В статье подчеркивается значимость народной культуры в воспитании младших школьников, рассматривается, какое влияние оказывают на ребёнка народные традиции, обычаи.
Важнейшим воспитательным средством выступаю народные сказки, праздники, традиции, игры. Также в статье анализируются педагогические подходы к нравственному воспитанию старших дошкольников.
Особое внимание уделяется важности младшего школьного возраста, так как он более чувствительный для гражданского воспитания, духовно-нравственного, эмоционально-ценностного развития и отсутствие всего этого сложно будет пополнить в дальнейшем.
В детстве ребенок лучше запоминает, осознает значение традиций, культуры и быты русского народа. Основной задачей начальной школы выступает задача формирование основ гражданского самосознания и ценностей.
Рассмотрена возможность использования в работе с детьми культурологического подхода, чтобы воспитание осуществлялось как культурный процесс, основанный на ценностях национальной и общечеловеческой культур.
Цель: воспитание нравственно-патриотических чувств, чувства гордости за культуру своего народа через ознакомление с народно-прикладным творчеством России.
Содержание
В современных условиях наступления "массовой культуры" становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности.
Условия для формирования духовно-нравственных качеств младших школьников выступает приобщение к истокам народной культуры. Вопросы народной культуры освещали в своих работах Некрасова М.А., Пухов А.В., Бахтин М.
Если мы хотим воспитать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то все лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были "Иванами, не помнящими родства".
Дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры. Самореализоваться, как личность любящая свою Родину, свой народ и все, что связано с народной культурой (русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске или устный народный фольклор (считалки, стихи, потешки).
Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Для этого необходимо обратится к истокам русской народной культуры и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны стать частичкой жизни ребёнка [5].
В народном сознании издревле большое место занимали представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде. На Руси считались грехом нравственные преступления (ложь, клевета, зависть, гнев, воровство, скупость, не милосердие и т.п.). Считалось, что у человека, не совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни русского человека [2]. Русское народное искусство, русская национальная культура должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно это важно для становления личности ребёнка. Посредством народной культуры развиваются духовно-нравственные качества личности ребёнка, навыки культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Культуру России невозможно себе представить без народного искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные, изобразительные). Слушая сказку, получают представление о добре и зле. Рассматривая произведения декоративно-прикладного искусства, дети испытывают чувство радости, удовольствия от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура - это дорожка от прошлого, через настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру [4].
Народную культуру можно рассматривать как устойчивую целостную разновидность культуры, в основе которой лежат нормы, ценности, принципы, предписания и модели группового поведения, определяющие все стороны жизнедеятельности конкретного сообщества людей [3].
Они освящены религиозной и мифологической символикой, имеют характер «святынь», бережно охраняют и воспроизводятся из поколения в поколение. Народная культура универсальна, и по содержанию традиционная культура доступна, проста, наглядна, понятна.
Приобщение школьников к семейно - бытовым традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, секретам взаимного уважения и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка - это семья.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, вызывает смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетенное состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе, своих силах, ощущение радости.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет на духовное и эстетическое развитие детей [1].
Заключение
Таким образом, можно сделать вывод, что воспитание нравственности не приведет к желаемому результату, если мы не затрагиваем переживания, эмоции ребенка, не обращаемся к его душе. Поэтому мы в работе с детьми должны использовать культурологический подход, т.е. рассматривать воспитание как культурный процесс, основанный на ценностях национальной и общечеловеческой культур.
Через народные традиции школьники могут развиться, проявлять свои умения, фантазию, показывать себя в играх, участвуя в различных конкурсах, ребенок проявлять себя и свои способности. Именно в младшем школьном возрасте ребенок осознает половину информации через игру, а в народных играх столько поучительного, если взять сказки, то они многое могут рассказать ребенку о мире, в котором они живут, об их стране, их предках. Если продолжать знакомить ребенка в школе с народными традициями, то ребенок будет намного лучше развиваться как личность.
Воспитательное значение этих социальных явлений заключается в том, что они вызывают горячее стремление следовать хорошим примерам, установившимся нормам и правилам. Необходимо создать у младших школьников определенное отношение к народным традициям и обычаям, отношение глубокого уважения, понимания их сущности, желание изучать и следовать примеру людей, носителей этих явлений.
Важнейшая задача на сегодняшний день - это осознание детьми, какой культуре мы принадлежим, где мы живем.
Список используемой литературы
- Воспитание духовности через приобщение детей к русской народной культуре // Справочник старшего воспитателя. - 2011. - №4. - 29 - 35 с.
- Головушкина, М.В. Формирование основ духовно-нравственного воспитания / М.В.Головушкина // Известия высших учебных заведений. - 2012. - №2 (22). - 121-127 с.
- Данилюк, А.Я., Кондаков, А.М., Тишков, В.А. Стандарты второго поколения // Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2009.
- Очиров Г.Д. Народная культура как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников // Педагогический журнал. 2019. Т. 9. № 1А. С. 62-69. DOI: 10.34670/ AR.2019.44.1.029
- Юлдашев, М.Б. Духовно нравственное воспитание школьников / М.Б.Юлдашев. - СПб.: Образовательный вестник, 2017.