Урок окружающего мира во 2-м классе по теме "Какие бывают растения"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: окружающий мир, УМК «Школа России»


Технологическая карта урока

Класс

2

Предмет

Окружающий мир (УМК «Школа России»)

Тема урока

Какие бывают растения?

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Цель деятельности учителя

Формировать представление о многообразии растений, умения группировать и распознавать их.

Задачи урока, формируемые УУД

    Учить детей приводить примеры названий деревьев, кустарников и травянистых растений.
  • Научить выделять во внешнем строении растений признаки, указывающие на принадлежность к той или иной группе.
  • Создавать условия для формирования положительного отношения к учебному материалу.
  • Осознавать значение учебной деятельности.
  • Принимать ценности мира.
  • Понимать, принимать, ставить и сохранять учебную задачу.
  • Оценивать свои действия и полученный результат; сравнивать свою оценку и оценку учителя; адекватно воспринимать оценку учителя.
  • Ориентироваться в своей системе знаний.
  • Понимать схемы, приведённые в учебнике.
  • Овладеть логическими действиями сравнения, анализа, классификации по признакам.
  • Участвовать в коллективной поисковой деятельности, соблюдать правила общения, речевого этикета, умение слушать и вступать в диалог.
  • Высказывать по обсуждаемым вопросам свою точку зрения, слушать мнения других, стараться понимать их.

Планируемые результаты

Предметные:

    Обучающиеся научатся определять растения в лесу
  • Обучающиеся получат возможность научиться знать отличия растений в лесу.
  • Обучающиеся научатся обнаруживать ярусы леса
  • Обучающиеся получат возможность научиться давать характеристику урокам.

Метапредметные:

Регулятивные:

  • Учащиеся научатся принимать и сохранять учебную задачу;
  • Учащиеся получат возможность научиться планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

Познавательные:

    Учащиеся научатся анализировать, осуществлять обобщение.
  • Учащиеся получат возможность научиться строить логические рассуждения включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

    Учащиеся научатся владеть диалогической формой речи.
  • Учащиеся получат возможность научиться работать в группах, учитывая разные мнения.

Личностные:

    У учащихся будет сформирован интерес к изучению темы.
  • У учащихся может быть сформировано чувство эмпатии, как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания к ним, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечения благоприятных условий для жизни.

Оборудование, наглядность

Мультимедийное оборудование, учебник «Окружающий мир 2 класс» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь на печатной основе, раздаточный материал, презентация к уроку, звукозапись.

Формы
методы
приемы

    Работа в парах, индивидуальная, групповая, фронтальная.
  • Диалогический, частично-поисковый.
  • Приемы технологии развития критического мышления («Верные или неверные утверждения", «Яркое пятно», «Кластер», «Сводная таблица», «Чтение с пометами», «Ромашка Блума», «Плюс-минус-интересно», «Синквейн»)

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Стадия вызова

Включение в деловой ритм и игровую деятельность.
Включение в деловой ритм и игровую деятельность:
- эмоциональный настрой через музыкотерапию «Звуки леса»
- проверка готовности к уроку (правильная посадка, принадлежности);

Включаются в ритм урока, настраиваются на получение знаний.

Личностные:
- формирование смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов.
Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентировка на позицию партнера в общении и взаимодействии
Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи.

Объясните смысл поговорки, как ее можно отнести к нашему уроку.
Девиз урока: «Не говори, чему учился, а говори, что узнал». (Слайд 2)
Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?
Дают толкование поговорке.
Высказывают и аргументируют свою точку зрения.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Проверка домашнего задания с помощью приема «Верные и неверные утверждения».
- Пить можно только чистую воду.
- Снег и лед - это замерзшая вода.
- Воду можно унести в решете.
- Воду можно пить из лужи.
- Вода нужна нам только для питья.
- Вода относится к живой природе.
Индивидуально проводят проверку. Личностные:
- формирование познавательного интереса
Коммуникативные:
- умение оформлять свои мысли в устной форме;
- умение слушать и понимать речь других
Помогите Муравьишке назвать предметы, которые относятся к живой природе. А теперь по первым буквам оставшихся слов составьте новое слово. Какое слово получилось? (Растение). (Слайд 3)
- Как вы думаете о чем будем говорить на уроке, сформулируйте тему.
Выделяют объекты живой природы.

