Ранний возраст имеет исключительно большое значение в развитие человека. В этот период закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и многое другое. Но развитие ребенка возможно в среде доверия, поддержки и эмоционального благополучия, где эмоциональное благополучие выступает как показатель психологического здоровья, способствует развитию ребенка и внутренней его гармонии. Чтобы сделать процесс адаптации к новым условиям жизни ребенка более плавным, безболезненным и более успешным, необходимы инновационные формы работы,которые известны и понятны детям, знакомы из личного опыта; формы работы, имеющие, по сути терапевтический эффект, позволяющие отвлечь ребенка от разлуки с близкими, заинтересовать, снять напряжение, поддержать на стабильном уровне эмоциональное состояние. Среди них можно выделить:применение игровых технологий. Необходимо помнить, что цель применения данной технологии в этот сложный для ребенка период –налаживание контакта, создание доверительных отношений. Эта технология включает в себя несколько направлений:
- подвижные игры-забавы, основная цель которых – доставить детям радость и удовлетворение от совместного со сверстниками активного и одновременно увлекательного время провождения;
- все виды театра - настольные (театр игрушек или двусторонних картинок, стендовые (стенд-книжка, фланелеграф, теневой театр, кукольные, которые проводятся за ширмой так без ширмы (с куклами бибабо, пальчиковыми, перчаточными, варежковыми, платочными, штоковыми, ростовыми куклами, куклами марионетками, так как встреча с театральными персонажами помогает расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу;
-знакомство с произведениями поэзии: пение колыбельных песен, рассказывание пестушек, потешек, сказок о животных, которые обладают явным успокаивающим, терапевтическим воздействием на эмоциональную сферу малышей.
Активное используемые нами технологии проектной и исследовательской деятельности, в данный период, способствует налаживанию контакта, лучшему взаимодействию воспитателя и ребенка, заинтересованности и мотивации. Это позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
- Различные упражнения с песком, крупой, водой несут огромную пользу, так как способствуют стабилизации эмоционального фона, дают простор для экспериментирования, что крайне важно в сложный период адаптации;
Здоровьесберегающие технологии оказывают большое влияние на физическое и психическое здоровье детей. Они необходимы для сохранения здоровья ребенка. К данным технологиям относят различные виды гимнастик: дыхательную, пальчиковую, глазодвигательную; подвижные игры; элементы релаксации и упражнения психологической саморегуляции.
Использование музыкотерапии, сказкотирапии в различных режимных моментах, обеспечивает эмоциональный комфорт, ребенок чувствует нежность и заботу, которые исходят от взрослого.
Современные дети отличаются от предыдущих поколений, информационные технологии входят в жизнь детей очень рано. И сила их воздействия на детскую психику велика. А значит необходимо создать новые условия для успешной адаптации его к детскому саду.Роль взрослого взять роль проводника на себя.
Информационно-коммуникативные технологиивызывают активный познавательный интерес, оказывают помощь воспитателю в оформлении развивающей предметно-пространственной среды. Это и подбор яркого иллюстративного материала для показа детям и музыкального сопровождения для прослушивания, использование мультимедиа и планшетов в работе с детьми,развивает интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в раннем детстве - умение самостоятельно приобретать новые знания.ИКТ делает процесс интересным и привлекательным, информационно насыщенным, повышает мотивацию, расширяет границы, реализует возможность восприятия того или иного объекта, обеспечить который в реальности сложно.А это, в свою очередь, требует и новых умений, и знаний от воспитателя: находить нужную информацию в информационном пространстве интернета, составлять презентации, включать в ООД интерактивные игры.
