Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Задачи:
Развивающие:
- Создание проблемной ситуации,
- Развивать фонематическое восприятие,
- Развивать память, внимание,
- Развивать словесно-логическое мышление у детей, умение рассуждать, делать выводы.
- Развивать умение ориентироваться в пространстве,
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
- Закреплять умение детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв.
- Закрепление навыков выделения нужного звука в слове.
- Формировать умение делить слова на слоги.
- Закреплять умение выделять первую букву в слове и называть слова определенной звуковой структуры.
- Совершенствовать умение детей составлять предложения и выкладывать схемам.
- Формировать грамматический строй речи, расширять словарный запас.
- Совершенствовать навык чтения детей.
Воспитательные:
- Стимулировать позитивную мотивацию детей,
- Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества,
- Формировать навык совместной работы в паре,
- Формировать навыки самоконтроля и самооценки,
- Воспитывать уверенность, активность, самостоятельность.
- Рефлексия (самоанализ).
Обучающие:
- Закрепить понятие звук, буква,
- Закрепить графический образ букв,
- Закрепить навык слогообразования слов,
- Совершенствовать навык чтения слогов, слов, предложений,
- Закрепить навыки фонетического разбора слова,
- Продолжать учить работать со схемой слова.
Предполагаемый результат:
- Правильно артикулировать все звуки в речи в различных фонематических позициях и формах речи,
- Овладеть правильным звуко – слоговым оформлением речи,
- Четко дифференцировать все изученные звуки, буквы,
- Различать понятие «звук», «гласный – согласный звук», «твердый – мягкий звук», «глухой – звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне.
- Называть последовательность слов в предложении, звуков и слогов в словах,
- Читать и правильно понимать прочитанное в пределах программы,
- Выкладывать из палочек буквы и писать печатными буквами слова.
Виды детской деятельности:
- Игровой – сюрпризный момент.
- Словесный – беседа о слогах, звуках, предложениях, деление слов на слоги, придумывание предложения с заданным словом.
- Практический – звуковой анализ слова, графическая запись предложения.
Словарная работа: активизировать в речи детей слово «Азбука».
Индивидуальная работа: побуждать к активной речевой деятельности Ришата Ф., Эмира В.
Предварительная работа: чтение сказки А.Толстого «Приключение Буратино».
Материалы:
- Демонстрационный материал: магнитная доска, конверт с письмом; картинки с изображением Мальвины и Буратино, карточки с изображениями букв, домики для букв, «слоговой паровозик», картинки с изображением школьных предметов, портфель.
- Раздаточный материал: конверты с заданиями, простые карандаши, счетные палочки.
ХОД ООД
1. Организационный момент
Дети стоят на ковре в кругу.
Логопед: «Ребята, я очень рада видеть вас!»
Логопед:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты – мой друг!
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
А теперь посмотрите на наших гостей и подарите им улыбки!
Логопед: Ребята, к нам пришло письмо, а от кого вы узнаете, отгадав загадку:
Эту девочку мы знаем,
От всех кукол отличаем,
С голубыми волосами
И красивыми глазами.
Она вежлива была,
В домике лесном жила
И учила Буратино
А зовут её (Мальвина)
Логопед: правильно ребята, и вот что она пишет:
«Здравствуйте ребята. Лиса и кот Базилио отняли у Буратино золотой ключик. А без него не откроешь волшебную дверь в коморке папы Карло. Для того чтобы вернуть ключик, необходимо выполнить задания. Как вы помните, Буратино не любил учиться, поэтому без вас ему не справиться. Прошу вас о помощи. Задания вы найдете в моем конверте с письмом».
Мальвина
Логопед: поможем Буратино выполнить задания?
Ответы детей.
2. Основная часть
Логопед: Прежде чем приступить к выполнению заданий, давайте вспомним:
- сколько букв в алфавите? (33)
- сколько гласных букв? (10)
- сколько согласных букв? (21)
- какие бывают звуки? (гласные и согласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие)?
- чем отличаются гласные от согласных? (гласные мы можем петь, при произнесении согласныз звуков воздушная струя встречает преграду)
- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим и произносим, буквы мы видим и пишем)
- какие буквы не обозначают звуков? (ь, ъ)
- какие гласные буквы обозначают мягкость согласных? (е,ё,и,я,ю)
- какие гласные буквы обозначают твердость согласных? (а,о,у,ы,э)
- какие согласные всегда твердые? (ш,ж,ц)
- какие согласные всегда мягкие? (ч,щ.й)
Логопед: молодцы, а вот конверт с первым заданием:
Задание 1. «Рассели в домики гласные и согласные буквы»
Логопед: ребята, какие буквы мы поселим в красный домик и почему7
Ответы детей (гласные обозначаем красным цветом)
- Какие буквы мы поселим в синий домик со звоночком?
Ответы детей (согласные звонкие)
- Какие буквы мы поселим в синий домик с зачеркнутым звоночком?
Ответы детей (согласные глухие)
Задание 2. «Слоговой паровозик»
Логопед: ребята, выполнить следующее задание нам поможет предмет, а какой именно мы узнаем отгадав загадку:
В школу дом несу в руке,
Дверцы дома на замке.
Тут жильцы бумажные
Все ужасно важные.
Дети: портфель.
Логопед: правильно, давайте заглянем в него.
Дети достают из портфеля по одной картинке с изображением школьного предмета и делят слова на слоги.
Логопед: молодцы, ребята, достаем следующее задание.
Задание 3. «Прочитай по первым буквам»
Дети собирают слово, зачитывают его.
Физминутка «Буратино»
Буратино потянулся
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в стороны развел
Ключик видно не нашел,
Чтобы ключик нам достать
Нужно на носочки встать.
Логопед: молодцы, следующее задание
Задание 4. «Звуковые схемы»
Логопед: достаю из конверта следующее задание:
Задание 5. «Составь предложение»
Логопед: ребята, перед вами карточки со словами. Нужно подружить слова так, чтобы получилось предложение. Составить схему предложения.
Задание 6. «Угадай слово»
Логопед: я сейчас буду называть слова, а вы из палочек выложите только первую букву каждого слова (карандаш, линейка, юла, часы, игрушка, книга). Дети, какое слово получилось?
Ответы детей – КЛЮЧИК.
Логопед: правильно, вот мы и помогли Буратино получить ключик обратно.
Итог занятия
Логопед: ребята, что вам сегодня понравилось на занятии? Что было интересного? Какие задания для вас были трудными? Какие легкими? Кого вы могли бы сегодня похвалить и за что?
Заданий от Мальвины в конверте больше нет, зато она вас наградила медалями в благодарность за помощь.