Цель: формировать у детей представления об электричестве и правилах безопасного обращения с электрическими приборами.
Образовательные задачи:
- Закреплять представление о бытовых электроприборах, их значении для людей.
- Расширить и обогатить знания детей об электричестве.
- Формировать представления о правилах безопасного пользования электрическими приборами.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательную активность, любознательность.
- Совершенствовать умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
- Упражнять в применении знакомых приемов работы с бумагой.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать у детей чувство осторожного обращения с электроприборами.
- Воспитывать желание оказывать посильную практическую помощь героям, оказавшимся в сложной ситуации.
Здоровьесберегающие задачи:
- Профилактика умственного утомления детей на занятии.
- Увеличение двигательной активности.
ОБОРУДОВАНИЕ: разрезные картинки бытовых приборов, мультимедиа, презентация, плакат «Бытовые приборы», знаки, макет дома в разрезе/материалы для изготовления предупреждающих знаков, веревка с узелками.
1. Организационный момент
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты - мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раздается «звонок» и включается «скайп», на экране появляется бабушка Федора. Ой, сколько народа! Это я, попала, в детский сад к ребятам? Здравствуйте! Вы меня узнали? Я - Федора Егоровна! Беда у меня может случиться: вся посуда к Золушке хочет переехать, уже вещи пакуют. Говорят, я плохо за ними ухаживаю: и скатерть грязная, и салфетки помяты, и полы заляпаны, и паутина с потолка свешивается, Так ведь трудно мне: одна живу. Может, вы поможете мне?
Воспитатель. Ребята, что случилось у бабушки Федоры? Какая беда ей грозит? Можем ли мы ей помочь? Как? (Ответы детей. Подвести к выводу, что навести порядок Федора сумеет с помощью бытовых приборов)
Воспитатель. Конечно, ребята, в сказочную страну, тем более, в такой короткий срок, мы не сможем попасть, но приборы - помощники передать ей сможем. У меня в конвертах есть картинки с приборами, правда, они разобраны, и я не знаю, подойдут ли они Федоре Егоровне. Что же делать? (дети высказывают свое мнение) Воспитатель предлагает детям взять конверты с первой буквой их имени и собрать картинку - прибор.
Дидактическая игра «Собери картинку»
Воспитатель. Какую картинку собрал ты...? Что получилось у тебя...? (опрашивает всех детей)
- Ребята, что объединяет эти приборы? (сделаны человеком)
- Для чего они сделаны? (облегчить труд человека)
- Как их можно назвать? (бытовые приборы)
Потому что ими пользуются дома, для обычных бытовых нужд. Дидактическая игра «Бытовые приборы»
Федора: А как же мне ваши приборы-то помогут? Что они умеют делать? Для чего нужны?
Воспитатель. Ребята, расскажем Федоре о том, почему именно эти бытовые приборы ей необходимы. Для этого давайте встанем в круг. Я буду называть прибор и бросать мяч, а кто получит мяч, должен сказать, что делает прибор, для чего он нужен.
Воспитатель. Дорогая бабушка Федора! Все эти приборы мы посылаем тебе, в сказочной стране они сойдут с картинок, помогут тебе навести порядок в доме и посуда никуда не уйдет.
Федора. Спасибо, дорогие ребята!
Я даже не знала, что бывают такие замечательные помощники, как их там... (дети подсказывают) вот-вот, бытовые приборы. С ними я живо наведу в доме порядок, так что, вся посуда при мне останется. Да еще силы хватит пирожок испечь. Заходите в гости! (экран гаснет)
Воспитатель. Ребята, а ведь бытовые приборы, о которых мы сейчас говорили, имеют еще одно название: электрические, или просто электроприборы. Бытовые электроприборы.
- Кто объяснит, почему их так называют?
- Как считаешь ты...? Приходите, присаживайтесь.
Рассказ воспитателя об электричестве (с использованием ИКТ - презентации)
Большинство бытовых приборов работает с помощью электрического тока. Он рождается на электростанциях (слайд). С помощью огромных машин, которые вырабатывают большущее количество очень маленьких, невидимых даже под микроскопом электронов.
По электрическому проводу, спрятанному глубоко в земле (слайд - провода в земле), или расположенному очень высоко над землей (слайд-ЛЭП), электрический ток приходит к нам в дом (слайд дом, столб с проводами) по линии электропередач к розеткам, выключателям (слайд) и дальше - к электроприборам (слайд).
Электрический ток чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут маленькие премаленькие частицы-электроны.
Электрический ток начинает работать только тогда, когда вилку от прибора вставляют в розетку. (слайд)
Вы знаете, что электрический ток в дом приходит по проводам, которые пропускают через себя электроны.
