ВРЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ: 20 мин.
Цели: содействовать формированию у участников мастер-класса потребности использования в своей работе современных игровых технологий.
Задачи:
- представление опыта работы по использованию игровой технологии в СДДТ;
- актуализация педагогического творчества и навыков групповой работы;
- демонстрация активных форм обучения педагогов.
Условия: педагогическая игра рассчитана на руководителей учреждений дополнительного образования, педагогов дополнительного образования, реальная продолжительность игры – 20 минут. В педагогической игре могут участвовать от 12 до 18 человек.
Материалы и оборудование: компьютер, экран, бейджики для участников игры, горн, 45 смайликов 3-х разных цветов, маркеры, 3 шт. ватманов, раздаточный наглядный материал на 3 группы (ведущие виды игровых технологий в определенные возрастные периоды; образцы игр для определенных возрастов; модель технологии проведения игры; образцы сценариев игры для определенных возрастных категорий детей), для старшей возрастной категории детей: карточки для ролевой игры «Разреши ситуацию», для игры – социодрама «Сердце для…», 2 портрета людей, 50 шт. сердец, столы, стулья, музыкальное оформление
Ход проведения педагогической игры
В аудитории, на заранее расставленных кругом стульях, сидят участники мастер-класса, с прикрепленными бейджиками, на которых написаны Имя и Фамилия игроков.
Эмоционально-этический настрой
1 слайд – «слова «Здравствуй друг!», с картинками» шюв»
Звучит вожатская песня «Перелистав известные тома….», в зал входит педагог
Педагог: Добрый день, уважаемые коллеги!
Меня зовут Лариса Корнеевна – я руководитель городской «Школы юного вожатого» СДДТ, очень рада встрече, с вами, с людьми, убежденных в том, что детство – один из лучших периодов человеческой жизни!
Да! «Детство – это игра, игра – это детство!»
Педагог: Давайте познакомимся поближе!
Встанем в круг друзей и поприветствуем друг друга!
Проходит игра на снятие внутренних барьеров, знакомство «ЗДРАВСТВУЙТЕ ТЕ, КТО»
Педагог (объясняет правила игры):
Здравствуйте те, кто в этом кругу не случайно?
Здравствуйте те, кто согласен, с тем, что педагог и любовь к детям слова синонимы?
Здравствуйте те, кто согласен, с тем, что педагог искусный врачеватель детских душ?
Здравствуйте те, кто согласен, с тем, что жажда ничто, а личный имидж педагога всё?
Ну вот, видите, прошла всего одна минута, а вы уже улыбаетесь.
Наверное, настроение у вас поднимается? Замечательно.
Мы познакомились, друг с другом и объединил нас КРУГ ДРУЗЕЙ!
Педагог: Чтобы узнать тему мастер-класса вам необходимо ответить на вопросы!
- Что является мощным инструментом вхождения ребенка во взрослую жизнь.
Это является средством развития личности школьников и средством их общения? - Для педагогов и психологов - это средство коррекции развития ребенка, диагностическое средство и даже психотерапевтическое!
Ответы участников
Педагог: Да! Совершенно верно – это ИГРА!
Игра, как труд и учение - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.
2 СЛАЙД – СЛОВА А.С.МАКАРЕНКО…
А.С.Макаренко назвал игру – важным методом, и считал, что несколько ошибочно считать игру одним из занятий ребенка, так, как в детском возрасте игра – это норма, и ребенок должен играть, даже когда делает серьезное дело. Игра требует как теоретического, так и практического осмысления.
3 СЛАЙД - ТЕМА МАСТЕР-КЛАССА ««ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ»
Педагог: Поэтому тема нашего мастер-класса ««ИГРА – ДЕЛО СЕРЬЁЗНОЕ»
Педагог: Педагогическая игра в отличие от игр вообще обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Поэтому форма проведения нашего мастер-класса – ПЕДАГОГИЧЕКАЯ ИГРА.
Педагог: Цель и задачи игры отражены на экране!
4 СЛАЙД – ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ …..
Цели: содействовать формированию у участников мастер-класса потребности использования в своей работе современных игровых технологий.
ЗАДАЧИ:
- Представление опыта работы по использованию игровой технологии в СДДТ;
- актуализация педагогического творчества и навыков групповой работы;
- демонстрация активных форм обучения педагогов.
