Мультимедиа-технология – одна из инноваций в образовании

Разделы: Общепедагогические технологии


Внедрение федеральных государственных стандартов второго поколения в основную школу, направленных на воспитание и развитие качеств личности, отвечающих всем требованиям современного информационного общества, позволило учителям по-новому пересмотреть школьное образовательное пространство и историческое в частности.

Для реализации требований ФГОС необходимо пересмотреть подходы не только к содержанию исторического образования (введение историко-культурного стандарта), но и к формам образовательной деятельности на уроках. Прежде всего, это разнообразие методов, форм, приемов работы с учетом индивидуальных особенностей, активизирующих познавательную мотивацию деятельности учащихся. Результат обучения на каждом этапе познавательной деятельности учащегося будет зависеть от того, насколько правильно была выбрана и применима та или иная педагогическая технология.

В толковом словаре «технология»трактуется как совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве. Педагогическую технологию В.В.Юдин определяет как совокупность методов, приемов обучения, гарантированно приводящих к заданному результату [6].

Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость перехода от традиционных к инновационным педагогическим технологиям обучения.

Инновация - это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьезно повышает эффективность действующей системы [1].

Инновационные педагогические технологии – это новые методические приемы, в том числе те, которые еще не использовались.
На сегодняшний день известны и активно применяются педагогами следующие инновационные технологии: игровые, проблемное обучение, технология развития «критического мышления», информационно-коммуникативные, проектная и исследовательская деятельность, личностно-ориентированные и др.

Одной из наиболее популярных является информационно-коммуникативная (мультимедийная) технология (ИКТ). Данная технология позволяет не только передать информацию, но и способствует развитию у учащихся умения видеть и ставить проблему, ориентироваться в поиске источников получения информации [4].

По данным опроса, проведенного среди учащихся среднего звена, большинство отметили, что применение педагогом визуальной информации делает урок более интересным, красочным, нежели текстовой.  Например, начав урок с показа видеофрагмента, соответствующего определенной теме, учащиеся могут «погрузиться» в изучаемую историческую эпоху, эмоционально настроиться на решение проблемы урока, и возможно в некоторых случаях, вообразить себя участниками процесса.

Более интересным и продуктивным, способствующим развитию исследовательской деятельности является групповой метод работы с использованием ИКТ. Индивидуальные карточки, содержащие интерактивные задания (гиперссылки, онлайн-тесты, электронные таблицы, презентации) нацелены не только на самостоятельный выбор пути поиска информации, решения вопроса, но и помогают педагогу провести диагностику уровня усвоения информации, полученной на уроке, оценить работу каждого.

Следует отметить, что в применении мультимедиа-технологии, существуют и некоторые проблемы:
- во-первых, недостаточная материально-техническая оснащенность большинства образовательных учреждений;
- во-вторых, недостаточная компетенция самих педагогов в использовании информационных ресурсов.
Однако, несмотря на имеющиеся недостатки, ИКТ позволяет индивидуализировать образовательный процесс, способствует развитию самостоятельной, исследовательской и творческой деятельности учащихся.

Литература

1. Инновационные технологии. Режим доступа: http://center-yf.ru/data/stat/Innovacionnye-tehnologii.php

2. Горбачева В.Г. Основы инновационных образовательных процессов в образовательной деятельности. Режим доступа: https://e-koncept.ru/2016/76010.htm

3. Григорьева С.Г. К проблеме инновационной деятельности педагога в современных условиях. Режим доступа:

4. Корнилова Т.И., Инновационная деятельность педагога в современных условиях. Режим доступа: http://www.informio.ru/publications/id384/Innovacionnaja-dejatelnost-pedagoga-v-sovremennyh-uslovijah

5. Ларькина Е.В. Инновационная деятельность в образовании. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n.
6. Понятие педагогической технологии. Режим доступа: http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node3.html

7. Ходырева Е. А. Инновационная деятельность в образовании: основные тенденции и приоритеты // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – № S1. – С. 46–50. – Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/76010.htm