Влияние средств массовой информации на формирование социального поведения младших школьников

Разделы: Школьная психологическая служба

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: младшие школьники, социальное поведение


В последнее время изучение проблемы социального поведения младших школьников стала едва ли не самым популярным направлением исследовательской деятельности психологов всего мира. В Европе и Америке регулярно проводятся международные конференции, симпозиумы и семинары по этой проблематике. Социальные навыки предполагают обучение детей этически ценным формам и способам поведения в отношениях с другими людьми. Для этого необходимо формировать коммуникативные навыки, умение устанавливать и поддерживать контакты, кооперироваться и сотрудничать, избегать конфликтных ситуаций. Необходимо обучить детей нормам и правилам поведения, на основе которых в дальнейшем складываются этически ценные формы общения, так же помочь понять, как легко может возникнуть ссора, ее причина и помочь находить способы и приемы самостоятельного разрешения. Поэтому, мы считаем необходимым, помочь детям понять, что делать что-то вместе не только интересно, но и трудно, так как нужно уметь договариваться, соблюдать очередность, прислушиваться к мнению товарищей.

В последнее время у родителей и у специалистов вызывают интерес модели поведения, демонстрируемые по телевидению. И это не случайно, ведь вербальная и физическая модель агрессивного поведения на телеэкранах вовсе не редкость. В связи с тем, что дети часто сталкиваются с насилием в масс-медиа, напрашиваются выводы, что подобная «видеодиета» может повысить у детей склонность к агрессивному поведению.

Целью исследования является изучение воздействия средств массовой информации на формирование социального поведения у ребѐнка. Дети учатся поведению посредством прямых подкреплений так же, как и путем наблюдения различных действий.

Экспериментальное исследование было проведено на базе МАОУ «Лицей №62», в нем приняли участие 40 детей в возрасте 9–10 лет. В диагностический комплекс вошли: анкета по СМИ, «Цветик-семицветик», тест животных Заззо, многофакторный опросник Р.Кеттелла, карта наблюдений Стотта и «Hand-тест» Э.Вагнера.

Для выявления влияния средств массовых информации на особенно-сти социального поведения детей был проведѐн корреляционный анализ по методу Пирсона с применением прикладного пакета SPSS.13.0. Корреляционная матрица включала в себя 25 показателей. Все дети были поделены на 3 группы:

  • первая – дети, предпочитающие СМИ агрессивного характера;
  • вторая – дети, предпочитающие СМИ познавательного характера;
  • третья – дети, предпочитающие СМИ развлекательного характера.

В ходе корреляционного анализа рассматривались взаимосвязи показателей социального поведения, личностных характеристик, ценностных предпочтений.

Таким образом, по результатам корреляционного анализа психологический портрет группы детей, предпочитающих СМИ агрессивного характера, можно описать следующим образом: эти дети ценят такие личностные качества, как храбрость, сила, умение преодолевать трудности, самостоятельность и независимость. Они не проявляют желания сотрудничать с кем-либо, самоустраняются. У них проявляется защитная установка по отношению к любым контактам с людьми, неприятие проявляемого к ним чувства любви. Также у этой группы детей наблюдается тревога за принятие себя другими, временами она принимает форму открытой враждебности, но при этом они имеют выраженную склонность к самоутверждению, лидерству, доминированию. Они неуверенны в одобрении взрослых, неугомонны, нетерпеливы, неспособны к работе, требующей усидчивости.

Если посмотреть, как СМИ подобного характера влияют отдельно на мальчиков, то можно увидеть следующие взаимосвязи: у них нет установки превосходства над другими людьми, они не ждут от других людей поведения, которое приемлемо для них самих. У таких детей нет напряжения и дискомфорта. Они поступают так, как считают нужным.

Большинство группы детей, предпочитающих СМИ агрессивного характера, – это мальчики, но несколько девочек тоже выбирают подобные виды СМИ. Корреляционные связи характеризуют девочек как независимых, напористых, они имеют выраженную склонность к самоутверждению, противопоставляют себя детям и взрослым. Также эти девочки нетерпеливы, реактивны, легко возбудимы, у них обнаруживается повышенная мужественная независимость.

Кроме того, девочки данной группы полны предчувствия неудач, легко выводятся из душевного равновесия, часто имеют пониженное настроение. У них отмечается низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов, непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что один и тот же вид СМИ оказывает разное влияние на формирование поведения мальчиков и девочек. Если у мальчиков данной группы нет установки превосходства над другими, они не ждут от других людей поведения соответствующего их намерениям и требованиям, то девочки противопоставляют себя детям и взрослым. Помимо этого, у мальчиков не наблюдается напряжения и дискомфорта, тогда как девочки, напротив, полны предчувствия неудач.

