Дидактические игры
Использование занимательного материала на уроках помогает активизировать учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимет утомление у детей. Форма занимательных упражнений различная: ребусы, кроссворды, головоломки, викторины, загадки, задачи. Еще К.Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. В процессе игры на уроке математики дети незаметно для себя выполняют различные упражнения, где им приходится сравнивать множества, выполнять арифметические действия, тренироваться в устном счете, решать задачи. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к победе, а отсюда – стремление быть быстрыми, собранными, находчивыми и т.п. Ученик работает с интересом, если он выполняет посильное для него задание.
На каждом уроке математики я провожу устный счет, используя при этом игровые и занимательные задания, дидактические игры: «Собери букет», «Математическая рыбалка», «Кто быстрее?», «Молчанка», «Собери грибы», «Математический футбол», ребусы, кроссворды, задачи в стихах, задания с геометрическими фигурами и т.д. Дидактические игры на этапе ознакомления, повторения и закрепления изученного материала выполняют функцию формирования в процессе игры общеучебных умений и навыков, а так же психологических образований, крайне необходимых для активизации учебного процесса. Вот некоторые примеры дидактических игр используемых мною на уроках.
1. Игры с геометрическим материалом
- Из каких геометрических фигур составлены данные рисунки? Каких фигур больше? На сколько?
- Какие фигуры вы видите на этом чертеже?
- Найди треугольники. Сколько их?
- Сколько одинаковых треугольников?
- Сколько квадратов, четырехугольников? Они одинаковые?
- Есть ли здесь еще фигуры? Сколько всего фигур?
- На какие две группы можно разделить фигуры на доске?
- На какие три группы можно разделить оставшиеся фигуры?
- Сколько углов у этих фигур?
2. Игра «Молчанка»
3. Игра «Цепочка»
- Проверь все ли в цепочке верно?
- Объясните, как получили каждое следующее число из предыдущего?
4. «Назови соседей числа
5. Продолжи ряд
Рассмотри ряд чисел, выясни закономерность и продолжи ряд.
5 , 8, 11,…, …, …, …
21, 34, 47, …, …, …
19, 29, 39, …, …, …
6. 25, 17, 36, 28, …, …, …, …
6. Заполни таблицы
Слагаемое |
40 |
|
85 |
50 |
4 |
Слагаемое |
|
12 |
15 |
|
36 |
Сумма |
56 |
20 |
|
90 |
|
Уменьшаемое |
30 |
|
45 |
60 |
|
14 |
Вычитаемое |
|
12 |
|
36 |
8 |
|
Разность |
8 |
6 |
30 |
|
7 |
6 |
7. Набери число
8. Магические квадраты
|
10 |
|
4 |
|
|
|
8 |
|
6 |
|
|
11 |
6 |
|
8 |
3 |
9. Волшебные палочки
- Составь из 12 палочек 5 квадратов. Убери 2 палочки так, чтобы осталось 2 квадрата. В фигуре первого задания переложи 4 палочки так, чтобы получилось 3 квадрата.
10. Игра «укрась елочку
11. Игра «Чья ракета быстрее взлетит»
12. Задачи – шутки, смекалки, в стихах
- Ты да я да мы с тобой. Сколько нас всего?
- Я провел у бабушки понедельник, вторник, среду и четверг, а моя сестра в ту же неделю - среду, четверг, пятницу и субботу. Сколько всего дней мы гостили у бабушки?
- На столе лежали 3 конфеты в одной кучке. Две матери, две дочери да бабушка с внучкой взяли конфет по одной штучке, и не стало этой кучки. Как это понимать? Сколько человек брали конфеты?
1)
Я, Сережа, Коля, Ванда -
Волейбольная команда.
Женя с Игорем пока –
Запасных два игрока.
А когда подучатся,
Сколько нас получится?
2)
Как-то вечером к медведю
На пирог пришли соседи:
Еж, барсук, енот, «косой»,
Волк с плутовкою-лисой.
А медведь никак не мог
Разделить на всех пирог.
От труда медведь вспотел, -
Он считать ведь не умел!
Помоги ему скорей,
Посчитай-ка всех зверей.
3)
Пять щенят в футбол играли,
Одного из них позвали.
Он в окно глядит, считает,
Сколько их теперь играет.
4)
Пять щенят плюс мама-лайка,
Сколько будет, сосчитайка-ка?
5)
Что хромаешь ты, жучок?
Ранил ножку о сучок.
Прежде на своих шести
Очень быстро мог ползти.
На скольких ножках ползает теперь жучок?
6)
Известно, что сапожек не носит кошка,
Но мама купила кошке сапожки.
Сколько сапожек мама купила,
Чтоб кошка ножки не замочила?
13. Ребусы
14. Игра «Лучший счетчик»
Класс делится на две команды. Каждая выбирает «счетчика», который будет защищать свою команду. Примеры «счетчику» задают члены других команд до тех пор, пока он не собьется. Затем его сменяет «счетчик» другой команды. За каждый правильный ответ 1 очко. Побеждает команда, которая набрала больше очков. Условие игры – отвечать на вопросы быстро.
15. Математическое лото
Эта форма работы проводится при повторении изученного материала.
Описание: в коробку, мешок помещают шарики (свернутые в трубочку бумажки, картонные карточки) с номерами тех заданий, которые повторяют (решение задач изученных видов, решение примеров, уравнений и т.д.).
Класс делится на группы (по рядам: мальчики – девочки).
Команды составляют по 3 вопроса по каждому пункту. Учитель или помощник просит достать из коробки шарик показывает номер задания. Соперники поочередно задают друг другу вопросы. Вопрос оценивается от 1–3 балла. Затем подсчитывается сумма баллов у каждой группы и определяется победитель.
16. Помоги медвежонку спуститься на землю
17. Помоги Незнайке исправить ошибки
- 15-4=9
- 5+8=14
- 19-9=11
- 7+7=17
- 16-8=7
- 3+9=13
Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она стимулирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу познания. В ней дети охотно представляют значительные трудности, тренируют свои силы, развивают способности и умения. Она помогает сделать любой учебный материал увлекательным, создает радостное рабочее настроение, облегчает процесс усвоения знаний. Интересная игра, доставившая детям удовлетворение, оказывает положительное влияние и на проведение последующих игр. При проведении дидактических игр забавность и обучение надо сочетать так, чтобы они не мешали, а, наоборот, помогали друг другу. Средства и способы, повышающие эмоциональное отношение детей к игре, следует рассматривать не как самоцель, а как путь, ведущий к выполнению дидактических задач. Математическая сторона содержания игры всегда должна отчётливо выдвигаться на первый план. Только тогда игра будет выполнять свою роль в математическом развитии детей и воспитании интереса их к математике.
Дидактическая игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности, и быть основной ступенью в развитии познавательных интересов учащихся.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, дидактическая игра – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Литература
- Осипова М.П. «Активизация познавательной деятельности младших школьников», 2008.
- Тихомирова Л.Ф. «Математика в начальной школе. Развивающие игры, задания, упражнения», 2012.
- Волкова С.И. «Математика. Устные упражнения», 2010.
- Олехник С.Н., Потапов М.К. «В калейдоскопе чисел от 1 до 10», 2015.
- Троицкая Н.Б. «Нестандартные уроки и творческие задания», 2006.