Цель: воспитание любви к Родине, чувства гордости за героическое прошлое нашей области, района.
Вступительное слово учителя о том, чему будет посвящено выступление учащихся
(Ученики стоят группой в классе после уроков, собираясь идти домой и разговаривают)
- Ребята, не расходитесь! Есть объявление!
- Ну, что еще!
- Завтра, в 9 часов мы должны быть в школе!
(Все) – Зачем?
- Идем на митинг!
- Какой?
- Как какой?! Посвященный Дню Победы!
- Этого еще не хватало! Начальные классы никогда не ходили!
- Да ладно тебе. Час потусуемся с другими школьниками. Может быть, друзей из других школ увижу. (Замерли)
(Выходят трое чтецов)
- Необожженными сороковыми
Сердцами, вросшими в тишину.
Конечно, мы смотрим глазами иными
На вашу большую войну- Мы знаем по сбивчивым,
Трудным рассказам,
О вашем нелегком победном пути
Поэтому должен,
Хотя бы наш разум
Дорогой страданья пройти- И мы разобраться
Обязаны сами в той боли,
Что мир перенес
Конечно, мы смотрим иными глазами
Такими же полными слез
(Чтецы возвращаются на место к ребятам)
- Да, неудобно как-то получается. Они же ведь жизнь за нас отдали!
- Ребята, что нам час жалко потратить на митинг?!
- А у меня дед воевал. Он на войну из интерната убежал. Сыном полка был. До Берлина дошел. Жалко, умер три года назад. (Замерли)
(Рассказы учеников о своих прадедах - участниках ВОВ)
(Звучит «Священная война», выходят чтецы)
- Зловещим заревом объятый,
Грохочет дымный небосвод
Мои товарищи – солдаты
Идут вперед
За взводом взвод.- Я только раз видала рукопашный,
Раз – наяву! И тысячу – во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.Мы шли под пули, в стужу дрогли,
Мы бой вели четыре дня
И, взяв рубеж, - везенье, рок ли,-
Живыми вышли из огня.- Когда тебя бессонной ночью
Снарядный визг в окоп швырнет,
И ты поймешь, что жизнь короче
Чем южной звездочки полет…- Он не писал с передовой
Она – совсем подросток
Звалась соломенной вдовой,
Потом вдовою просто.
- А у меня бабушка 9 Мая плачет. Ничего не говорит и только плачет…
- А мне бабушка рассказывала, что в июне 1941 к ним приехал погостить двоюродный брат-офицер. У него был новый велосипед, и он всех детей во дворе катал, А бабушка постеснялась его попросить. Вечером он сказал, что завтра будет катать только ее одну. А завтра началась война. Больше она своего брата не видела.
(Рассказы учеников о своих прадедах - участниках ВОВ.)
(Выходят чтецы)
- Чтоб стать мужчиной – мало им родиться,
Как стать железом – мало быть рудой.
Ты должен переплавиться.
Разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой.- Готовность к смерти – тоже ведь оружье.
И ты его однажды примени…
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
- В Книге памяти Гагаринского района вписаны имена 5800 наших земляков, погибших на полях сражения. Из них 117, которым едва исполнилось 18 лет.
- Победа - сладка говорят,
Ты о ней спроси у солдат.
Гулкий пламень, глаза бессонные,
На губах кровяной прикус…
Пот и слезы,
И кровь – соленые:
У победы соленый вкус
(Звучит Реквием)
- Вспомним всех поименно
(Ученики называют Ф.И.О своих близких…)
- Горем вспомним своим…
Это нужно - не мертвым!
Это нужно - живым!Вспомним гордо и прямо
Погибших в борьбе…
Есть великое право:
забывать о себе!
Есть великое право:
Пожелать и посметь.Стала Вечною Славой –
мгновенная смерть!
(Звучит Реквием. Поклон)