Логопедическое занятие по развитию речи с учащимися с ОВЗ. Тема: «Пересказ текста с опорой на видеофильм». 4-й класс

Разделы: Логопедия, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 4

Ключевые слова: ОВЗ, пересказ текста


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (27 МБ)


Цель занятия: создание условий для формирования у учащихся осознанного отношения к собственному здоровью на логопедических занятиях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнение и расширение представления о «здоровом образе жизни».
  • Формирование навыка речевой коммуникации в реальной ситуации. Обогащение словаря.
  • Развитие монологической речи.
  • Накопление семантико-синтактических валентностей и связей слов.
  • Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, внимание, память, умение анализировать и сравнивать.
  • Развивать личностные качества учащихся, навыки самоконтроля, усидчивости, выдержки, умение выражать свои чувства.
  • Развивать мелкую и общую моторику.

Коррекционно-воспитательные:

  • Воспитывать интерес к учебе, уважительное отношение к чужому мнению, умение слушать и слышать.
  • Воспитание нравственных качеств.
  • Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
  • Воспитание любви к русскому языку.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к занятию, интернет- ресурсы: видеофильм, подготовленный учениками МОУ СОШ № 41, источник видео:youtube.com, карточки с пословицами, карточки на каждого ученика, магнитная доска.

Организационный момент

I. Мотивация и самоопределение к деятельности

- Прежде чем приступить к занятию, я предлагаю вам, взять с собой четыре слова. Все они начинаются на одну и ту же букву. Без них нам никак не обойтись.

- Попробуйте догадаться, что это за слова?

Д/И «Четыре слова». СЛАЙД 2

Внимание - умение сосредоточится и внимательно выслушать собеседника. умение наблюдать.

Воля - умение добиваться поставленной цели.

Воображение - умение мысленно представлять себе что-то, не видя этого.

Взаимопонимание - взаимное понимание и согласие. выберите те качества, которые помогут вам работать на уроке.

Основная часть

II. Актуализация знаний, целеполагание, озвучивание темы урока

Работа в парах.

- Ребята, для того, чтобы узнать, тему сегодняшнего занятия нам необходимо составить пословицы из двух частей. (Каждая группа подходит к своему столу, находит часть пословицы и вывешивает на доску).

  • Двигайся больше, проживёшь дольше.
  • Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
  • Здоровье дороже денег.
  • Ешь чеснок и лук - не возьмёт недуг.
  • Недосыпаешь - здоровье теряешь.
  • Чистота - залог здоровья.

Рефлексия

- Вам удалось справиться с заданием?

III. Сообщение темы занятия

- Назовите общую тему пословиц. «ЗДОРОВЬЕ»

- Верно. Сегодня мы будем говорить о здоровье. А именно о здоровом образе жизни. И в этом нам поможет сказка Ириса Ревю «Про умное Здоровье».

- Но в начале попробуйте ответить на вопрос: Что такое здоровье? (высказывания учащихся)

Запись числа, темы занятия.

Коррекционный блок: Дыхательная гимнастика-Развитие силы голоса, речевого дыхания).

- Сейчас мы приведём в порядок органы речи (потренируем дыхание, силу, темп, плавность голоса).

- Сделайте вдох носом, надув живот и на выдохе посчитайте до 10.

- Прочитайте, как определяет понятие «Здоровье» Всемирная организация здравоохранения. СЛАЙД 3

- Запишите определение в тетрадь. Выделенные слова запишите по слогам.

Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Словарная работа: Выяснение семантического значения словосочетаний: «физического, душевного и социального благополучия». СЛАЙДЫ 4-6

IV. Работа по теме занятия

Коллективная работа:

- Давайте попробуем составить «Модель здорового человека»

- Выберите и запишите слова, которые характеризуют здорового человека.

  • крепкий;
  • сильный;
  • толстый;
  • бледный;
  • неуклюжий;
  • весёлый;
  • ловкий;
  • злой;
  • сутулый;
  • румяный;
  • стройный,
  • подтянутый.

- Прочитайте слова, которые вы записали. Почему именно эти слова вы записали? Ответы учащихся.

- Какой вопрос можно поставить к словам? Какой частью речи выражены слова?

Выяснение лексического значения слов.

Рефлексия.

- Вам удалось справиться с заданием?

V. Погружение в проблему

Коллективная работа

- Просмотрите видеофильм. (без звука (2-3 раза) СЛАЙД 7

- Выявите основную проблему сюжета и сравните ее с нашей темой занятия.

- Попробуйте придумать к фильму звуковое сопровождение.

- Посмотрите видеофильм со звуком, сравните.

- Назовите известные вам понятия. Где вы встречались с ними ранее?

Рефлексия

- Удалось ли вам справиться с заданием?

- Определите тему текста. (Здоровье)

- Назовите основную мысль текста. (О том, как важно быть здоровым)

- Беседа по содержанию сказки. Вопросы к сказке «Про умное Здоровье»

- Что нового вы узнали, просмотрев этот фильм?

- Были ли непонятные для вас слова?

- Что делало «ЗДОРОВЬЕ» для людей?

- На что надеялись люди?

- Как вы думаете: таблетки, микстуры, мази, сиропы добавят тебе здоровья?

- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?

- Как ты понимаешь пословицу: «Здоровье есть первое богатство»?

- Почему надо ценить своё здоровье?

- Придумайте свои примеры, взятые из повседневных наблюдений, подтверждающие основную мысль.

- Какой вывод вы можете сделать?

Рефлексия

- Вам удалось справиться с заданием?

Коррекционный блок: Динамическая пауза –совершенствование общей моторики, содействие сохранению и укреплению здоровья обучающихся.

«Пластические этюды». С помощью мимики, жестов, движений покажите действия: «Модель здорового человека»  

VI. Работа по теме занятия

Д/И «Светофор здоровья» - работа по карточкам. (Приложение 1)

Рефлексия.

- За что бы вы себя похвалили?

Коррекционный блок: Гимнастика для глаз - содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Рисование глазами воображаемых предметов, которые помогают человеку вести здоровый образ жизни.

VI. Самостоятельный пересказ

- Повторный просмотр видеофильма. СЛАЙД 7

- Пересказ сказки учащимися с опорой на видеофильм (Без звука).

- Д/И. «Расскажи с другом».

Итог урока

Рефлексия деятельности

- Напомните мне, чем мы сегодня занимались на занятии?

- Что нового узнали?

- Пригодились ли вам слова, которые вы вяли с собой на занятие в самом начале? Почему?

- Что на уроке было самым интересным? Сложным?

- Как вы думаете, пригодятся ли Вам полученные знания на уроке и где ими можно воспользоваться?

Коллективная работа: Составьте и запишите в тетрадь синквейн к слову «Здоровье». СЛАЙДЫ 8-9

- Желаю вам сохранить здоровье на долгие-долгие годы, ведь здоровье – главное богатство для каждого человека.

- Спасибо вам, ребята, за работу! Вы Молодцы! СЛАЙД 10

Приложение 1