прочитали дети, умеющие читать выразительно. А в конце урока мы с помощью ладошек нарисовали Царевну-Лебедь. Конечно, такой урок у нас получился только потому, что мы хорошо знакомы и любим творчество А.С.Пушкина. А вы успели посчитать, сколько методов активизации познавательной деятельности учащихся было использовано на этом уроке? Кто сможет перечислить использованные технологии?
В дальнейшем я планирую работать над освоением таких технологий, как технология разноуровневого обучения и создание КОЗ.
В этом году я столкнулась с такой проблемой, как недостаточный уровень осознанности чтения, вызывающий трудности в обучении и потерю интереса к учебе. Решая эту проблему я заинтересовалась технологией продуктивного чтения и технологией критического мышления. Я только начала их осваивать, но у нас уже есть положительные результаты. Эту работу я планирую продолжить в следующем году на уроках литературного чтения. («Ромашка Блума», «Кубик Блума»)
Подготовить урок с использованием той или иной технологии не всегда просто для учителя. Зачастую это требует много времени, подготовки большого количества материала. Не всегда такой урок проходит гладко, особенно в процессе апробирования, когда ищешь оптимальные варианты использования технологий в учебном процессе, подбираешь их в соответствии с возрастными особенностями учащихся, темой урока, имеющимся материалом. Но, как правило, урок, проведенный с применением технологии, оправдывает себя, так как позволяет максимально включить учащихся в процесс урока, мотивирует их на самостоятельную работу и, что, наверное, самое главное, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала.
Мои наблюдения за учащимися показывают, что грамотно построенные уроки не вызывают у детей нервных перегрузок. Наоборот, положительный настрой, интерес к познанию, к мыслям друг друга – все это сводит до минимума неизбежную усталость от работы и не вызывает негативного отношения к учебе. Спокойное и уверенное самочувствие ребенка в классе является основным показателем здоровьесберегающего характера обучения. Что, в свою очередь, приведет каждого учителя к реализации главной цели – повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения. И, давайте будем помнить, что без преодоления трудностей нельзя воспитать думающего, самостоятельного человека!
Результатом своей работы вижу положительную динамику в формировании познавательных действий: дети научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, а с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалась отрицательная оценка мотивации к учебе. Дети учатся с удовольствием, у них выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.