Математика. 2 класс, 1 часть, стр. 38-39. Моро М.И., Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. и др. - М.: "Издательство" Просвещение", 2018 г.
Цель: познакомить с порядком выполнения действий при вычислениях; познакомить со значением знака "( )"; учить находить значения выражений со скобками; развивать умение решать текстовые задачи; совершенствовать вычислительные навыки.
Задачи:
1. Предметные:
- повторить смысл и компоненты сложения и вычитания; (актуализация знаний)
- научить использовать в речи название компонентов действий сложения и вычитания; (№1,3)
- научить осознанно следовать алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками; (№2)
- уметь читать числовые выражения; (№1,3)
- развивать умение решать текстовые задачи; задачи, обратные данной. (№5)
2. Личностные:
- продолжить работу по формированию уважительного отношения к здоровому образу жизни; продолжить формировать первоначальные представления о целостности окружающего мира, о возможности моделировать (на схематических чертежах) отношения между объектами окружающего мира.
3. Метапредметные:
регулятивные:
- научить составлять под руководством учителя план действий для решения учебных задач, выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- научить проводить (на начальном уровне) самоконтроль и самооценку результатов своей учебной деятельности, описывать результаты учебных действий, используя записи и математические термины.
познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации в учебнике; использовать освоенные знаково-символические средства и способы действий для решения несложных учебных задач, для создания моделей изучаемых объектов при решении текстовых задач.
коммуникативные:
- строить речевое высказывание в устной форме, использовать математическую терминологию;
- принимать активное участие в работе пары;
- вести диалог с одноклассниками, анализировать ход и результаты проделанной работы.
Оборудование: дневник, тетради, учебники, пенал (карандаш, ручка, ластик, линейка), разрезные карточки, карточки с заданиями №1, №2, разноцветные яблочки из картона, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент (30 сек)
- Здравствуйте, дети. Давайте проверим, все ли необходимые предметы у вас на партах.
2. Повторение (5-7 мин)
А) Нумерация. Работа с таблицей и карточками. (Цель: повторение чисел первой сотни)
- Ребята, приготовьте разрезные карточки, посмотрите на нашу таблицу и ответьте на вопросы:
* Устно сосчитайте от 34 до 4, от 67 до 76 (работа по цепочке);
* Покажите при помощи карточек соседей числа 9, 31, 29;
* Покажите при помощи карточек число 56:
* Покажите число, в котором 3 десятка и 8 единиц, 8 десятков и 3 единицы.
- Отложите карточки в сторону.
Рисунок 1. Числа от 1 до 100
Б) Геометрический материал. (Цель: повторить тему «Длина ломаной»)
*Поурочные разработки по математике. 2 класс // Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко // – М.:ВАКО, 2018. – 480 с.
(У учащихся на столах карточки с изображением ломаных линий (2 варианта, карточка с заданием №1), линейки, разрезные карточки)
- Что вы можете сказать о ломаных линиях на ваших карточках?
- Чем они отличаются?
- Что у них общего?
- Возьмите линейку и измерьте длину первой ломаной. Поднимите карточку с получившимся ответом. Паша, скажи ответ вслух. Как считали? Измерь длину второй ломаной. Подними карточку с получившимся ответом. Света, скажи ответ вслух. Как считали?
- Какой способ вычисления длины ломаной вы использовали?
- Каким способом ещё можно вычислить длину ломаной линии?
Рисунок 2. Карточка с заданием №1
В) Работа по карточкам. (Цель: повторить способы классификации объектов) (Карточка с заданием №2)
Какие фигуры изображены на чертеже?
- На какие две группы их можно разделить? Найди разные способы. Проверь, согласен ли с тобой сосед (устное выполнение).
Рисунок 3. Карточка с заданием №2
Г) Устный счёт. (Цель: повторить состав чисел 10; 12, 13, 15)
Игра «Лабиринт». *Поурочные разработки по математике. 2 класс // Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко // – М.:ВАКО, 2018. – 480 с.
- Ребята, положите перед собой разрезные карточки первого десятка.
- Пройдите через двое ворот и наберите число 10. Покажите при помощи карточек.
- Какие варианты у вас получились?
Рисунок 4. Игра «Лабиринт»
Игра «Засели домик».
