Разработка урока музыки по теме ,,Любовь бессмертная” в разделе ,,Мир человеческих чувств”. 8-й класс

Разделы: Музыка

Класс: 8

Ключевые слова: музыка, Эдвард Григ, «Песня Сольвейг», Пер Гюнт


Цель урока: эмоционально откликаться на музыкальное произведение и уметь обращаться к внутреннему миру человека через музыкальные и зрительные образы.

Задачи:

  • Образовательные: Формировать представления учащихся о взаимосвязи разных видов искусств посредством знакомства с произведением Эдварда Грига ,,Песня Сольвейг” из сюиты ,,Пер Гюнт”.
  • Развивающие: Развивать устную и письменную речь в процессе исполнения и прослушивания музыкальных произведений.
  • Воспитательные: Воспитывать интерес к классической музыке.

Формирование личностных УУД:

  • Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в пении, при слушании музыкальных произведений.
  • Уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
  • Понимать жизненное содержание музыкального произведения.

Формирование познавательных УУД:

  • Сравнивать разное исполнение музыкального произведения.
  • Выявлять выразительные возможности музыки.
  • Обнаруживать общность музыки и других видов искусств.
  • Усваивать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе музыкальной деятельности.

Формирование регулятивных УУД:

  • Владеть умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений.
  • Планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыки.

Формирование коммуникативных УУД:

  • Передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.
  • Исполнять песни с группой одноклассников.

Тип урока: комбинированный.

Виды деятельности на уроке: вокально-хоровая деятельность, восприятие и анализ музыки, работа в группе.

Оборудование: компьютер, проектор, музыкальные записи, учебник ,,Искусство” (Т.И.Науменко, В.В.Алеев) 8 класс.

Планируемый результат деятельности: оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.

Просмотр видеопритча ,,Остров чувств” из цикла "Короткие мудрые притчи о жизни" (читает духовный целитель Александр Александр Малхасянц)

1. Обьявление темы урока (формируют сами учащиеся)

– Что вы можете сказать об этом произведении?

– Какие чувства оно у вас вызвало?

– Почему Время спасло Любовь?

– Что такое любовь? (Чувство)

– О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О любви)

– К чему или к кому человек испытывает любовь? (К маме, Родине, любимому человеку и т.д.)

– Каждый ли человек может чувствовать любовь?

– Встречали ли людей бесчувственных?

– Нужно ли учиться чувствовать?

– Какой вид искусства может помочь нам понять это чувство? (Искусство)

Да, действительно, искусство – это отражение жизни. Все, что чувствует человек, он выражает в произведениях живописи, музыки, литературы.

Давайте сформулируем тему урока. Подвожу ребят к теме урока ,,Мир человеческих чувств”.

2. Сообщение целей и задач. (Целеполагание)

– Для чего нам надо изучить эту тему?

– Что даст нам изучение этой темы?

3. Планирование

– Как мы будем изучать эту тему? Слушать, размышлять, догадываться…)

4. Практическая деятельность учащихся

Просмотр презентации ,,Любовь в живописи”. На каждый слайд обсуждение вопроса в группах:

– Какими средствами художник показал нам это чувство? Каждая группа после обсуждения высказывает свою  точку зрения.
А теперь посмотрите на этот портрет. Кто здесь изображен?

– Норвежский композитор Эдвард Григ. (По предыдущим урокам детям портрет уже знаком)

Учитель: Да, это Эдвард Хагеруп Григ (15 июня 1843 — 4 сентября 1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.

(Учащиеся вспоминают названия уже знакомых его произведений.)

Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.

Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный темной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это безусловно Эдвард Хагеруп Григ: друг Андерсена и единомышленник Нурдрока, благословленный великим Листом.

Одним из самых знаменитых произведений Грига и по сей день считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пер Гюнта на родину», «Песня Сольвейг». (название пьес на доске)

Музыка к одноимённой драме Г.Ибсена написана Э.Григом в 1874-1875 гг. по предложению драматурга. Эта работа явилась одной из наиболее значительных творческих удач композитора.

Прослушайте одну из этих пьес и предположите, какое названий из написанных на доске ей принадлежит.

,,Песня Сольвейг”

– Почему именно это название?

– О чем рассказывает музыка?

СОЛЬВЕЙГ (- героиня драматической поэмы Г.Ибсена «Пер Гюнт» (1866), деревенская девушка, ушедшая из семьи за всеми отвергнутым Пером Гюнтом. . С ней почти ничего не происходит: обещала ждать Пера и прождала его всю жизнь, до глубокой старости. Она - вечная невеста, только внешне состарившаяся с годами, потому что юность замерла в ней с момента клятвы.

5. Рефлексия

Ученики пишут под инструментальный вариант песни Сольвейг письмо-обращение к главной героине, некоторые зачитывают его.

6. Практическая деятельность учащихся

Исполнение песни ,,Баллада о трех сыновьях” (Татьяна Шилова)

– С каким чувством вы исполняли песню?

– Почему отец свой престол отдал третьему сыну ?(Ответ из песни:

Душа твоя и добра и чиста,
И пусть богат ты и знатен не стал,
Но ты хранил любовь мою
Я тебе свой престол отдаю!

Учитель: Велика сила искусства. Слушание музыки и исполнение песни помогли нам почувствовать ощущения человека, его переживания, помогли понять, что человек способен чувствовать и сочувствовать другим.

Откройте учебник на странице 59,найдите стихотворные строки П.Б.Шелли ,,Любовь бессмертная”.

Богатство вместе с властью вольно бродят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же, пусть неправильной была,-
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Все превзойдет, что было - или будет.

Как вы думаете, можно ли наш сегодняшний урок закончить этими словами?

7. Осуществление контроля

– Что не получилось?

– Почему?

8. Оценивание учащихся

(Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей.)

9. Итог урока

– Что вы узнали на уроке?

– Что ещё хотели бы узнать?

10. Домашнее задание

Найти изречения великих людей про любовь.

Нарисовать портрет Сольвейг по личным ощущениям и воображению.