Урок русского языка по теме "Монологическое высказывание. Готовимся к итоговому собеседованию". 9-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 9

Ключевые слова: русский язык, монологическое высказывание


Предмет: русский язык.

Класс: 9 класс.

Тип урока: урок комплексного применения полученных знаний и умений, урок-практикум развития монологической речи.

Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и содержит алгоритм создания монологического высказывания: пересказа прочитанного текста, описания фотографии и рассказа на основе жизненного опыта.

Цели урока:

  • Воспитательная: воспитание культуры речи, повышения требовательности к своей речи уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.
  • Образовательная: подготовка учащихся к итоговому собеседованию.
  • Развивающая: развитие коммуникативных навыков, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся; развитие функциональной грамотности.

Задачи:

  • Обучающие задачи: закрепить знания об устной речи; отработать основные правила оформления устной речи.
  • Развивающие задачи: развивать интонационно-выразительное чтение, речь диалогическую и монологическую.
  • Воспитывающие задачи: воспитывать уважение к русскому языку, стремиться совершенствовать свою речь; воспитывать интерес к чтению.

Планируемые результаты образования.

  • Предметные умения: выразительно читать и пересказывать текст, соблюдая грамматические, орфоэпические, пунктуационные нормы; включать в пересказ текста предложенную цитату; отработка алгоритма создания устного высказывания описания фотографии и рассказа на основе жизненного опыта.

Метапредметные критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).

  • Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме.
  • Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы.
  • Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя.
  • Коммуникативные: рассказывать, слушать собеседника, участвовать в диалоге, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.

Личностные: осознавать себя носителем языка, проявлять желание умело пользоваться устной речью, составлять монологическую речь, участвовать в диалоге.

Оборудование: проектор, презентация о космонавте А.А.Леонове, раздаточный материал с текстом для чтения и пересказа о космонавте А.А.Леонове, с карточкой участника собеседования по фотографии, фотография читающих людей.

Ход урока

1. Организационный момент. Мотивация

Запись даты, темы урока в тетрадь.

Эмоциональный настрой.

Учитель приветствует учащихся и обращает их внимание на записанную на доске фразу: «Я существую – мир существует!». Предлагает учащимся прочитать ее, обращая внимание на интонацию, и поделиться возможными вариантами её истолкования.

Ответ учителя: мир существует, пока я говорю, пока люди общаются.

2. Актуализация знаний

Прием «Ключевые термины».

– Что объединяет данные слова в кластере? Какое слово или словосочетание необходимо написать в центре кластера?

  • выразительное чтение текста,
  • пересказ,
  • цитата,
  • монолог,
  • диалог

– Какое испытание включает все эти типы заданий? (Это типы заданий, которые предстоит выполнить на итоговом собеседовании. В центре кластера необходимо написать «итоговое собеседование»).

– Чтобы успешно пройти итоговое собеседование, что необходимо делать? (Необходимо готовиться).

Прием «Исключение» (шутливый).

Исключи лишние даты: 12 февраля, 11 марта, 4 мая.

Да, правильно, давайте исключим даты пересдачи и оставим только 12 февраля.

3. Формулировка темы урока

– Объединим эти высказывания в тему урока и запишем в тетради. Основой задания №2 и №3 итогового собеседования является составление монологического высказывания: пересказ, описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта или рассуждение по поставленному вопросу.

Поэтому более точно тему урока мы сформулируем так: «Монологическое высказывание. Готовимся к итоговому собеседованию».

4. Целеполагание

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю», – гласит китайская мудрость. Мы живем в стремительно развивающемся информационном обществе. Недостаточность любого, даже энциклопедического, объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем. Современные социологи приводят, например, следующие интересные данные: количество новой информации удваивается каждые два года.

– Что мы знаем об итоговом собеседовании?

– Какие задания, на ваш взгляд, наиболее трудные? Над чем вам нужно еще работать, чтобы получить зачет?

– Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего сегодняшнего занятия.

5. Работа над темой урока

Задание №1. Выразительное чтение текста.