Психологический портрет группы детей, предпочитающих СМИ познавательного характера, можно представить так: эти дети дружелюбны по отношению к взрослым и детям, эмоционально устойчивы, отличаются активностью, энергичностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска: им, как правило, присущи переоценка своих ценностей и чрезмерный оптимизм. Но также необходимо отметить, что у этих детей выявлены проявления невротических симптомов и депрессии. Это может быть связано с тем, что дети данной группы постоянно пытаются поддерживать свою авторитетность, «не упасть в глазах других» и какие-либо замечания в их сторону от взрослых и детей переносятся ими болезненно, они «замыкаются в себе» и т.д.

Рассматривая социально-психологические характеристики мальчиков этой группы, можно сделать вывод, что для них свойственна способность к активной социальной жизни, желание сотрудничать с другими. Но, не смотря на это, эти мальчики относятся к другим детям настороженно, что приводит их к своего рода депрессивному состоянию, которое выражается в перепадах активности и смене настроения.

 «Портрет» девочек данной группы можно описать следующим образом: они добросовестные, исполнительные, ответственные, воспринимают и выполняют правила и нормы поведения, предъявляемые взрослыми. Для них характерен высокий самоконтроль, хорошее понимание социальных нормативов. Эти девочки уверены в себе, спокойны, стабильны, хорошо подготовлены к успешному выполнению школьных требований. Они непринужденны в общении, легко вступают в контакт со взрослыми. Также для них характерны спокойствие и невозмутимость. Для мальчиков и девочек, предпочитающих СМИ познавательного характера, тоже свойственны различные характеристики. Если у девочек с подобными предпочтениями выявлена уверенность в себе, то у мальчиков проявляется некоторая тревожность по отношению к детям и депрессивность. Возможно, что мальчики, привыкшие быть лидерами по уровню знаний, больше боятся конкуренции со стороны сверстников, боятся потерять свою авторитетность. Просмотрев все взаимосвязи предпочтений СМИ развлекательного характера с различными социально-психологическими характеристиками, психологический портрет детей данной группы можно представить следующим образом: для этих детей характерна установка превосходства над другими людьми, ожидание, что другие люди будут вести себя в соответствии с их требованиями. Но подобного рода ожидания не всегда оправдываются, и тогда это может вызвать некоторую агрессивность, либо приводит к развитию неуверенности в себе, ранимости, неустойчивости настроения. Также дети данной группы вполне социальны, у них нет враждебности по отношению к взрослым и детям, недоверие и тревожность по отношению к детям тоже не наблюдаются. Они эмоционально устойчивы, не склонны к депрессии, терпеливы и способны к работе, требующей усидчивости, кон-центрации внимания и размышления. Помимо этого, дети, предпочитающие СМИ развлекательного характера, демонстрируют зависимость от взрослых и детей, легко им подчиняются. Для мальчиков этой группы свойственны переживание тревоги, напряжения, дискомфорта, агрессивность, установка превосходства над другими людьми. Они хотят, чтобы окружающие их люди вели себя в соответствии с их намерениями. Девочки, предпочитающие СМИ данного типа, имеют выраженную склонность к противопоставлению себя другим, они независимы и напористы. Также их можно назвать нетерпеливыми, реактивными и легко возбудимыми. В то же время, эти девочки могут быть безмятежными, спокойными и оптимистичными, но, не смотря на это, у них низкий самоконтроль. Они могут быть и недобросовестными, безответственными и пренебрегать обязанностями. Такая разноплановость в личностных характеристиках и поведении связана с разным влиянием развлекательных СМИ. Многие дети смотрят раз-влекательные передачи, фильмы, которые не соответствуют их возрасту. Характер таких экранизаций часто безнравственен и аморален. Любимые герои таких СМИ демонстрируют разное поведение. Это может послужить одним из факторов неординарности поведения мальчиков и девочек данной группы. Мальчикам свойственны переживание тревоги, напряжения, дискомфорта, агрессивность, установка превосходства над другими людьми. Девочки же имеют склонность к противопоставлению себя другим, они независимы и напористы, но при этом они могут быть безмятежными, спокойными и оптимистичными в зависимости от их настроения.

Таким образом, мы можем говорить о том, что влияние СМИ носит неоднозначный характер, формируя у детей как полезные социальные навыки и эффективные модели поведения, так и такие поведенческие схемы, которые затрудняют дальнейшее развитие и адаптацию в обществе. В связи с этим становится актуальной работа по развитию у младших школьников внутренних механизмов регуляции социального поведения, а также обучение критическому отношению к социальным влияниям и навыкам противостояния воздействию СМИ.

Литература

1. Баженова Л.М. Психологические особенности восприятия фильмов и телевизион-ных передач младшими школьниками / Л.М.Баженова // Начальная школа. – 1995. – № 11. – С. 8–11.

2. Платонов Ю.П. Социальная психология поведения: учебное пособие. – СПб.: Пи-тер, 2006. – 464 с.

3. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб. – 1996. – 349 с.