Прием «Яркое пятно», чтение стихотворения. (Слайд 4)
- Названия каких растений вы услышали?
- Распределите данные растения на группы и дайте ответ на «главный» вопрос урока: «По каким признакам можно определить группу растений?

Называют растения, прозвучавшие в стихотворении.

3. Выявление места и причины затруднения

- Предположите и сформулируйте цель урока?
- Можете ли вы распределить растения на группы, опираясь на уже имеющиеся знания?
"Почему возникли затруднения?",
"Чего мы ещё не знаем?"
Каким образом мы можем достигнуть цели нашего урока?
Ответьте на вопрос:
- На какие группы можно разделить растения?
Выскажите свои предположения.

Выдвигают гипотезы о том, на какие группы можно разделить растения.
Озвучивают степень затруднения, чего они не знают, формулируют тему урока.

Личностные:
- самооценки личности,
- формирование самооценки, самоуважения
Коммуникативные:
- построение понятных для партнёров высказываний,
- использование речи для регуляции своих действий.
Познавательные:
- установление причинно-следственных связей,
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- формулирование проблемы,
- создание способов решения проблемы.

4. Построение проекта выхода из затруднения
Стадия осмысления

- Следующее задание мы будем выполнять в группах.
- Повторим правила работы в группах.
Раздаются тексты с заданиями.
- Работаем по плану:
- Название группы растений.
- Схематический рисунок
- Особенности этой группы растений.
- Название растений - представители данной группы. (Слайд 5)
- Составление кластера.
- Ребята, сейчас вы должны продемонстрировать свой кластер.

Работают в соответствии с планом.

Создают кластер на тему «Растения»; работают с предложенными текстами.
Работают в группах; высказывают свою точку зрения, соотносят ее с мнением одноклассников; выделяют лидера группы.

Коммуникативные:
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации,
Познавательные:
- выделение существенной информации,
- формулирование проблемы, самостоятельное создание способов решения проблемы,
- поиск разнообразных способов решения задачи,
- структурирование знания.

Физминутка

Игра на внимание: «Не ошибись».
Учитель поочередно называет 3 слова: деревья, кустарники, травы. Дети на каждое слово выполняют определённые упражнения:
- деревья - прыжок вверх;
- кустарники - руки в стороны;
- травы - приседание.

Слова называются всё быстрее и в разном порядке.

Выполнение упражнений

Регулятивные:
- умение соотносить свои действия с действиями учителя;
-умение одновременно удерживать несколько видов деятельности: двигательную, речевую, мыслительную.
Коммуникативные:
- умение слушать и вступать в диалог;
- умение участвовать в коллективном решении проблем;
- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Личностные:
Развивают умение применять в жизненных ситуациях и учебном процессе способы снятия напряжения, концентрации внимания, умение включаться в общую деятельность, развивать творческий потенциал.

5. Реализация построенного проекта

На основе ваших кластеров, мы заполним сводную таблицу.
Деревья, кустарники, трава.
Признаки: ствол (стебель), листья, плоды, цветы. (Слайд 6)

Планируют содержание и обосновывают ответ.
Систематизируют полученные знания в таблицу.
Капитаны групп и их помощники озвучивают информацию по новой теме, делают выводы.

Коммуникативные:
- формулирование собственного мнения (позиции),
- использование речи для регуляции своего действия,
- построение монологического высказывания.
- учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- учёт правила в планировании и контроле способа решения, различение способа и результата действия.
Познавательные:
- поиск разнообразных способов решения задач,
-установление причинно-следственных связей.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Чтение с «пометами»
-Прочитайте и выделите в учебнике ту информацию, которую уже знали (+), новая для вас информация (о), интересные факты (v).
Работа с учебником стр.56
Прием «Ромашка Блума»
1 вопрос (уточняющий) - Правильно ли я понял, что хвоинки, это листья хвойных деревьев?
2 вопрос (творческий) - Что произойдет, если не будет растений?
3 вопрос (объясняющий) - Почему листья осенью опадают?
4 вопрос (практический) - Как поступите вы, если увидите, что кто-то ломает ветки деревьев?
5 вопрос (оценочный) - Сравните кустарники и деревья.
6 вопрос (простой) - Какую пользу приносят человеку растения? (Слайд 7)

