Урок - это целостный, логически законченный, ограниченный определенными рамками времени отрезок учебно-воспитательного процесса. Особенности урока математики обусловливаются специфическими особенностями учебного предмета, его целями и задачами, составом учащихся и общими задачами школы. Достижение цели урока становится возможным благодаря формированию системы универсальных действий. Близкими по значению понятию «универсальные учебные действия» являются понятия «общеучебные умения», «общепознавательные действия».
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека можно поймать рыбу, и накормить его. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, и тогда человек научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным. Перед учителем встает проблема отбора методических приемов формирования регулятивных универсальных учебных действий. На уроках математики универсальным учебным действием служит познавательное действие (объединяющее логическое и знаково- символическое действия), определяющее умение учащегося выделять тип задачи и способ ее решения. Прежде чем сообщить учащимся те или иные знания необходимо создать у них определенную положительную установку на восприятие и осмысление знаний. Это достигается созданием игровой или жизненно- практической ситуации, в которой учащиеся почувствовали бы недостаток знаний для решения определенной жизненной или учебной задачи. Часто сам текст задачи предполагает решение жизненно-практических (часто мета предметных) задач. Это пожалуйста вам решение текстовых задач в ОГЭ и ЕГЭ.
Проведение интерактивных уроков и некоторых этапов урока с использованием библиотеки МЭШ.
Типовые задания урока позволяют сформировать и нацелить учащихся на результат учебных действий. Чаще всего мы предлагаем учащимся групповые (коллективные) задания, где универсальным учебным действием служат коммуникативные действия, которые должны обеспечивать возможности сотрудничества учащихся: умение слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность. Для формирования личностных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий - участие в проектах; составить небольшой доклад из истории математики по теме урока; творческие домашние задания (составить интересную задачу); подведение итогов уроков (рефлексия) также же служит развитию коммуникативных действий. Обучающиеся высказывают свое отношение к уроку, развивая самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия.
У детей формируется самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение учащимися всех школьных компонентов учебной деятельности, включая:
а) познавательные и учебные мотивы;
б) учебную цель;
в) учебную задачу;
г) учебные действия и операции.