Формы использование ИКТ в процессе развития и обучения детей раннего возраста:
1. Презентации в PowerPoint/ Видео
2. Создание дидактических игр
3. Аудиозаписи бытовых, городских, транспортных шумов, голоса животных и т. д. с подтверждением картинкой
4. Физкультминутки
5. Просмотр и обсуждение с детьми любимых мультфильмов, которые они часто смотрели дома (к созданию мультколлекции привлечь родителей)
6. Создание электронной библиотеки
7. Электронное портфолио (группы, педагога, воспитанника)
8. Фонотеку для режимных моментов
Режимные моменты |
Для чего используется |
Результат воздействия |
Предлагаемый музыкальный репертуар |
Утро. |
Используется для создания эмоционального фона. |
Доставляет ребенку радость, благотворно влияет на его организм. Положительно воздействует не только на детей, но и на их родителей – вселяет уверенность, легче устанавливается контакт между людьми. |
П.И.Чайковский «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик». |
Прогулка. |
Задает определенный жизненный ритм, оказывает мобилизирующее воздействие, выраженное в игровой форме. Вызывает эмоциональный отклик при наблюдениях за объектами живой природы. Для снятия повышенной мышечной нагрузки. |
Положительно влияет на развитие нервной системы ребенка. |
Наблюдения:С.В.Рахманинов «Итальянская полька»; В.Агафонников. «Сани колокольчиками». |
Сон. |
Используется для эмоционального расслабления нервной системы и мышц ребенка. Спокойная, нежная музыка помогает детям заснуть. |
Нормализуется артериальное давление, стимулируется дыхание. |
Колыбельные: «Тише. Тише» |
Индивидуальная музыкотерапия. |
Для оптимизации эмоционального состояния ребенка; для преодоления гиперактивности ребенка; для стимуляции творческих (креативных) способностей при индивидуальной деятельности. |
Нормализация эмоционального состояния, снятие физического и эмоционального напряжения, повышение творческой работоспособности, проявление инициативы. Повышается коммуникативность. |
А.Т.Гречанинов. «Бабушкин вальс». А.Т.Гречанинов. «Материнские ласки». |
Слайды или видеопозволяют показать моменты из окружающего мира: например, идёт дождь, движение волн или рост цветка. Звук, движение или мультипликация привлекает надолго внимание, способствует повышению интереса к занятию, развивает память, воображение, творчество. Способствует созданию мотивации и заинтересованности в период адаптации.
В наше время доступен обширный выбор ИКТ, педагоги стали для детей проводниками в мир новых, современных технологий.
Признавая, что компьютер – новое мощное средство для развития детей, необходимо помнить заповедь «НЕ НАВРЕДИ!». Использование ИКТ в дошкольных учреждениях требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил.
Благодаря использованию ИКТ, в группе складывается благоприятная обстановка для адаптационного периода детей. Эмоциональное состояние малышей с тяжелой адаптацией постепенно улучшается.
В настоящее время активно используются нетрадиционные формы работы с родителями - интерактивные технологии, основанные на сотрудничестве и взаимодействии педагогов и родителей.Общение через сайт ДОУ, WhatsApp, группы в социальных сетях дают возможность родителям принимать активное участие в жизни ДОУ, позволяют донеси до родителей любую информацию, установить с семьями партнерские отношения, создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов и объединение сил для развития и воспитания детей, активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Возникает тесная связь между участниками образовательного процесса. При правильном использовании соцсетей, родители становятся сподвижниками и помощниками воспитателя, что в свою очередь влияет на общий эмоциональный фон ребенка.
Создание в группе развивающего пространства должно давать педагогу возможность организовывать совместную и самостоятельную деятельность детей, а воспитанникам – заниматься разными видами деятельности. Использование следующих технологий позволит разнообразить пребывание ребенка в детском саду, повысить мотивацию, укрепить контакт с воспитателем, сделать образовательный процесс насыщенным и интерессным.
Одним из перспективных способов развития ребенка является инновационная педагогическая технология - макетирование. Макет – уменьшенная модель объекта окружающего мира. Использование данной технологии формирует познавательный интерес, развивает детскую впечатлительность и фантазию. Педагогу необходимо помнить, что макет - это не только экспонат, но и игровая среда: он носит многофункциональный характер. В период адаптации применение макета может помочь ребенку отвлечься от тревожных мыслей, перенеся его в увлекательный сказочный мир, где могут разговаривать животные, оживать различные объекты. Технология макетирования развивает сенсорные способности детей (работа с различными материалами способствует развитию внешних чувств, мелкой моторики рук) и остаётся одной из самых интересных технологий.
Позитивно отражается на развитии малышей использование бизиборда.Бизиборд, бизборд (busyboard доска для занятий) – это специальная развивающая доска для детей, на которой располагаются различные замочки, бусинки, дверцы, цепочки, кнопочки. С помощью нее ребенок, в первую очередь, учится нажимать, открывать, крутить различные предметы. Бизиборб, в процессе адаптации, способствует снятию эмоционального напряжения, развитию любознательности, проявлению собственной активности. Также служит предметом интеграции элементов всех образовательных областей развития ребёнка, отражённых в ФГОС ДО.
Современный мир информативно усложняется и мы, педагоги, должны идти в ногу со временем.Использование современных и педагогических технологий в период адаптации детей к условиям ДОУ способствует успешному и гармоничному развитию ребёнка: созданию эмоционально благоприятной атмосферы в группе; формированию у ребёнка чувства уверенности (познавательной осведомлённости); приобщению ребёнка в доступной форме к элементарным общепринятым нормам и правилам, в том числе моральным; созданию условий для охраны и укрепления здоровья детей.