Мобильное обучение в образовании

Разделы: Информатика

Классы: 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: современные технологии обучения, мобильное обучение, мобильные приложения, мобильное устройство


«И будущее уже наступило».
Роберт Юнг

Уход от традиционного урока через использование в процессе обучения новых технологий позволяет устранить однообразие образовательной среды и монотонность учебного процесса, создаст условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы здоровьесбережения. Рекомендуется осуществлять выбор технологии в зависимости от предметного содержания, целей урока, уровня подготовленности обучающихся, возможности удовлетворения их образовательных запросов, возрастной категории обучающихся.

Основанием для применения мобильных технологий в образовательной деятельности является статья 16 «Реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» «Закон об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273. [4]

В отличие от традиционного, мобильное обучение может предполагать свой результат, свою цель для каждого ребенка.

Существует много толкований понятия «мобильное обучение» (m-learning), но общим для них является то, что под мобильным обучением понимается «электронное обучение с помощью мобильных устройств, не ограниченное местоположением или изменением местоположения обучающегося». Обучающийся имеет непрерывный доступ к образовательным ресурсам, может взаимодействовать с учителем, и одноклассниками. Мобильное обучение также является разновидностью дистанционного обучения с использованием средств ИКТ. [3]

Для реализации мобильного обучения необходимы мобильные устройства или технологии, которые должны иметь общие технические характеристики, такие как портативность устройства и наличие беспроводной связи. Удовлетворяющие данным критериям устройствами являются смартфоны и планшетные ПК [1]. Именно планшет дает возможность преподавателям при помощи анимации и интерактивных действий и, возможно, интерактивных досок с трансляцией на планшеты, сделать осмысленный и интересный процесс обучения.

Сегодня школьника трудно представить без современного мобильного гаждета в руках. Как же сделать его для учителя союзником, а не бороться с извечной темой запрета мобильных устройств в школах?

1. Мобильное устройство обеспечивает доступ в Интернет на сайты с обучающей информацией – применяется как одна из форм дистанционного обучения. Возможна организация доступа на специализированные сайты, содержащие электронные учебные курсы, тесты, практические задания и дополнительные обучающие материалы (рисунки, фотографии, звуковые и видеофайлы). Также возможен обмен электронной почтой в образовательных целях и обмен мгновенными сообщениями.

2. Мобильное устройство – средство воспроизведения звуковых, текстовых, видео- и графических файлов, содержащих обучающую информацию.

3.  Мобильное устройство и его функциональные возможности позволяют организовать обучение с использованием адаптированных электронных учебников, учебных курсов и файлов специализированных типов с обучающей информацией – учебные пособия разрабатываются непосредственно для платформ мобильных телефонов.

Так, различные издательства занимаются разработкой проекта m-learning, в основе которого лежит разработка учебных материалов для изучения различных дисциплин, а также подготовки к ЕГЭ с помощью специальных программ для мобильных телефонов.

Существует и большое количество образовательных приложений- помощников. Рассмотрим лишь некоторые из них.

PhotoMath — это калькулятор, использующий камеру смартфона.

Процесс использования приложения для школы прост: достаточно навести камеру на математический пример, и программа покажет ответ и предварит его поэтапным решением.

Однако полагать, что проблемы с домашним заданием по математике решены навсегда, преждевременно – пользователь, собирающийся загрузить PhotoMath, должен знать о некоторых ограничениях в работе программы:

  • приложение работает только с напечатанными примерами – рукописный текст оно пока не распознает.
  • PhotoMath не решит примеры со сложными дробями, матрицами и прочими математическими «изысками» — зато с линейными уравнениями и стандартной арифметикой программа справляется без проблем.

Приложение PhotoMath могут использовать и родители при проверке домашних заданий по математике (алгебре).

InternetUrok.ru – образовательный портал, содержащий более 4000 видеоуроков по школьной программе от учителей Санкт-Петербурга и Москвы, в открытом доступе и без рекламы. Приложение позволит учиться в любое время в любом месте. Большая часть уроков снабжена графикой и схемами, уроки естественно-научного цикла содержат примеры экспериментов и опытов.

Основные возможности приложения:

  • просмотр видеоуроков по школьной программе,
  • сохранение видеоуроков на устройство,
  • просмотр конспектов, вопросов и ответов к урокам,
  • отслеживание обновлений, просмотр сохранённых видеоуроков,
  • бесплатное обучение в любой точке мира в дополнение к учебнику или вместо него.

Фоксфорд Учебник – это интерактивный справочник по школьной программе за 4–11 классы. В учебнике можно найти теорию, отличные примеры и просто шпаргалки по разным предметам. Бонус — более 500 подробных видеоуроков с лучшими преподавателями страны. [5]

Говоря о мобильных приложениях для образования, стоит отметить и их возможность доступа к облачным сервисам, которые используют как единое информационное поле для хранения информации об учениках и преподавателях, показателях учебной деятельности.

Сам процесс обучения становится принципиально другим: получение знаний, осмысление, их проверка – все меняется на глазах, становится молниеносным, интерактивным.

Литература

  1. Бектурганова М.К., Син Е.Е. Мобильное обучение как новый подход в вузовском образовании // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам V междунар. науч.-практ. конф. — № 3(5). — М., Изд. «МЦНО», 2017. — С. 24-30
  2. Все о смартфонах: сайт. – URL: https://setphone.ru/prilozheniya/poleznye-prilozheniya-dlya-shkolnikov (дата обращения 31.01.2019)
  3. Голицына И.Н., Половникова Н.Л. Мобильное обучение как новая технология в образовании // Образовательные технологии и общество. – 2011. – № 1. – С. 241-252.
  4. Закон об образовании в РФ от 29.12.2012 г
  5. Каталог мобильных приложений: сайт. – URL: https://play.google.com/ store/apps/ category/EDUCATION (дата обращения 31.01.2019)
  6. Мобильное электронное образование: сайт. – URL: https://metod.mob-edu.ru/mobilnoe-obuchenie-v-sovremennoj-shkole (дата обращения 31.01.2019)