Самостоятельная оценка правильности результатов действия, внесение необходимых корректив.
Работают с учебником, целенаправленно подчеркивают необходимую информацию.
Участвуют в обсуждении новых знаний

Личностные:
- формирование мотивов достижения целей,
Регулятивные:
-контроль, оценка, анализ, коррекция;
выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
Познавательные:
- умение структурировать знания
Коммуникативные:
- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной,
- ориентировка на позицию партнёра,
- стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться, приходить к общему решению,
- контроль действий партнёра,
- построение понятных для партнёра высказываний, учитывающих, что он знает, а что нет,
- использование речи для регуляции своего действия.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует деятельность по применению новых знаний.
Сейчас вы выполните самостоятельную работу. Выберите уровень заданий:
1 уровень - выполнить задания в тетрадях на печатной основе, проверить с «эталоном» - учебником.
2 уровень - найдите в учебнике названия растений той или иной группы и запишите их в тетрадь,
3 уровень - выполните задание в тетради на печатной основе, проверьте по эталону - атласу-определителю.
Работа в рабочей тетради стр.39, задания 1, 2, 3, стр.56-57 учебник.
- Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга.
- Кто выполнил без ошибок?
- Кто допустил ошибку?
- Почему?
- Над чем надо поработать?
- Оцените свою работу по новой теме. (зеленый карандаш - справились с заданием, желтый - допустили неточности, красный - не справились с заданием)

Дифференцированная самостоятельная работа. Выбирает уровень по своим «силам».
Взаимопроверка с пошаговым сравнением с эталоном.
Структурируют знания, строят речевое высказывание.
Формулируют своё мнение, аргументируют ответ.

Личностные:
- развитие самооценки личности,
- формирование границ собственного «знания» и «незнания».
Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с задачей,
- учёт правил в контроле способа решения,
- осуществление итогового и пошагового контроля по результату.
- внесение необходимых корректив действие после его завершения на основе его оценки и характера сделанных ошибок.

8. Включение в систему знаний и повторение

Работа по плакату «Ярусы леса»
Что позволяет новое знание использовать вместе с изученными ранее
- Какие группы растений вы видите на плакате?
- Представьте лес в виде лестницы. Какие растения будут находиться на верхнем этаже - ярусе? (Деревья.)
- Какие растения располагаются на следующем этаже? (Кустарники.)
- Что находится на нижнем этаже? (Травы.)
Помогите, пожалуйста, расселить наши растения по этажам.
Беседа «Охрана растений»
Бережное отношение к природе: растениям
- На что нужно обратить внимание человечеству, чтобы сохранить красоту окружающей нас природы?
- Как вы думаете, а что называют "лёгкими Земли"?
- Почему?
- Значит, важно ли охранять растения?
- А можете ли вы принимать в этом участие?
После беседы учащиеся заполняют таблицу: «Плюс-минус-интересно»

«Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что хорошего?»

«Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?»

«?» - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?»

Планируют содержание и обоснование ответа.
Распределяют растения на ярусы.
Выводят правила «Друзей растений».

Регулятивные:
- принятие и сохранение учебной задачи,
- различение способа и результата действия,
- оценка правильности выполнения действия,
- выполнение учебных действий в умственной форме.
Познавательные:
- построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,
- доказательство.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Составление синквейна. Работа в парах.
- Ребята, составьте синквейн на тему урока, опишите ту группу растений, которая вас заинтересовала больше всего.
- Кому интересно было работать на уроке?
- Чем запомнилось занятие?
- Какие трудности испытывали?

Домашнее задание:
- Учебник стр. 58-59, читать
- Рабочая тетрадь с . 41 № 6
- сообщение о необыкновенных растениях нашей планеты

Самооценка своих результатов, оценка деятельности группы.
Составляют синквейн, по которому можно определить уровень знания детей.
Работают в парах.

Личностные:
- формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия,
- формирование границ собственного «знания « и «незнания».
Регулятивные:
- восприятие оценки учителя,
- адекватная самооценка.
Познавательные:
- построение речевого высказывания в устной и письменной форме,
- анализ,
- синтез,
- установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
-учёт разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве