Разработка Фонда оценочных средств по географии

Разделы: География

Класс: 7

Ключевые слова: ФГОС, география, оценочные средства


 «Наша важнейшая забота — педагогическое образование,
подготовка учителей, иначе мы не сможем решить всех задач.
Здесь не будет революций — я только за эволюционный путь.
Всё новое — хорошо забытое старое, но в новых технологических реалиях».

Министр образования РФ
О.Ю.Васильева

Каждому новому этапу развития общества соответствуют новые задачи образования. Именно общество определяет тот социальный заказ, который выполняет школа. В связи с внедрением ФГОС третьего поколения изменились требования к общему уровню образованности, культуры, компетентности обучающихся. Обеспечение этих требований предполагает постоянное обновление форм, методов и содержания образования. Одним из таких требований, является требования к оцениванию качества освоения образовательной программы.

Разрабатывая фонд оценочных средств (ФОС) в условиях введения ФГОС третьего поколения, необходимо знать два принципиальных момента: 1.Оценочные средства, должны быть разработаны для проверки качества формирования компетенций; 2. Оценочные средства, как неотъемлемая часть образовательных инновационных технологий, должны быть действенным средством не только оценки, но и обучения.

Для оценки знаний, умений и компетенций создаются фонды оценочных средств для каждой учебной дисциплины.

ФГОС ориентированы не на сообщение обучающимся программного материала, а на формирование у учащихся компетенции – динамического набора знаний, умений, навыков. В традиционной педагогике ведущее место принадлежит – знаниям, за счет этого формируется традиционные формы контроля. Оптимальный путь формирования систем оценки качества заключается в сочетании традиционного подхода и инновационного подхода, который опирается на экспериментальные методики ведущих отечественных педагогов и современный зарубежный опыт. В результате, формы контроля становятся наиболее разнообразными и являются продолжением методики обучения.

Традиционные формы контроля

Инновационные формы контроля

Устный опрос

Тест (ситуационные тесты, тесты-действия)

Коллоквиум

Кейс-метод

Лабораторная работа

Метод проектов

Контрольная работа

Портфолио

Оценка качества освоения образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и итоговую аттестацию. Текущий контроль и промежуточная аттестация состоят из контрольно – оценочных средств.

Объекты оценивания для разных видов ФОС

Вид ФОС

Исходные требования к уровню освоения

Объект оценивания

Вид контроля

Текущий контроль

Рабочая программа

Конкретизированные результаты обучения

Все виды контроля, используемые в ходе освоения дисциплины

Промежуточная аттестация

Рабочая программа

Обобщенные результаты обучения

Конференция
Зачет
Экзамен
Проект

Итоговая аттестация

ФГОС
ООП

Результаты обучения

Промежуточная аттестация

Структура Фонда оценочных средств состоит из титульного листа, паспорта оценочных средств и комплекта контрольно оценочных средств (КОС) по каждой дисциплине, который должен соответствовать рабочей программе.

Перед разработкой контрольно оценочных средств нужно учитывать – набор компетенции, которые будут формироваться у обучающихся по данному предмету. К примеру:

Умение 1(У1), определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических процессов и явлений;

Умение 2(У2), оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровень урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий.

Знание 1 (З1), основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

Основные компетенции 1(ОК1). Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных учителем.

На основе формирующихся компетенции составляется паспорт ФОС, который состоит из типов и количества контрольных заданий контролируемых на текущей и промежуточной аттестации. А также в паспорте указываются разделы и темы уроков. В данной таблице представлены дифференцированные зачеты по Африке и Австралии за 7 класс (промежуточная аттестация).

При составлений использованы материалы из примерных контрольно оценочных средств по изучению материка Австралия (см. ниже).

Содержание учебного материала по программе

Код оценочного средства

У1

У2

У3

У4

У5

У6

З1

З2

З3

З4

ОК1

ОК2

Раздел 2. Материки. Планеты. Земля

1.1. Африка материк коротких теней

20

 

 

20

 

 

 

 

 

 

20

20

1.2. Австралия маленький великан

10

 

10

 

 

10

10

 

10

 

10

10

Таблица для текущего контроля

Содержание учебного материала по программе

Код оценочного средства

У1

У2

У3

У4

У5

У6

З1

З2

З3

З4

ОК1

ОК2

«Австралия маленький великан»

1.1. Географическое положение и история исследования Австралии

1

 

 

 

 

 

1

 

 

 

1

 

1.2. Компоненты природы Австралии.

 

2,3

 

 

 

2,3

 

2,3

 

 

 

 

1.3. Основные черты природы Австралии

 

2,3

 

 

 

2,3

 

 

 

 

 

 

1.4. Австралийский Союз

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

1.5. Обобщение по теме «Австралия и Океания»

 

2,3

 

 

 

 

 

2,3

 

 

 

 

Фонд оценочных средств необходимо разрабатывать, для того чтобы всесторонне оценить образовательную деятельность ученика. Оценочные материалы – методические материалы, которые позволяют оценить результаты обучения за счет текущего, промежуточного и итогового контроля. Формы контроля должны быть продолжением методик обучения, позволяющие обучающимся понимать плюсы и минусы обучения, а учителю направлять учащихся в правильное направление. В процесс обучения происходит овладение компетенциями, за счет этого выявляется качество усвоения учебного материала.

Примерный комплект контрольно-оценочных средств для проведения текущей и промежуточной аттестации по географии для учащихся 7 класса по теме: «Австралия – маленький великан».

Контрольно-оценочные средства для проведения текущего контроля успеваемости

Тема: «Австралия – маленький великан».

Задание 1. Перечень заданий для устного опроса:

1. Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.

Пассат

Крик

Артезианские воды

Вади

2. Определите, какое понятие «лишнее». Объясните свой выбор.

Виллем
Янсзон

Нуньес де Бальбоа

Эдуард Эйр

Роберт Бёрк

Задание 2. Практическое занятие.

А) Нанести на контурную карту материка города с числом более 3 млн, от 1 до 3 млн., менее 1 млн. разными цветами.

Задание 3. С помощью карт атласа, выписать полезные ископаемые Австралии. С помощью учебника и других источников информации, выписать применение полезных ископаемых в хозяйственной деятельности населения.

Задание 4. Описание по климатической карте основных показателей климата тропического климатического пояса на материке Австралия.

  • Климатический пояс
  • Климатическая область
  • Средняя t
  • Годовое количество осадков
  • Воздушные массы
    • января
    • июля

2. Контрольно-оценочные средства для проведения промежуточного контроля:

Дифференцированный зачет.

Зачетная работа состоит из 3 частей, включающая в себя 10 заданий.

Часть 1 состоит из 5 заданий (А1-А5). К каждому заданию даётся четыре варианта ответа, только один из которых правильный.

Часть 2 состоит из 3 заданий (В1-В3), требующих краткого ответа, в виде числа, слова, последовательности цифр. В этой части используются задания на установление соответствия, или последовательности, а так же задания в которых требуется самостоятельно записать правильный ответ. Часть 3 состоит из 2 заданий (С1-С2) – более сложный уровень.

Критерии оценивания

Система начисления баллов за каждое правильное выполненное задание:

Номера заданий

А1- А5

В1-В3

С1-С2

Итого

Кол-во баллов

1

3

4

Всего

5

9

8

22

Дифференцированный зачет «Австралия – маленький великан»

Часть. А

Выберите верный ответ

1. Австралия - это .....
а) Самый влажный материк.
б) Самый жаркий материк.
в) Самый сухой материк.
г) Самый высокий материк.

2. Какое утверждение правильно характеризует географическое положение Австралии?
а) Материк расположен в Западном полушарии.
б) Австралия расположена к югу от экватора.
в) Материк пересекается Гринвичским меридианом
г) Австралия омывается водами Атлантического и Индийского океанов.

3. Австралия единственный материк.
а) на котором большую площадь занимают плоскогорья.
б) где обнаружены большие запасы нефти.
в) нет действующих вулканов.

4. Местных жителей Австралии называют:
а) папуасы
б) аборигены
в) индейцы

5. Какое животное изображено на гербе Австралии:
а) ехидна и утконос
б) страус эму и ехидна
в) утконос и кенгуру
г) страус эму и кенгуру

*Почему Австралию называют южным материком?

Часть. В

В1. Определите животное по описанию:

Животное отличается неуклюжим приплюснутым телом, которое покрыто мехом, перемешанным с острыми иглами. Клюв цилиндрический, зубов нет совсем, вместо них у неё острые роговые иглы. Язык у этого животного длинный и червеобразный, он далеко вытягивается из маленькой ротовой щели

В2. Установите соответствие:

Климатический пояс

Характеристика климата

1. Субэкваториальный

 а) наиболее сухой и жаркий

2. Тропический

 б) жаркое сухое лето, тёплая влажная зима

3. Субтропический

 в) сухая зима, влажное лето

В3. Выберите из перечисленных изображении эндемиков Австралии и укажите, в какой природной зоне они проживают:

* Определите географический объект по описанию: коралловый остров, имеющий вид сплошного или разорванного кольца, окружающего лагуну.

С1. Измерьте протяженность Австралии с севера на юг в градусах и километрах.

С2. Какие изменения произошли бы в климате Австралии, если бы в восточной части материка отсутствовал Большой водораздельный хребет.

Что изображено на рисунке? Какие народы используют данный предмет и для чего?