Цели:
- Обобщить знания учащихся о группах растений (деревья, кустарники, травы; дикорастущие и культурные).
- Познакомить учащихся с комнатными растениями на примере тех растений, которые находятся в классной комнате; обсудить с детьми вопрос о значении комнатных растений в жизни человека; познакомить с правилами ухода за комнатными растениями.
- Учить ухаживать за цветами. (Практическая работа.)
- Развивать мышление, наблюдательность и самостоятельность учащихся.
- Воспитывать любовь и уважение к природе, чувство заботы о ней.
Ход урока
- Представьте, что вы в осеннем лесу. Подул ветерок.
Тихо падают листья и шуршат под ногами.
Выглянуло солнышко и улыбнулось нам. Повернитесь к соседу по парте и поделитесь своей улыбкой. Слайд 1
Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?
Вы сегодня будете работать в группе. Повторим основные правила.
Слайд 2
В начале урока мы отправились в лес. Наша путешествие по осеннему лесу продолжается.
Чтобы мы смогли сформулировать тему урока, группы получают первое задание.
Группа 1.
18 | 1 |
19 |
20 |
6 |
15 |
10 |
33 |
|
|
|
|
|
|
|
|
Расшифруйте слово.
Группа 2.
Отгадайте загадку, запишите ответ.
Дышит, растет, а ходить не может.
|
|
|
|
|
|
|
|
Группа 3.
Зачеркните предметы, относящиеся к неживой природе и прочитайте только первые буквы слов, которые остались.
Камень | Ромашка |
Астра |
Снег |
Сирень |
Гранит |
Вода |
Тюльпан |
Звезда |
Ель |
Луна |
Незабудка |
Ива |
Солнце |
Яблоня |
Воздух |
Проверка.
Группа 1.
- Чтобы расшифровать слово, вам нужен был ключ к шифру. Подскажите нам его. Какое слово у вас получилось? (Растения)
Группа 2.
- Что вам помогло отгадать загадку, какие существенные признаки? (Признаки живой природы)
- Назовите объекты живой природы. (Человек, животные, растения, грибы)
- Какие еще признаки живой природы вы знаете?
Группа 3.
- Какие объекты неживой природы вы убрали? (Камень, снег, гранит, вода, звезда, луна, солнце, воздух).
- Назовите слово (Растения)
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке? (О растениях. Какие бывают растения)
- Растительный мир нашей планеты очень богат. Более зоо тыс. видов растений населяют нашу планету. Тело большинства растений можно разделить на подземную и надземную части. Подземная часть образована (Чем?) корнями. (Какую роль с жизни растений имеют корни?) Они закрепляют растение в почве и поглощают воду и минеральные соли.
А у чего еще есть корень? (показать знак корня)
Надземная часть у растений очень разнообразна.
- Ребята, у вас на партах рисунки растений. Вспомните, что общего у разных растений. Найдите на рисунках части растения, рядом со стрелками напишите название частей. Дайте название группе растений.
Группы получают задания дать название группе растений и подписать части растений.
- Группа 1. Дерево
- Группа 2. Кустарник
- Группа 3. Травянистое растение
Проверка.
- Какое название группы растений?
- Что общего у всех растений?
- Чем различаются растения?
- Сколько стволов у дерева?
- Какой ствол у дерева?
- Сколько стеблей (стволиков) у кустарника?
- Какие они?
- Сколько стебельков у травянистых растений?
- Какие они?
- Какой вывод вы можете сделать? (Вывод: растения очень разнообразны. Среди них есть деревья, кустарники, травы. У дерева от корня отходит один толстый стебель – ствол. Он твердый, одревесневший. У кустарника несколько довольно тонких стеблей – стволиков. Они твердые, одревесневшие. У трав, или травянистых растений, стебли мягкие, сочные
Физкультминутка.
Правила:
При названии дерева вы должны вытянуть руки вверх, встать на цыпочки, чтобы показать, какие деревья … (высокие); кустарник – руки надо развести в стороны (кусты… широкие); травы – присаживаемся на корточки (травы низкие)
Колокольчик, боярышник, осина, тополь, малина, клевер, береза, астра, подосиновик, липа, огурец, смородина, комар, дуб, кизильник, одуванчик, акула.
- Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже – ярусе? (Деревья.)
- Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники.)
- Что находится на нижнем этаже? (Травы.)
А еще на какие группы можно разделить растения? (лиственные и хвойные).
- Какие отличительные признаки вы можете назвать?
(У лиственных растений листья в виде пластинок, а у хвойных – в виде хвоинок)
Мы с вами в осеннем лесу. Чем еще отличаются лиственные и хвойные растения осенью? (Лиственные меняют цвет листьев и сбрасывают их, а хвойные остаются зелеными и не сбрасывают хвоинки).
- Но есть исключение. Кто знает хвойное дерево, которое сбрасывает свою хвою на зиму?
Рассказ о лиственнице Лиственница – родственница сосны. Доживает до 300-400 лет, зарегистрированы лиственницы возрастом до 800 лет. Осенью полностью сбрасывает свою хвою.
- Какие лиственные растения есть на нашем школьном участке?
- Хвойные?
- А знаете ли вы, что не только деревья бывают лиственными и хвойными, но и кустарники.
- Можжевельник.
Муравьишка приготовил вам несколько заданий.
Задание 1. По внешнему виду узнай растение и правильно напиши его название: б.реза, м.лина, с.сна, з.мл.ника, ду., м.рво.ь.
Задание 2. Реши задачи.
Высота березы 10 метров, а лиственницы 19 метров. На сколько метров лиственница выше березы?
С одного куста малины собрали 5 стаканов ягод, а с другого на 2 стакана ягод больше. Сколько всего стаканов ягод собрали с двух кустов?
- Что особенно заинтересовало вас во время урока?
- Что нового узнали на уроке?
- Какие бывают растения?
Заканчивая урок, выполните задание мудрой Черепахи.
Е | Р |
У |
В |
Т |
Я |
Р |
Р |
И |
В |
И |
Д |
К |
Е |
С |
Ь |
А |
Т |
Н |
А |
К |
Ы |
Здесь спрятались названия трех групп растений. Найди их и закрась клеточки с буквами карандашами разного цвета.
Оцени свою работу на уроке.
- стр. 56-59 – читать, отвечать на вопросы;
- подготовка индивидуальных сообщений о необыкновенных растениях нашей планеты.