- Покажите при помощи карточек.
- В доме под номером 12 живут соседи 4 и __; соседи 3 и ___.
- В доме под номером 13 живут соседи 6 и __: соседи 5 и ___.
- В доме под номером 15 живут соседи 7 и __; соседи 9 и ___.
3. Актуализации знаний (1-2 мин)
(На доске запись)
- 8+2
- 8-2
- Рассмотрите примеры. Сравните.
- Какое действие необходимо выполнить в первом примере? Решите пример.
- Назовите компоненты сложения.
- Какое действие необходимо выполнить во втором примере? Решите пример.
- Назовите компоненты вычитания.
4. Усвоение новых знаний (5 мин)
По презентации.
- Прочитайте запись 10- 6+3
- Какое действие нужно выполнить первым?
- Почему? (Оно подчеркнуто)
- Как называется то, что подчёркнуто? (Сумма)
- Из числа 10 мы вычитаем сумму.
- Для того чтобы выделить сумму и показать, что первым действием в данном примере будет сложение, в математике используют скобки. По-другому наш пример можно записать так 10 – (6+3).
- Что показывают скобки?
- Давайте вычислим ответ.
10-(6+3)=1
1) 6+3=9
2) 10-9=1
- Можно не указывать порядок действий и укоротить запись, написав результат, полученный в скобках, карандашом.
- Какие действия выполняются первыми, если есть скобки?
По учебнику.
- Откройте учебник на с. 38
- Прочитайте задачи урока.
- Давайте вместе ещё раз расскажем правило о порядке действий при вычислениях.
5. Формирование умений (30 мин)
- Ребята, сейчас мы с вами потренируемся читать записи со скобками и выполнять действия.
- Открываем рабочие тетради, достаём ручку и карандаш. Учебники кладём выше рабочие тетради.
- Найдите в учебнике №1. Прочитайте задание. Сейчас мы работаем у доски и в своих тетрадях. Записываем число классная работа, №1.
Выполнение задания №1 (коллективное выполнение с комментированием, работа у доски).
5-6. Физкультминутка (огонь, вода, земля, воздух)
Продолжение урока.
- Ребята, сейчас найдите в учебнике №2. Прочитайте задание. Запишите в тетрадях №2.
- Решите первый пример. Проверьте, получим ли мы нужный результат, если вычисления будем выполнять по порядку.
- Измените порядок действий. Какое действие выполним первым?
- Вычислите. Получился ли у вас нужный результат?
- Поставьте скобки.
(Остальные примеры из задания №2 разбираются аналогично. Следует обратить внимание учащихся на то, что, если скобки не меняют порядок действий, их можно не ставить.)
- Какие вы молодцы! А сейчас давайте попробуем записать при помощи чисел и знаков задание из №3.
- Записываем в своих тетрадях №3. Прочитайте задание №3 в учебнике.
(Олин ученик выполняет на доске с комментированием, остальные - в тетрадях.)
- Ребята, кто из вас ходит в плавательный бассейн?
- Замечательно! Заниматься плаванием очень полезно для здоровья. На что разделён бассейн в нашей спортивной школе?(дорожки)
- Конечно. А какими единицами измерения проще измерить длину дорожки? (м)
- Я с вами полностью согласна.
- А сейчас давайте прочитаем задачу №5 на с.39.
- О чем, ребята, задача?
- Какое в этой задаче условие?
- Что требуется найти?
- Рассмотрите схематический чертёж и решите задачу самостоятельно.
Самостоятельное выполнение. Затем взаимопроверка, сверка с образцом на электронной доске. Работа в парах. Выставление отметки на полях.
- Полностью ли мы выполнили задание? (нет)
- Составьте задачу, обратную данной, сделайте к ней схематический чертёж и решите её.
Самостоятельное выполнение. Сверка с образцом на электронной доске. Разбор задания.
7. Подведение итогов урока (1 мин)
- Что нового вы узнали на уроке?
- В каком порядке нужно выполнять действия, если есть скобки?
Оцените свою работу на уроке при помощи нашего яблочного сада (дети прикрепляют яблочки разных цветов на магнитную доску с изображением яблони).
- Попрошу всех встать. Урок окончен. Готовимся к следующему уроку.