Цель занятия: создание условий для формирования у учащихся осознанного отношения к собственному здоровью на логопедических занятиях.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Уточнение и расширение представления о «здоровом образе жизни».
- Формирование навыка речевой коммуникации в реальной ситуации. Обогащение словаря.
- Развитие монологической речи.
- Накопление семантико-синтактических валентностей и связей слов.
- Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.
Коррекционно-развивающие:
- Развивать устную и письменную речь учащихся, мышление, внимание, память, умение анализировать и сравнивать.
- Развивать личностные качества учащихся, навыки самоконтроля, усидчивости, выдержки, умение выражать свои чувства.
- Развивать мелкую и общую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать интерес к учебе, уважительное отношение к чужому мнению, умение слушать и слышать.
- Воспитание нравственных качеств.
- Формирование установки на здоровый образ жизни и реализации в реальном поведении.
- Воспитание любви к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к занятию, интернет- ресурсы: видеофильм, подготовленный учениками МОУ СОШ № 41, источник видео:youtube.com, карточки с пословицами, карточки на каждого ученика, магнитная доска.
Организационный момент
I. Мотивация и самоопределение к деятельности
- Прежде чем приступить к занятию, я предлагаю вам, взять с собой четыре слова. Все они начинаются на одну и ту же букву. Без них нам никак не обойтись.
- Попробуйте догадаться, что это за слова?
Д/И «Четыре слова». СЛАЙД 2
Внимание - умение сосредоточится и внимательно выслушать собеседника. умение наблюдать.
Воля - умение добиваться поставленной цели.
Воображение - умение мысленно представлять себе что-то, не видя этого.
Взаимопонимание - взаимное понимание и согласие. выберите те качества, которые помогут вам работать на уроке.
Основная часть
II. Актуализация знаний, целеполагание, озвучивание темы урока
Работа в парах.
- Ребята, для того, чтобы узнать, тему сегодняшнего занятия нам необходимо составить пословицы из двух частей. (Каждая группа подходит к своему столу, находит часть пословицы и вывешивает на доску).
- Двигайся больше, проживёшь дольше.
- Утро встречай зарядкой, вечер провожай прогулкой.
- Здоровье дороже денег.
- Ешь чеснок и лук - не возьмёт недуг.
- Недосыпаешь - здоровье теряешь.
- Чистота - залог здоровья.
Рефлексия
- Вам удалось справиться с заданием?
III. Сообщение темы занятия
- Назовите общую тему пословиц. «ЗДОРОВЬЕ»
- Верно. Сегодня мы будем говорить о здоровье. А именно о здоровом образе жизни. И в этом нам поможет сказка Ириса Ревю «Про умное Здоровье».
- Но в начале попробуйте ответить на вопрос: Что такое здоровье? (высказывания учащихся)
Запись числа, темы занятия.
Коррекционный блок: Дыхательная гимнастика-Развитие силы голоса, речевого дыхания).
- Сейчас мы приведём в порядок органы речи (потренируем дыхание, силу, темп, плавность голоса).
- Сделайте вдох носом, надув живот и на выдохе посчитайте до 10.
- Прочитайте, как определяет понятие «Здоровье» Всемирная организация здравоохранения. СЛАЙД 3
- Запишите определение в тетрадь. Выделенные слова запишите по слогам.
Здоровье, по определению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
Словарная работа: Выяснение семантического значения словосочетаний: «физического, душевного и социального благополучия». СЛАЙДЫ 4-6
IV. Работа по теме занятия
Коллективная работа:
- Давайте попробуем составить «Модель здорового человека»
- Выберите и запишите слова, которые характеризуют здорового человека.
- крепкий;
- сильный;
- толстый;
- бледный;
- неуклюжий;
- весёлый;
- ловкий;
- злой;
- сутулый;
- румяный;
- стройный,
- подтянутый.
- Прочитайте слова, которые вы записали. Почему именно эти слова вы записали? Ответы учащихся.
- Какой вопрос можно поставить к словам? Какой частью речи выражены слова?
Выяснение лексического значения слов.
Рефлексия.
- Вам удалось справиться с заданием?
V. Погружение в проблему
Коллективная работа
- Просмотрите видеофильм. (без звука (2-3 раза) СЛАЙД 7
- Выявите основную проблему сюжета и сравните ее с нашей темой занятия.
- Попробуйте придумать к фильму звуковое сопровождение.
- Посмотрите видеофильм со звуком, сравните.
- Назовите известные вам понятия. Где вы встречались с ними ранее?
Рефлексия
- Удалось ли вам справиться с заданием?
- Определите тему текста. (Здоровье)
- Назовите основную мысль текста. (О том, как важно быть здоровым)
- Беседа по содержанию сказки. Вопросы к сказке «Про умное Здоровье»
- Что нового вы узнали, просмотрев этот фильм?
- Были ли непонятные для вас слова?
- Что делало «ЗДОРОВЬЕ» для людей?
- На что надеялись люди?
- Как вы думаете: таблетки, микстуры, мази, сиропы добавят тебе здоровья?
- Что нужно делать, чтобы быть здоровым?
- Как ты понимаешь пословицу: «Здоровье есть первое богатство»?
- Почему надо ценить своё здоровье?
- Придумайте свои примеры, взятые из повседневных наблюдений, подтверждающие основную мысль.
- Какой вывод вы можете сделать?
Рефлексия
- Вам удалось справиться с заданием?
Коррекционный блок: Динамическая пауза –совершенствование общей моторики, содействие сохранению и укреплению здоровья обучающихся.
«Пластические этюды». С помощью мимики, жестов, движений покажите действия: «Модель здорового человека»
VI. Работа по теме занятия
Д/И «Светофор здоровья» - работа по карточкам. (Приложение 1)
Рефлексия.
- За что бы вы себя похвалили?
Коррекционный блок: Гимнастика для глаз - содействовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Рисование глазами воображаемых предметов, которые помогают человеку вести здоровый образ жизни.
VI. Самостоятельный пересказ
- Повторный просмотр видеофильма. СЛАЙД 7
- Пересказ сказки учащимися с опорой на видеофильм (Без звука).
- Д/И. «Расскажи с другом».
Итог урока
Рефлексия деятельности
- Напомните мне, чем мы сегодня занимались на занятии?
- Что нового узнали?
- Пригодились ли вам слова, которые вы вяли с собой на занятие в самом начале? Почему?
- Что на уроке было самым интересным? Сложным?
- Как вы думаете, пригодятся ли Вам полученные знания на уроке и где ими можно воспользоваться?
Коллективная работа: Составьте и запишите в тетрадь синквейн к слову «Здоровье». СЛАЙДЫ 8-9
- Желаю вам сохранить здоровье на долгие-долгие годы, ведь здоровье – главное богатство для каждого человека.
- Спасибо вам, ребята, за работу! Вы Молодцы! СЛАЙД 10