5 СЛАЙД – НА ЭКРАНЕ СЛОВА Д.Б.ЭЛЬКОНИНА
Педагог:Игра – ведущий вид деятельности ребенка!
Рассматривая игру как всеобщую, спонтанно возникающую форму воспитания, известный психолог Даниил Борисович Эльконин сказал,что ни один другой вид человеческой деятельности не образует вокруг себя такого мощного «педагогического поля».
Только понимая функции педагогических игр, педагог может правильно определить место и роль игровой технологии в воспитательном процессе и сочетать элементы игры и воспитания.
6 СЛАЙД – ФУНКЦИИ ИГРЫ
Педагог: У каждого вида игры своя полезность.
В человеческой практике ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЯЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ФУНКЦИИ:
- развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить довольствие, воодушевить, пробудить интерес);
- коммуникативную: освоение диалектики общения;
- самореализации: в игре как полигоне человеческой практики;
- игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
- диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
- функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
- межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
- социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
7 СЛАЙД - ЧЕТЫРЕ ГЛАВНЫЕ ЧЕРТЫ ИГРЫ
Педагог: Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А.Шмакову):
- свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
- творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
- эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
- наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры.
Педагог:Педагогические игры подразделяются….
- по виду деятельности
- по характеру педагогического процесса
- по характеру игровой методики
Внимание на экран!
8 слайд – педагогические игры по виду деятельности:
Педагог: Педагогические игры по виду деятельности:
- социальные
- психологические
- интеллектуалаьные (умственные)
- физические (двигательные)
- трудовые
9 слайд – педагогические игры (по характеру педагогического поцесса):
Педагог: Педагогические игры (по характеру педагогического процесса)
- обучающие, тренировочные, контролирующие, обобщающие
- познавательные, воспитательные, развивающие
- репродуктивнеы, продуктивные, творческие
- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и другие
10 слайд – педагогические игры (по характеру игровой методики):
Педагог: Педагогические игры (по характеру игровой методики)
- деловые
- предметные
- ролевые
- сюжетные
- имитационные
- игры-драматизация
11 слайд – достоинства игровых технологий
Педагог: Одно из главных достоинств ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ – это повышение интереса к предмету , практически у всех обучающихся детского коллектива!
12 слайд – фото сддт и дети
Педагог: Поэтому в СДДТ одной из ведущих технологий является – ИГРА!
Игру любят педагоги и дети:
Это радость, развлечение, досуг!
13 слайд – фото из жизни «ШЮВ»
Педагог: В детском объединения «Школа юного вожатого» реализация игровых приемов и ситуаций происходит практически на каждом занятии. Разработаны методические рекомендации и сценарии: деловых, развивающих, профориентационных и психологических игр.
14 слайд – фото из жизни «ШЮВ»
Педагог: Каждое занятие для начинающих вожатых - это игра, ведь кода-то, в детстве дети играли в школу, теперь они пришли в «школу вожатого», где каждый приобретает опыт социально-значимой роли – роли ВОЖАТОГО, руководителя детского коллектива.
А девизу у нас один на всех - «Делай как я!» Т.е. на занятии познакомившись в новой игрой, на знакомство, на сплочение и другими, начинающий вожатый получает вожатское задание апробировать эти игры на подшефном отряде: в детском саду, группе продленного дня в школе и т.д. и зафиксировать в «Тетради добрых дел».
Для детей это ИГРА, но для взрослого это получение определенных педагогических результатов!
Ведь приобретенный опыт на практике развивает у подростков:
- способность к самостоятельному решению проблем в различных сферах деятельности на основе использования социального опыта,
- способствует формированию основных компетентностей, что соответствует требованиям современных образовательных стандартов.
Переход к практике
Педагог: Вместе с тем, любая игра – это творчество!
А сейчас мы с вами немного поиграем!
Давайте рассмотрим и решим несколько педагогических задач.
15 сла: йд – задание игры:
Педагог: Нам необходимо сконструировать игру для определенного возрастного периода, по предложенной технологии проведения игры и представить игру группой.
Хочется отметить, что в ходе конструирования проекта игры, возможно, ее усовершенствование, изменение.