Рассматривание проводов
У нас на полке стоят подносы с разными проводами. Подойдите и рассмотрите их.
- Чем они покрыты сверху? (рубашкой)
- Для чего нужна рубашка электропроводу?
- Из какого материала сделаны рубашки у ваших проводов?
- У разных приборов бывают разные рубашки. У электрического утюга, который сильно нагревается, на резиновую рубашку из ниток сверху надевается еще одно платьице.
- Как вы считаете: почему? (потому что утюг горячий очень и может повредить резиновую рубашку провода, а платьице из ниток предохраняет рубашку от повреждений)
- Посчитайте, сколько тоненьких проволочек в вашем проводе?
- Одинаковы ли они по толщине, цвету?
- Гибкие провода, или жесткие?
- Как вы считаете, почему так? Везде ли провода идут по прямой линии? (поэтому они гибкие)
- Напомните, когда же электрический прибор начинает работать? (когда вилку с проводом прибора вставляют в розетку)
Игра малой подвижности «Ток бежит по проводам»
Воспитатель. Ток по проводам может течь спокойно, может быстро. Давайте, покажем, как ток может бежать по проводу. Подойдите все к шнуру, посмотрите - на нем узелки. Давайте представим, что это частицы электрического тока, и они бегут по проводам. Положите руки на узелки, встаньте по кругу. Мы превращаемся в частицы электрического тока и будем двигаться по кругу, переставляя руки на узелки.
Дети перехватывают правой и левой рукой узелки на шнуре и поизносят: Ток бежит по проводам Свет несет в квартиру нам.
Чтоб работали приборы,
Холодильник, мониторы,
Кофемолки, пылесос.
Ток энергию принес, (повтор 2 раза - вправо и влево)
Правила безопасного обращения с приборами
Воспитатель. Бытовые электрические приборы - очень умные помощники. Чтобы не случилось беды, каждый должен знать и уметь с ними обращаться.
- Какие правила знаете вы? (в случае затруднения, задать наводящие вопросы)
- Можно ли дотрагиваться до работающих приборов мокрыми руками?
По окончании работы прибора, напомнить родителям, чтобы они вынули электрическую вилку розетки (отключили прибор)
И самое главное правило:
Только взрослый может включать электрический прибор! (Обращаем внимание на плакат с изображением электроприборов)
- Посмотрите, какие замечательные приборы-помощники изображены на плакате.
- Как их все можно назвать? (электроприборы)
- Я приготовила знаки. Они двух видов. Первый знак, с молнией, обозначает, что детям этим приборам пользоваться нельзя. Другие знаки - что можно пользоваться с осторожностью (с восклицательным знаком, желтый)
Давайте к каждому прибору подберем нужный знак. Расставлять знаки будем по очереди, не мешая друг другу. Мальчики уступят право выполнить задание первым - девочкам.
Воспитатель задает по ходу выполнения задания вопросы:
- Почему ты так решил?
- Как вы считаете, правильно ли поставил знак...?
- Кто считает иначе?
Подвести итог: расставили правильно знаки. Прошу еще раз повторить самое главное для детей правило: включить в розетку электроприбор может только взрослый.
Практическая деятельность - изготовление знаков «Опасные места в доме бабушки Федоры».
Воспитатель: Ребята, наша знакомая бабушка Федора переезжает в новый замечательный дом, вот его план. А ведь в каждом доме есть опасные места, связанные с электричеством.
- Посмотрите на план дома Федоры Егоровны и определите эти опасные места (Дети подходят к плану дома и называют их)
- Как бы нам подсказать Федоре, чтобы она была осторожна? (опасные места обозначить предупреждающими знаками)
- Какого цвета будем делать знаки?
- Какой формы? или
- Какие условные обозначения можно использовать на этих знаках: молнию или восклицательный знак?
- На столах лежит материал. Чтобы знак получился аккуратным можно использовать трафарет, затем ножницами вырезать его, и фломастером нарисовать знак - молния.
- Кто напомнит правила работы с ножницами? (нельзя поднимать вверх, по окончании - закрывать и убирать, передавать друг другу колечками вперед, держа в руке режущую часть).
(Дети выполняют работу. Напомнить правило: сделал сам - помоги другому)
Воспитатель. У кого знаки готовы, вывешивайте их на план (дети отмечают знаками опасные места).
Воспитатель. Все ли опасные места мы обозначили? (Дети называют опасные места на плане и знаки, какими их отметили).
Подведение итогов
Воспитатель. Мне было очень интересно с вами сегодня.
- Что нового вы узнали?
- Какое главное правило для детей по электрической безопасности?
- Что нового вы бы еще хотели узнать об электричестве, электрических приборах?
У нас есть много игрушек - бытовых приборов, предлагаю с ними поиграть.