«Наша важнейшая забота — педагогическое образование,
подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач.
Здесь не будет революций — я только за эволюционный путь.
Всё новое — хорошо забытое старое, но в новых технологических реалиях».
Министр образования РФ
О.Ю.Васильева
Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. В связи с внедрением ФГОС третьего поколения изменились требования к общему уровню образованности, культуры, компетентности обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное обновление форм, методов и содержания образования. Одним из таких требований, является требования к оцениванию качества освоения образовательной программы.
Разрабатывая фонд оценочных средств (ФОС) в условиях введения ФГОС третьего поколения, необходимо знать два принципиальных момента: 1.Оценочные средства, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций; 2. Оценочные средства, как неотъемлемая часть образовательных инновационных технологий, должны быть действенным средством не только оценки, но и обучения.
Для оценки знаний, умений и компетенций создаются фонды оценочных средств для каждой учебной дисциплины.
ФГОС ориентированы не на сообщение обучающимся программного материала, а на формирование у учащихся компетенции – динамического набора знаний, умений, навыков. В традиционной педагогике ведущее место принадлежит – знаниям, за счет этого формируется традиционные формы контроля. Оптимальный путь формирования систем оценки качества заключается в сочетании традиционного подхода и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. В результате, формы контроля становятся наиболее разнообразными и являются продолжением методики обучения.
Традиционные формы контроля | Инновационные формы контроля |
Устный опрос |
Тест (ситуационные тесты, тесты-действия) |
Коллоквиум |
Кейс-метод |
Лабораторная работа |
Метод проектов |
Контрольная работа |
Портфолио |
Оценка качества освоения образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и итоговую аттестацию. Текущий контроль и промежуточная аттестация состоят из контрольно – оценочных средств.
Объекты оценивания для разных видов ФОС
Исходные требования к уровню освоения |
Объект оценивания |
Вид контроля |
|
Текущий контроль |
Рабочая программа |
Конкретизированные результаты обучения |
Все виды контроля, используемые в ходе освоения дисциплины |
Промежуточная аттестация |
Рабочая программа |
Обобщенные результаты обучения |
Конференция |
Итоговая аттестация |
ФГОС |
Результаты обучения |
Промежуточная аттестация |
Структура Фонда оценочных средств состоит из титульного листа, паспорта оценочных средств и комплекта контрольно оценочных средств (КОС) по каждой дисциплине, который должен соответствовать рабочей программе.
Перед разработкой контрольно оценочных средств нужно учитывать – набор компетенции, которые будут формироваться у обучающихся по данному предмету. К примеру:
Умение 1(У1), определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических процессов и явлений;
Умение 2(У2), оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.
Знание 1 (З1), основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
Основные компетенции 1(ОК1). Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных учителем.
На основе формирующихся компетенции составляется паспорт ФОС, который состоит из типов и количества контрольных заданий контролируемых на текущей и промежуточной аттестации. А также в паспорте указываются разделы и темы уроков. В данной таблице представлены дифференцированные зачеты по Африке и Австралии за 7 класс (промежуточная аттестация).
При составлений использованы материалы из примерных контрольно оценочных средств по изучению материка Австралия (см. ниже).
Код оценочного средства |
||||||||||||
У1 |
У2 |
У3 |
У4 |
У5 |
У6 |
З1 |
З2 |
З3 |
З4 |
ОК1 |
ОК2 |
|
Раздел 2. Материки. Планеты. Земля |
||||||||||||
1.1. Африка материк коротких теней |
20 |
|
|
20 |
|
|
|
|
|
|
20 |
20 |
1.2. Австралия маленький великан |
10 |
|
10 |
|
|
10 |
10 |
|
10 |
|
10 |
10 |
Таблица для текущего контроля
Код оценочного средства |
||||||||||||
У1 |
У2 |
У3 |
У4 |
У5 |
У6 |
З1 |
З2 |
З3 |
З4 |
ОК1 |
ОК2 |
|
«Австралия маленький великан» |
||||||||||||
1.1. Географическое положение и история исследования Австралии |
1 |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
1 |
|
1.2. Компоненты природы Австралии. |
|
2,3 |
|
|
|
2,3 |
|
2,3 |
|
|
|
|
1.3. Основные черты природы Австралии |
|
2,3 |
|
|
|
2,3 |
|
|
|
|
|
|
1.4. Австралийский Союз |
|
|
|
|
|
1 |
|
|
|
|
|
|
1.5. Обобщение по теме «Австралия и Океания» |
|
2,3 |
|
|
|
|
|
2,3 |
|
|
|
|
Фонд оценочных средств необходимо разрабатывать, для того чтобы всесторонне оценить образовательную деятельность ученика. Оценочные материалы – методические материалы, которые позволяют оценить результаты обучения за счет текущего, промежуточного и итогового контроля. Формы контроля должны быть продолжением методик обучения, позволяющие обучающимся понимать плюсы и минусы обучения, а учителю направлять учащихся в правильное направление. В процесс обучения происходит овладение компетенциями, за счет этого выявляется качество усвоения учебного материала.
