Цель урока: эмоционально откликаться на музыкальное произведение и уметь обращаться к внутреннему миру человека через музыкальные и зрительные образы.
Задачи:
- Образовательные: Формировать представления учащихся о взаимосвязи разных видов искусств посредством знакомства с произведением Эдварда Грига ,,Песня Сольвейг” из сюиты ,,Пер Гюнт”.
- Развивающие: Развивать устную и письменную речь в процессе исполнения и прослушивания музыкальных произведений.
- Воспитательные: Воспитывать интерес к классической музыке.
Формирование личностных УУД:
- Выражать свое эмоциональное отношение к музыкальным образам в пении, при слушании музыкальных произведений.
- Уметь осмысливать взаимодействия искусств как средства расширения представлений о содержании музыкальных образов, их влиянии на духовно-нравственное становление личности.
- Понимать жизненное содержание музыкального произведения.
Формирование познавательных УУД:
- Сравнивать разное исполнение музыкального произведения.
- Выявлять выразительные возможности музыки.
- Обнаруживать общность музыки и других видов искусств.
- Усваивать словарь музыкальных терминов и понятий в процессе музыкальной деятельности.
Формирование регулятивных УУД:
- Владеть умением целеполагания в постановке учебных, исследовательских задач в процессе восприятия, исполнения и оценки музыкальных сочинений.
- Планировать собственные действия в процессе восприятия, исполнения музыки.
Формирование коммуникативных УУД:
- Передавать собственные впечатления о музыке, других видах искусства в устной и письменной речи.
- Исполнять песни с группой одноклассников.
Тип урока: комбинированный.
Виды деятельности на уроке: вокально-хоровая деятельность, восприятие и анализ музыки, работа в группе.
Оборудование: компьютер, проектор, музыкальные записи, учебник ,,Искусство” (Т.И.Науменко, В.В.Алеев) 8 класс.
Планируемый результат деятельности: оценивать эмоциональный характер музыки и определять содержание образов, накопить багаж музыкальных впечатлений и опыт хорового исполнительства на основе развития певческого голоса.
Просмотр видеопритча ,,Остров чувств” из цикла "Короткие мудрые притчи о жизни" (читает духовный целитель Александр Александр Малхасянц)
1. Обьявление темы урока (формируют сами учащиеся)
– Что вы можете сказать об этом произведении?
– Какие чувства оно у вас вызвало?
– Почему Время спасло Любовь?
– Что такое любовь? (Чувство)
– О чем сегодня мы будем говорить на уроке? (О любви)
– К чему или к кому человек испытывает любовь? (К маме, Родине, любимому человеку и т.д.)
– Каждый ли человек может чувствовать любовь?
– Встречали ли людей бесчувственных?
– Нужно ли учиться чувствовать?
– Какой вид искусства может помочь нам понять это чувство? (Искусство)
Да, действительно, искусство – это отражение жизни. Все, что чувствует человек, он выражает в произведениях живописи, музыки, литературы.
Давайте сформулируем тему урока. Подвожу ребят к теме урока ,,Мир человеческих чувств”.
2. Сообщение целей и задач. (Целеполагание)
– Для чего нам надо изучить эту тему?
– Что даст нам изучение этой темы?
3. Планирование
– Как мы будем изучать эту тему? Слушать, размышлять, догадываться…)
4. Практическая деятельность учащихся
Просмотр презентации ,,Любовь в живописи”. На каждый слайд обсуждение вопроса в группах:
– Какими средствами художник показал нам это чувство? Каждая группа после обсуждения высказывает свою точку зрения.
А теперь посмотрите на этот портрет. Кто здесь изображен?
– Норвежский композитор Эдвард Григ. (По предыдущим урокам детям портрет уже знаком)
Учитель: Да, это Эдвард Хагеруп Григ (15 июня 1843 — 4 сентября 1907) — норвежский композитор периода романтизма, музыкальный деятель, пианист, дирижёр.
(Учащиеся вспоминают названия уже знакомых его произведений.)
Творчество Грига формировалось под воздействием норвежской народной культуры.
Если и мог кто-то явить миру гордый и чистый дух Норвегии, полный темной силы, страстной романтики и ослепительного света, то это безусловно Эдвард Хагеруп Григ: друг Андерсена и единомышленник Нурдрока, благословленный великим Листом.
Одним из самых знаменитых произведений Грига и по сей день считается вторая сюита — «Пер Гюнт», в которую вошли пьесы: «Жалоба Ингрид», «Арабский танец», «Возвращение Пер Гюнта на родину», «Песня Сольвейг». (название пьес на доске)
Музыка к одноимённой драме Г.Ибсена написана Э.Григом в 1874-1875 гг. по предложению драматурга. Эта работа явилась одной из наиболее значительных творческих удач композитора.
Прослушайте одну из этих пьес и предположите, какое названий из написанных на доске ей принадлежит.
,,Песня Сольвейг”
– Почему именно это название?
– О чем рассказывает музыка?
СОЛЬВЕЙГ (- героиня драматической поэмы Г.Ибсена «Пер Гюнт» (1866), деревенская девушка, ушедшая из семьи за всеми отвергнутым Пером Гюнтом. . С ней почти ничего не происходит: обещала ждать Пера и прождала его всю жизнь, до глубокой старости. Она - вечная невеста, только внешне состарившаяся с годами, потому что юность замерла в ней с момента клятвы.
5. Рефлексия
Ученики пишут под инструментальный вариант песни Сольвейг письмо-обращение к главной героине, некоторые зачитывают его.
6. Практическая деятельность учащихся
Исполнение песни ,,Баллада о трех сыновьях” (Татьяна Шилова)
– С каким чувством вы исполняли песню?
– Почему отец свой престол отдал третьему сыну ?(Ответ из песни:
Душа твоя и добра и чиста,
И пусть богат ты и знатен не стал,
Но ты хранил любовь мою
Я тебе свой престол отдаю!
Учитель: Велика сила искусства. Слушание музыки и исполнение песни помогли нам почувствовать ощущения человека, его переживания, помогли понять, что человек способен чувствовать и сочувствовать другим.
Откройте учебник на странице 59,найдите стихотворные строки П.Б.Шелли ,,Любовь бессмертная”.
Богатство вместе с властью вольно бродят,
Вступая в океан добра и зла,
Когда они из наших рук уходят;
Любовь же, пусть неправильной была,-
Бессмертная, в бессмертии пребудет,
Все превзойдет, что было - или будет.
Как вы думаете, можно ли наш сегодняшний урок закончить этими словами?
7. Осуществление контроля
– Что не получилось?
– Почему?
8. Оценивание учащихся
(Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей.)
9. Итог урока
– Что вы узнали на уроке?
– Что ещё хотели бы узнать?
10. Домашнее задание
Найти изречения великих людей про любовь.
Нарисовать портрет Сольвейг по личным ощущениям и воображению.