Классическими формами организации методической работы в образовательной организации являются методический совет, школьные учебно-методические объединения, творческие группы и творческие лаборатории. В современных условиях в школе создаются мобильные проблемные творческие группы (далее ПТГ). Данные формирования необходимы для принятия профессионального решения относительно проблемы, возникшей при реализации новых государственных образовательных стандартов. Членами ПТГ становятся учителя различных методических объединений, деятельность таких групп продолжается до тех пор, пока существует необходимость профессионального педагогического общения и не будет принято коллегиальное решение возникшей проблемной ситуации. Руководителем проблемной творческой группы выбирается высококвалифицированный педагог, имеющий положительный опыт решения данной проблемы и опыт методического сопровождения образовательного процесса. «Создание ПТГ ориентировано на совместное решение профессионально-педагогических проблем с целью:
- Включения педагогов в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу, направленную на реализацию основных направлений модернизации образования;
- Повышения эффективности педпроцесса на основе инновационного опыта;
- Совершенствование педмастерства путем развития интереса к творческому поиску». [2, с.80]
Исследователи выделяют два вида проблемных творческих групп: предметно-ориентированные (изолированные), которые занимаются решением конкретного круга задач, касающихся определенной предметной области) и комплексно-ориентированные, занимающиеся решением общих для образовательного процесса организации задач (например, разработкой программы развития образовательной организации, инструментария для определения качества образования в ОО и другие).
Функции проблемной творческой группы представлены в методическом пособии Пахомовой Б.Ю. «Управление качеством методической работы в образовательном учреждении». Это:
- координация с другими структурными звеньями образовательной организации (расширение научно-методической базы и интеграция в предметном обучении);
- организаторско-методическая деятельность (разработка плана действий с учетом индивидуальных потребностей и профессиональных возможностей каждого педагога);
- контрольно-коррекционная работа (диагностика профессиональных потребностей педагогов, готовности к инновационной деятельности).
Творческие группы проводят работу по следующим направлениям:
- научно-исследовательская работа как составляющая часть образовательного процесса;
- научно-исследовательская деятельность как дополняющая часть образовательного процесса (спецкурсы, модули, факультативы, кружки, лаборатории, конкурсы, проекты, учебно-исследовательские работы);
- научно-исследовательская деятельность, параллельная учебному процессу (конференции, семинары, дистанционные олимпиады).
Проблемные творческие группы являются гибким структурным элементом методической службы образовательной организации, что особенно важно при реализации ФГОС ОО, поскольку действия группы направлены на разработку проблем, связанных с модернизацией образования.
«Сохранив в своей модели методические объединения учителей-предметников (чье функционирование достаточно отработано), педагоги стали искать и другие формы для содружества и сотворчества учителей, развивая, таким образом, и горизонтальные, и вертикальные связи. Это творческие группы учителей, участвующие в реализации проектов, занимающиеся внедрением в практику современных приемов и методов работы, освоением новых педагогических технологий. Такие объединения позволяют педагогам выйти за рамки предметных объединений, создают условия для ознакомления и обмена наработанными технологиями обучения». [1, с.12] Если ранее педагоги могли решать возникшие профессиональные задачи в условиях компетентности своего ШУМО, то Стандарт расширяет рамки и формы взаимодействия педагогического сообщества образовательной организации. Позволяя учителям самостоятельно объединяться по интересам и оптимизировать методическую работу учреждения. Многие исследователи считают проблемные творческие группы самым продуктивным методическим объединением, поскольку они создаются по инициативе самих педагогов для решения актуальной проблемы за определенный период времени, сопровождаются психологической совместимостью членов группы, а присутствие единства интереса к проблеме выражается в обоюдном желании ее разрешить.
Творческие лаборатории, научно-исследовательские лаборатории как компонент системы методической работы выполняют при реализации стандартов второго поколения важную функцию- проводят практико-ориентированные исследования по одному из направлений деятельности и получает свое название в зависимости от его содержания. Примерами творческих лабораторий могут служить лаборатория воспитательной работы, лаборатория начальной школы, лаборатория творчества, лаборатория регионального содержания и т.п. Лаборатория создается, как правило, для совместного проведения исследовательской работы по конкретной образовательной проблеме с обязательным выходом на эксперимент на базе данной образовательной организации. Поскольку неотъемлемой частью государственной итоговой аттестации выпускника основной школы является защита междисциплинарного проекта, позволяющего оценить сформированность универсальных учебных действий обучающегося, работа творческих лабораторий, занимающихся учебно-исследовательской и проектной деятельностью будет крайне актуальна и необходима для получения необходимых знаний по организации исследовательской деятельности. Бесспорно, такая работа должна проводиться подготовленными педагогами, соблюдающими единство требований, предъявляемых к выпускнику.
Каждая образовательная организация создает собственную структуру методического сопровождения образовательного процесса, которая призвана обеспечить качество образования, эффективность внедряемых инноваций совместным поиском, апробацией эффективных традиционных и новых педагогических технологий, взаимным профессиональным общением, обменом опытом и идеями, выработкой единых требований к оценке результатов педагогической деятельности учителя и образовательной деятельности ученика. Грамотная, слаженная, структурированная методическая работа в образовательной организации будет способствовать развитию и становлению личности педагога как самоорганизующего субъекта профессиональной педагогической деятельности и повышению качества образования и уровня подготовки выпускников.
Список использованной литературы
1. Буров К.С. Методическая работа в образовательном учреждении// «Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образования, здравоохранения, физической культуры, №6 (78), 2007. - с.37-42
2. Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения/Под общей ред. Проф. Р.Г.Чураковой. - М.: Академкнига /Учебник, 2012.-112с.
3. Пахомова Б.Ю. Управление качеством методической работы в образовательном учреждении: метод. Пособие / Б.Ю.Пахомова.- Архангельск: Изд-во АО ИППК РО, 2011.-126с.
4. Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего образования. Нормативно-правовое обеспечение: сб. материалов. Институциональный уровень: метод.реком. / авт.-сост. И.С.Вашукова, М.А.Денисенко. - Архангельск: изд-во АО ИОО, 2014.-114с.