Аннотация к уроку
Методическая разработка урока на тему «Победа: нам жить и помнить» составлена к учебнику «История России.10 класс» под редакцией А.В. Торкунова (издательство «Просвещение»). Цели, задачи и планируемые результаты составлены в соответствии с требованиями и рекомендации рабочей программ курса «История России. 6-10 классы» (М.: «Просвещение», 2020 год). Урок является заключительным в теме III «Великая отечественная война 1941 – 1945 гг.».
Урок построен на основе STREAM-подхода: междисциплинарное изучение и обобщение истории Великой Отечественной войны. В основе урока лежит системно-деятельностный подход, урок практико-ориентированный, имеет межпредметные связи (история, обществознание, литература, английский язык, математика, информатика, география, искусство, региональная история).Обучащиеся уже имеют знания о событиях Великой Отечественной войны, имеют умения и навыки работы с историческими документами, картами, видеофрагментами. Данный урок позволит систематизировать и проверить знания по теме, через выполнение заданий обобщающего, систематизирующего характера, познавательные и творческие задачи.
Методическая разработка содержит применение и описание различных технологий: методы критического мышления, кейс-технология, ИКТ-технологии (использование интерактивной доски и информационных ресурсов), проблемное обучение, элементы проектной и исследовательской деятельности, а также технологии смешанного обучения - CLIL-подход, BYOD, EduScrum.
Выбранная мною тема урока актуальна, так как в преддверии празднования 75-летия Победы в Великой Отечественной войне важно подчеркнуть и представить учащимся события войны, роли советского народа, а также о цене и источниках Великой Победы. Следует отметить, что тема большая по объему. Поэтому для ее обобщения и систематизации применяются различные технологии, которые помогут сократить время на повторение большого и разностороннего материала, а также позволят в удобной и интересной форме провести урок. Используемые приемы отвечают требованиям подготовки обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ. Смена деятельности на уроке соответствует здоровьесберегающим технологиям в образовательном процессе. Для обеспечения эффективности и вовлечения учащихся в процесс обучения класс делится на 6 групп. Группы выполняют как индивидуальные задания, так и коллективные задания.
Во время повторения и обобщения материала активно используются приемы, направленные на соотнесение знаний и умений с современной жизнью, собственным социальным опытом. Это один из важных критериев требований ФГОС. Обучающимся предлагаются просмотры и анализ современных видеосюжетов и социальных роликов, возможность создания собственных публикаций в социальных сетях, использование исторических знаний в синтезе с иностранным языком.
Оценивание результатов урока может проводиться по 5-балльной системе (оценивание предметных знаний), либо по системе «Компетенции 4К» по системе М.А. Пинской и А.М. Михайловой.
Технологическая карта урока
Класс: 10.
Базовый учебник (УМК): УМК под ред А.В. Торкунова. Изд-во: «Просвещение».
Место урока: Урок №6 в теме III «Великая отечественная война 1941–1945 гг.»
Тип урока: Урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).
Цель урока: Формирование представления о цене Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
Задачи урока:
Образовательные:
- Знать основные события Великой Отечественной войны: даты, названия сражений и их расположение на карте;
- Способствовать осмыслению школьниками таких духовно нравственных категорий, как Родина-мать, историческая память, уважение к памяти павших за Родину, ратный и трудовой подвиг, героизм, самопожертвование, долг, честь, достоинство, свобода и независимость Родины, национальное самосознание.
- Познакомить с художественными произведениями, повествующими о подвиге советского народа;
- Познакомить с плакатами и карикатурами времен войны;
- Знать итоги войны, а также определять цену Победы.
Развивающие: Развивать и формировать у учащихся навыки и умения:
- Сознательно организовывать и регулировать учебную деятельность;
- Работать с исторической картой, с интерактивными ресурсами (задания, карты, схемы и т.д.);
- Анализировать и обобщать факты; составлять сводную таблицу;
- Строить логическое рассуждение, применяя установление причинно-следственных связей;
- Работать с исторической картой и интерактивной картой;
- Совершать логические операции мышления (анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация) в работе с историческими документами, иллюстративным материалом, видеоматериалом;
- Использовать современные источники информации и делать выводы на основе аргументации;
- Решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности;
- Проявлять готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, осваивать основы межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
- Владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Воспитательные:
- Развивать чувство патриотизма, гордости за подвиг советского народа;
- Подвести учащихся к пониманию причин победы советского народа во Второй мировой войне;
- Осознавать свою идентичность как граждан страны; осваивать гуманистические ценности и традиции общества;
- Осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
- Способствовать пониманию школьниками роли и значения Великой Победы для судеб всего человечества, а также места Российской Федерации в современном мире как правопреемницы СССР - страны победительницы в Великой Отечественной и во Второй мировой войнах.
- Формировать такие духовно-нравственные ценности, как чувство глубокого уважения к ратному и трудовому подвигу народа, нравственный долг перед ветеранами и участниками Великой Отечественной войны, ощущение общности исторической судьбы народов России.
- Способствовать воспитанию семейно-родственной, локально региональной, этнокультурной идентичности обучающихся на ярких примерах, связанных с историей Великой Отечественной войны.
Планируемые результаты:
Личностные:
- формирование патриотизма как духовно-нравственной категории, как основы национального самосознания россиян, осмысление Великой Победы как значимого события в жизни всего народа, мощного фактора его единства;
- воспитание российской гражданской и цивилизационно-культурной идентичности школьников на основе осознания принадлежности к общности победителей в Великой Отечественной войне;
- воспитание чувства гордости за свою Родину и ее Вооруженные Силы, за народ, вынесший на своих плечах тяжесть военного времени, за героические страницы истории России;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. О результативности подготовки и проведения Урока Победы с точки зрения личностных результатов образования можно судить по степени активности школьников в изучении различных аспектов истории Великой Отечественной войны, по интересу к участию в классных, школьных, районных мероприятиях, в конкурсах и олимпиадах, посвященных 75-летию Великой Победы.
Метапредметные результаты образования:
- умение находить, сопоставлять и критически оценивать информацию, полученную из различных источников (в том числе Интернет, СМИ и т.д.);
- применение различных способов решения проблем творческого и поискового характера, в том числе в группе и команде;
- умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением, в том числе в форме презентаций;
- соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- умение вступать в коммуникацию со взрослыми в целях получения информации, участия в деятельности общественных организаций, выполнения учебно-практических задач.
Предметные результаты образования:
- знание основных вех истории Великой Отечественной войны на пути к Великой Победе;
- умение приводить конкретные примеры боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- способность противодействовать попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, которые осуществляются в интересах антироссийской пропаганды;
- проявление творческих задатков, способностей и навыков социального проектирования у детей, подростков и молодежи на основе работы с материалами по региональной истории Великой Отечественной войны.
Межпредметные связи: История, обществознание, литература, английский язык, математика, информатика, география, искусство, региональная история.
Используемые педагогические технологии:
- Проектная деятельность;
- STREAM-подход;
- CLIL-подход;
- BYOD;
- EduScrum;
- Методы критического мышления (двухчастный дневник, двухрядный круг, стратегия «Рамка»);
- ИКТ (онлайн-тест, интерактивная доска, анализ видеоматериалов);
- Технология 4К Soft skills (развитие гибких навыков и умений в работе);
- Социальная проба (использование знаний в жизни, социальный опыт).
Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Необходимое техническое оборудование: проектор, интерактивная доска, документ-камера, ноутбуки для работы в группах, мобильные устройства (смартфоны и планшеты).
Ход урока представлен в Таблице.