Примерный комплект контрольно-оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации по географии для учащихся 7 класса по теме: «Австралия – маленький великан».
Контрольно-оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости
Тема: «Австралия – маленький великан».
Задание 1. Перечень заданий для устного опроса:
1. Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.
Пассат |
Крик |
Артезианские воды |
Вади |
2. Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.
Виллем |
Нуньес де Бальбоа |
Эдуард Эйр |
Роберт Бёрк |
Задание 2. Практическое занятие.
А) Нанести на контурную карту материка города с числом более 3 млн, от 1 до 3 млн., менее 1 млн. разными цветами.
Задание 3. С помощью карт атласа, выписать полезные ископаемые Австралии. С помощью учебника и других источников информации, выписать применение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности населения.
Задание 4. Описание по климатической карте основных показателей климата тропического климатического пояса на материке Австралия.
- Климатический пояс
- Климатическая область
- Средняя t
- Годовое количество осадков
- Воздушные массы
- января
- июля
2. Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточного контроля:
Дифференцированный зачет.
Зачетная работа состоит из 3 частей, включающая в себя 10 заданий.
Часть 1 состоит из 5 заданий (А1-А5). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых правильный.
Часть 2 состоит из 3 заданий (В1-В3), требующих краткого ответа, в виде числа, слова, последовательности цифр. В этой части используются задания на установление соответствия, или последовательности, а так же задания в которых требуется самостоятельно записать правильный ответ. Часть 3 состоит из 2 заданий (С1-С2) – более сложный уровень.
Критерии оценивания
Система начисления баллов за каждое правильное выполненное задание:
Номера заданий | А1- А5 |
В1-В3 |
С1-С2 |
Итого |
Кол-во баллов |
1 |
3 |
4 |
|
Всего |
5 |
9 |
8 |
22 |
Дифференцированный зачет «Австралия – маленький великан»
Часть. А
Выберите верный ответ
1. Австралия - это .....
а) Самый влажный материк.
б) Самый жаркий материк.
в) Самый сухой материк.
г) Самый высокий материк.
2. Какое утверждение правильно характеризует географическое положение Австралии?
а) Материк расположен в Западном полушарии.
б) Австралия расположена к югу от экватора.
в) Материк пересекается Гринвичским меридианом
г) Австралия омывается водами Атлантического и Индийского океанов.
3. Австралия единственный материк.
а) на котором большую площадь занимают плоскогорья.
б) где обнаружены большие запасы нефти.
в) нет действующих вулканов.
4. Местных жителей Австралии называют:
а) папуасы
б) аборигены
в) индейцы
5. Какое животное изображено на гербе Австралии:
а) ехидна и утконос
б) страус эму и ехидна
в) утконос и кенгуру
г) страус эму и кенгуру
*Почему Австралию называют южным материком?
Часть. В
В1. Определите животное по описанию:
Животное отличается неуклюжим приплюснутым телом, которое покрыто мехом, перемешанным с острыми иглами. Клюв цилиндрический, зубов нет совсем, вместо них у неё острые роговые иглы. Язык у этого животного длинный и червеобразный, он далеко вытягивается из маленькой ротовой щели
В2. Установите соответствие:
|
Характеристика климата |
1. Субэкваториальный |
а) наиболее сухой и жаркий |
2. Тропический |
б) жаркое сухое лето, тёплая влажная зима |
3. Субтропический |
в) сухая зима, влажное лето |
В3. Выберите из перечисленных изображении эндемиков Австралии и укажите, в какой природной зоне они проживают:
* Определите географический объект по описанию: коралловый остров, имеющий вид сплошного или разорванного кольца, окружающего лагуну.
С1. Измерьте протяженность Австралии с севера на юг в градусах и километрах.
С2. Какие изменения произошли бы в климате Австралии, если бы в восточной части материка отсутствовал Большой водораздельный хребет.
Что изображено на рисунке? Какие народы используют данный предмет и для чего?