Урок по теме «Группа крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор»

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 8

Ключевые слова: биология, переливание крови, группа крови, резус-фактор, донорство


Цели: расширить знания учащихся о группах крови и их отличительных признаках; совместимости крови по группам; значении переливания крови и роли доноров в сохранении жизни и здоровья людей. Формирование умения: самостоятельно работать с текстом учебника; логически мыслить и оформлять результаты логических операций в устной и письменной форме.

Оборудование: таблицы: «Кровь человевка», «Ткани», презентация.

Приложение: Работа в классе

Ход урока

1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята.

2. Актуализация знаний учащихся

Сегодня наш урок мы начнём с того, что разгадаем предложенные анаграммы:

роквь       репеливание          нордо

Верно:

  • кровь
  • переливание
  • донор

И, сегодня, мы будем изучать тему «Группа крови. Переливание крови. Донорство. Резус-фактор».

3. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

Известно, что у среднестатистического человека 5-5,5 л крови. Без вреда для здоровья можно потерять 15% крови, а вот потеря за раз большого количества крови приведет к нарушению постоянства объема внутренней среды организма и, даже, смерти. Поэтому уже с древних времен в случае кровопотери при заболеваниях люди пытались переливать больным кровь животных или здорового человека.

2. Индивидуально-коллективная работа

У каждого из вас на столе лежит текст « Из истории переливания крови», прошу Вас с ним ознакомиться в течение 4 минут

На доске представлена одноименная таблица. Давайте ее заполним

История переливания крови

О ком говорится

Описание события

Результат

 

Удрученный старостью и болезнью он приказал влить себе кровь от трех юношей

 

 

После смерти обескровленной собаке в ее сосуды влил кровь от другой собаки.

 

 

Обескровленному юноше перелили кровь ягненка

 

 

Первое удачное переливание крови от человека к человеку

 

 

Переливание крови женщине, погибавшей от кровотечения при родах

 

Текст для работы учащихся:

  • С давних времен люди пытались применить переливание крови. Уже в Древнем Египте и Греции есть упоминание об этом. Считалось, что переливание крови отважных и добрых людей делает других великодушными и храбрыми.
  • Папа римский Иннокентий VIII , удрученный старостью, приказал влить себе кровь от трех юношей. Результат был печален: умерли и юноши, и Папа.
  • Впервые доказал возможность оживить животное переливанием крови лондонский анатом Ричард Лоуэр в 1666 году. Он поставил такой опыт: после смерти обескровленной собаке в ее сосуды была влита кровь от другой собаки. Собака ожила.
  • Этот успех окрылил исследователей и в 1667 году во Франции Жан-Батист Дени произвел первое в истории человечества внутривенное переливание крови человеку. Обескровленному умирающему юноше перелили кровь ягненка. Хотя чужеродная кровь и вызвала тяжелую реакцию, но больной перенес ее и выздоровел. К сожалению, история не сохранила имени бедняка-рабочего из Парижа, который, испытав на себе благотворное влияние переливания крови животного, предложил Дени свою кровь для переливания. Он и был первым человеком, сознательно и добровольно решившим стать донором.
  • Однако последующие попытки переливания крови были неудачными. Люди умирали. Родственники потерпевших возбуждали против врачей судебные процессы и в ряде стран опыты по переливанию крови были запрещены.
  • Первое удачное переливание крови от человека к человеку сделал английский врач Джеймс Бланделл в 1818 году. И вновь история не сохранила имени первого донора-англичанина, кровь которого перелили больному, страдающему раком желудка.
  • В России в 1832 году впервые петербургский акушер Г.С.Вольф успешно использовал кровь также неизвестного нам донора для переливания погибавшей от кровотечения родильнице. Успех этого переливания был блестящим: жизнь женщины, находящейся при смерти из-за большой кровопотери, была спасена. Однако последующие четыре попытки окончились смертью больных.

3. Что же дальше?

А дальше все пошло по-старому: то блистательный успех, то тяжелое осложнение вплоть до смерти.

В 1873 году подсчитали, что всего на земной шаре было произведено 247 переливаний, из них 176 окончились смертью.
Почему в некоторых случаях переливание крови от одного человека другому может привести к тяжелым последствиям?
Научный ответ на этот вопрос дали почти одновременно два ученых: австриец Карл Ландштейнер и чех Ян Янский. Ими были обнаружены у людей четыре группы крови. Причиной неудачного переливания крови является склеивание эритроцитов, которое получило название агглютинации.

В эритроцитах были обнаружены вещества белковой природы – агглютиногены (склеиваемые вещества). У людей их существует два вида, и условно их обозначают буквами А и В. В плазме крови обнаружены агглютинины (склеивающие вещества) двух видов. Их обозначают буквами греческого алфавита α и β. Агглютинин α склеивает эритроциты с агглютиногеном А, а агглютинин β склеивает эритроциты с агглютиногеном  В. Человека, чью кровь вливают (дающий кровь), называют донором, а человека, которому кровь вливают, называют реципиентом. При переливании важно, чтобы не склеивались эритроциты донора.

Таблица «Совместимость групп крови»

реципиенты

Агглютинины в плазме  крови

Доноры

Агглютиногены в эритроцитах

1 группа
̶

2 группа
А

3 группа
В

4 группа
А и В

1 группа: α; β

̶

+

+

+

2 группа: β

̶

̶

+

+

3 группа: α

̶

+

̶

+

4 группа:  ̶

̶

̶

̶

̶

Примечание.
Знак «̶» означает: склеивание эритроцитов не происходит, то есть переливание возможно.
Знак «+» означает: склеивание эритроцитов происходит, то есть переливание невозможно

4. Сделаем вывод: При переливании крови, если даже тщательно учитывать групповую принадлежность донора и реципиент, иногда случаются тяжелые осложнения.

В чем же причина неудач в данном случае?

Оказывается, в эритроцитах у 85% людей имеется так называемый резус-фактор. Так он назван потому, что впервые был обнаружен в крови мартышки макаки-резус. Резус-фактор – это белок. Люди, у которых в эритроцитах имеется этот белок, называются резус-положительными. У 15 % людей в эритроцитах нет этого белка - это резус - отрицательные люди. В плазме крови нет готовых агглютининов, которые бы склеивали эритроциты с резус-фактором, но они могут образоваться.
Как и при каких условиях это происходит?

Если в кровь резус – отрицательным людям перелить кровь резус – положительного человека, от разрушения эритроцитов при первом переливании не наступает. Но зато образуются антитела против эритроцитов с белком резус-фактор. И при повторном вливании такому резус – отрицательному человеку (уже с антителами) крови резус – положительного человека может произойти тяжелое расстройство и  даже смерть (если вовремя не оказать помощь).

4. Закрепление материала

4.1. Фронтальная беседа

- В каком году, и в какой стране было произведено первое в истории человечества внутривенное переливание крови человеку?

- Какие ученые открыли группы крови?

- Когда возникает резус-конфликт?

4.2. Решение задач проблемного характера по теме «Переливание крови»

1. В современной медицинской практике широко используется переливание крови. Что Вы будете обязательно учитывать прежде, чем назначить и начать эту процедуру?

2. В поликлинике была кровь I и III групп. У больного, потерявшего много крови, оказалась кровь II группы. Определите, кровь, какой из имеющихся групп можно перелить больному.

5. Задание на дом