Педагог: Но для этого мы должны разбиться на 3 группы, с помощью приема «РАВНЫЙ СЧЁТ»
Правила: Всем нужно встать в круг друзей, и посчитаться по счёту «1,2,3»
ПЕРВЫЕ – 1 группа играющих;
ВТОРЫЕ – 2 группа играющих;
ТРЕТЬИ - 3 группа играющих;
Участники образуют группы и занимают свои групповые места в зале
Педагог:А сейчас получите пожалуйста, раздаточный вспомогательный методический материал, который поможет вам в работе!
Участники получают игровое задание получают раздаточный вспомогательный методический материал на 3 группы:
- ведущие виды игровых технологий в определенные возрастные периоды;
- образцы игр для определенных возрастов…;
- технология проведения игры;
- образцы сценариев игры для определенных возрастных категорий детей.
Педагог: Имея богатый опыт работы с подростками по дополнительной общеразвивающей программе «Школа юного вожатого» социально-педагогической направленности, я вам предлагаю сконструировать СОЦИАЛЬНЫЕ ИГРЫ – ведущие в процессе социализации и адаптации молодых людей!
16 СЛАЙД - ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ
Педагог: Но, мы должны соблюдать ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ следующие:
- Коллективно планирование этапов проведения игры,
- Принятие коллективного решения о представлении ИГРЫ;
- Распределение по ролям;
- Подготовка к представлению;
- Демонстрация сконструированной игры
- Результат игры должен быть представлен наглядно!
Ну а сейчас, о «ЗОЛОТОМ ПРАВИЛЕ» нашей игры по традиции КТД!
Оно гласит!
Работа в радость, на пользу себе и коллективу!
17 слайд - на экране - работа в группах
Идёт групповая педагогическая работа.
18 слайд - на экране – требования к защите
Педагог: Внимание! Ознакомьтесь с требованиями к защите!
Закон «ноль – ноль» (закон точности времени – 2 минуты)
Соотвествие названия игры содержанию и ожидаемым педагогическим результатам, соответствие возрасту!
19 слайд - на экране - представление работы в группах
Группы демонстрируют результаты групповой работы.
20 слайд - на экране текст - подведение итогов игры
Педагог: Мне немножко грустно, потому что подходит к завершению наша встреча. Давайте встанем в круг друзей, Орлятский круг, который нас собрал сегодня!
Участники встают в ОРЛЯТСКИЙ КРУГ
Проводится РЕФЛЕКСИЯ
Педагог:
- Понравилось ли вам играть? А какое у вас настроение?
- Я попрошу вас отметить что интересного, нового вы «увидели» сегодня.
- Что понравилось, вызвало положительные эмоции, оказалось полезным.
- Выберите соответствующий смайлик и прикрепите ……????
21 слайд - на экране – картинки смайликов с заданием
Участники прикрепляют в соответствии в результатами увиденного и понятого следующие цвета смайликов по цветовой гамме:
- красного цвета смайлик - активная деятельность, очень интересно, эмоционально
- желтого цвета смайлик – удовлетворенность информацией
- голубого цвета смайлик - интересно, спасибо за полученный креативный опыт
Участники прикрепляют смайлики.
Педагог: Итак, люди играют в любом возрасте.
- Технологи игры - дело серьезное!
- Педагог должен уметь разрабатывать необходимые педагогические игры;
- Необходимо организовывать обучение педагогов современным игровым технологиям;
- Самое главное – стимулировать детей на творчество создания игры!!!
Подводя итоги, нужно отметить, что игра, как форма организации деятельности детей и взрослых с одной стороны, своими задачами, содержанием и средствами ориентирована на личность человека и его развитие и саморазвитие, а с другой – является практико-ориентированной, т.к. призвана активизировать деятельность человека и помогать решать задачи, которые способствуют достижению успехов в какой-либо ситуации.
Проходит завершающая Игра-кричалка на сплочение «Солнце»!
«Пусть у нас всё будет хорошо!»
21 слайд - на экране текст – спасибо за внимание!
Педагог: Хочется поблагодарить всех за участие и хотелось бы пожелать успехов в достижении важных жизненных целей, удачи!
До свидания! До новых встреч!
Звучит песня «ФИЛОСОФЫ В 13,5»
ФИНАЛ