Пояснительная записка
Программа направлена на развитие графомоторных функций младших школьников. Занятия по программе рекомендуются первоклассникам, с целью повышения эффективности их учебной деятельности.
Коррекционно-развивающая программа рассчитана на специалистов, работающих с младшими школьниками.
Программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учетом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Отличие представленной программы от уже существующих развивающих программ состоит в том, что развитие графомоторных функций улучшает познавательную сферу за счет развития памяти, внимания, мышления, воображения, речи, письма, восприятия собственного тела и внутренних чувств.
Упражнения, используемые в программе, направлены на развитие высших психических и графомоторных функций.
Общая характеристика программы
Цель – развитие графомоторных функций.
Задачи:
- Развитие познавательных процессов;
- Развитие когнитивных способностей;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие кинезиологических навыков;
- Развитие межполушарных взаимодействий.
Срок реализации – 1 год.
Количество занятий – 21 + 2 часа на диагностику в общеобразовательном приложение 1а aклассе (приложение 1, приложение 1а).
Частота встреч – 1 раз в неделю.
Продолжительность занятий – 35-40 минут.
Особые условия – круглый стол под количество занимающихся детей.
Возраст участников – 7 лет.
Количество участников – 1-15 человек.
Форма работы – индивидуальная, групповая.
Принципы программы:
- Доступность;
- Цикличность;
- Деятельностный принцип коррекции;
- Принцип приоритетности коррекции причинного типа;
- Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей ребенка;
- Принцип программированного обучения;
Оснащение программы:
- Круглый стол;
- Стулья под количество детей;
- Цветные карандаши;
- Цветные фломастеры;
- Простые карандаши
- Ластики;
- Бумага А4;
- Бланки с заданиями;
Отличительные особенности – является нетрадиционная форма обучения. Поощряется инициатива, спонтанность, креативность, свобода действий ребенка. Поэтому учащиеся эмоционально отзывчивы и с интересом посещают занятия. Групповой коллектив становится более сплоченным, дети делятся впечатлениями, пожеланиями, обмениваются похвалами.
Ожидаемые результаты:
- Развиты познавательные процессы;
- Развиты когнитивные способности;
- Развиты коммуникативные навыки;
- Развиты кинезиологические навыки;
- Развиты межполушарные взаимодействия.
План занятий:
- Раскраски прописи (приложение 2);
- Пальчиковая гимнастика (приложение 3);
- Рисуем двумя руками (приложение 4);
- Гимнастика для мозга (приложение 5).
Планирование занятий – (приложение 6).
Используемая литература
- Т.В.Белова, В.А.Солнцева. Готовимся к школе. Коррекционные игры и упражнения. – СПб.: АСТ, Астрель, Профиздат, 2007. – 64 с.
- Г.М.Зегебарт, О.С.Ильичева. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков. – М.: Генезис, 2008. – 70 с.
- И.В. Мальцева. Прописи для правшей и левшей. – М.: Карапуз, 2006. – 60 с.
- Готовимся к письму. Прописи, раскраски, упражнения. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 65 с.
- Н.В.Нищева. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – М.: Детство-Пресс, 2011. – 80 с.
- С.Гаврина, Н.Кутявина, И.Топоркова, С.Щербинина. Развиваем моторику. – М.: Академия Развития, 2008. – 48 с.