Данное мероприятие составлено по аналогии со спортивным ориентированием. В ходе игры учащиеся получают фрагменты задания на КП (контрольном пункте). Собрав все фрагменты, они выполняют задание, записывают ответ. Мероприятие не требует наличия большой площади для проведения игры, может быть проведено в любом кабинете школы. Для игры составлено 10 маршрутов. Маршруты дифференцированы. Они отличаются типом заданий и уровнем сложности. Задания составлены по темам: «Химические реакции», «Решение задач на растворы» и «ПЗХЭ Д.И. Менделеева». Составлено 2 варианта маршрутных листов (МЛ): универсальный – подходит для проведения игры в любом кабинете при расставлении парт согласно схеме в МЛ; второй вариант составлен для проведения игры в кабинете химии МОУ «СОШ № 15».
Данная игра является универсальной. Она может быть проведена:
- Для восьмиклассников в качестве закрепления учебного материала по темам: «Химические реакции», «Решение задач на растворы», «ПЗХЭ».
- В 9 классе для актуализации знаний на первых уроках химии.
- В качестве внеклассного мероприятия для 8-11 классов.
В зависимости от количества учеников в классе, от желания и уровня подготовки участников игры, ученики могут выполнять задания индивидуально или в группе.
Цель мероприятия – пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.
Задачи:
образовательные:
- закрепить знания учащихся по темам: «Химические реакции», «Решение задач на растворы», «ПЗХЭ»;
- способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных ситуациях;
- формирование умения ориентироваться на местности,
развивающие: способствовать развитию
- мыслительных процессов: анализ, обобщение изученного материала;
- познавательной активности, памяти, внимания, наблюдательности;
- умения применять знания в новой ситуации;
- умения оценивать правильность выполнения учебной задачи;
воспитательные:
- создание для обучающихся благоприятной психологической атмосферы для раскрытия потенциала каждого ребенка;
- создание благоприятной обстановки для воспитания чувства сплоченности, ответственности (при работе в парах или группах);
- развитие доброжелательного отношения друг к другу.
Планируемый результат:
- Познавательные УУД: умение структурировать учебный материал, грамотно формулировать ответ, решать химические задачи, составлять химические реакции, оформлять результаты работы.
- Личностные УУД: умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
- Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, развитие навыков самооценки.
- Коммуникативные УУД: умение работать в составе групп, умение работать среди других участников игры (при индивидуальной форме).
Место проведения: кабинет химии или любой другой кабинет школы.
Время проведения:
- 40 минут для 8 класса;
- 20 минут для 9-11 классов.
Технология: игровая.
Форма организации деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.
Подготовительный этап: в кабинете необходимо расставить парты и разместить номера КП с заданиями согласно плану на карте игры; подготовить маршрутные листы.
Оборудование: маршрутные листы, карандаши/ручки, распечатанные номера КП с заданиями (само задание крепится под листом с номером КП), таблички «Старт» и «Финиш».
Идея создания данной игры возникла после участия в игре «Математическое Ориент-шоу», проводимой Старцевой Е.Н. на республиканской конференции «Летний Самосбор 2019» https://2019sykt.blogspot.com
Содержание и ход игры
Участники собираются в кабинете химии у точки «Старт». Преподаватель химии объясняет цель мероприятия и правила проведения игры:
- Каждый участник (или группа учащихся) получает маршрутный лист, записывает ФИ в отведенной графе.
- Передвижение по КП (контрольным пунктам) осуществляется в строгом соответствии с выданным маршрутом.
- Расположение КП определяются по схеме, расположенной в маршрутном листе.
- На каждом КП необходимо переписать фрагмент задания в маршрутный лист.
- После сбора информации со всех КП необходимо сформулировать и выполнить задание (в качестве черновика использовать свободное пространство маршрутного листа или оборотную сторону листа).
- Записать ответ в графе «ФИНИШ».
- Сдать работу учителю или его помощнику в точке «Финиш».
- Возможно прохождение нескольких маршрутов одним и тем же участником/группой учащихся.
После прохождения маршрутов всеми участниками происходит обсуждение хода игры и выполненных заданий. Участникам предоставляется возможность для самоанализа и самооценки. После проверки всех работ учителем выставляются оценки за выполненные задания (если это урочная деятельность) либо выставляются баллы (при внеклассном мероприятии).