– Сегодня я предлагаю вам поработать с необычным текстом для выполнения задания №1 в формате итогового собеседования. Этот текст я не брала ни из открытого банка заданий, ни из материалов апробации, ни из прошлогоднего итогового собеседования. Вы спросите почему? Я отвечу. Потому что человек, о котором сегодня пойдет речь, – это целая эпоха, легенда, личность с большой буквы. И я очень хочу, чтобы мы сегодня его вспомнили самыми добрыми словами.

– Вам знакома эта фотография? (Слайд с фотографией космонавта А.А.Леонова).

– Что вы знаете о нем?

– 10 октября А.А.Леонова не стало, сегодня, 15 октября 2019 года, с ним прощается вся наша страна, весь мир. Мне захотелось, чтобы мы тоже отдали дань такому человеку. Вспомним о нем самое хорошее.

На слайдах демонстрируются фотографии А.А.Леонова и фрагмент видео из космоса.

Учитель коротко рассказывает о нем, комментируя слайды:

Меня поразили некоторые факты его биографии: В 1936 году главу семейства Леоновых репрессировали по доносу. И семья осталась без кормильца, но на помощь пришли родственники.

Из воспоминаний Алексея Леонова: «В это время моя старшая сестра жила в Кемерово и работала на сооружении ТЭЦ. Там же вышла замуж за паренька из Могилева – он тоже работал на стройке и учился в техникуме. У них была комнатка в бараке. В тридцатиградусный мороз муж сестры приехал за нами на розвальнях, разостлал тулуп, положил нас восьмерых и прикрыл тулупом сверху…

С десяти лет Алёша начал самостоятельно зарабатывать деньги – расписывал ковры. Отец приносил хозяйственные краски, натягивал простынь, а он готовил грунтовку: ржаная мука, столярный клей, мел и олифа. За один ковер получал две буханки хлеба.

А еще он все-таки исполнит свою детскую мечту и станет художником.

– Как вы думаете, что он рисовал? (Конечно же, космос).

Он является автором свыше двухсот картин и пяти альбомов с репродукциями. В числе его работ космические и земные пейзажи, портреты друзей, фантастические сюжеты.

Он много выставлялся, две картины Алексея Леонова есть в Третьяковской галерее (на фото вверху). Вместе с другим художником-фантастом Андреем Соколовым Леонов в 1970-х создал дизайн почтовых марок на космическую тему.

На одной из фотографий вы видите А.А.Леонова в окружении ребят и учителя физики из нашей школы.

О нем мы сегодня узнаем много интересного. И не только о нем.

– Выполните задания №1 и №2 по предложенному тексту. (Раздаточный материал с текстом для чтения и пересказа о космонавте А.А.Леонове).

Учащиеся работают с представленным материалом. Учитель напоминает признаки выразительного чтения.

Признаки выразительного чтения:

1) Умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора.

2) Умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски.

3) Чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.

Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.

– Все просто! Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще Василием Ильичем Чернышевым, советским языковедом, в начале XX века: «Читай так, как говоришь».

Напоминаю – у вас есть 2 минуты на подготовку.

– На итоговом собеседовании у вас будет всего 2 минуты на подготовку пересказа, поэтому уже при подготовке к выразительному чтению обращайте внимание на микротемы и ключевые слова каждой части.

После подготовки учащиеся читают вслух текст.

Задание №2. Пересказ текста.

Работа в парах. Учащиеся работают в поле для заметок: выписывают ключевые слова, числительные, имена собственные.
Затем 2-3 ученика пересказывают текст. Обращаем внимание на речевые, фактические ошибки, «слова-паразиты», на способы введения цитаты при помощи прямой и косвенной речи, вводных слов.

Два ученика-эксперта помогают учителю оценить ответы учащихся.

Задание №3. Работа по созданию монологического высказывания. Описание фотографии.

– О своем выходе в открытый космос А.А.Леонов пишет в книге «Выхожу в космос». Он является автором нескольких книг, в том числе «Время первых. Судьба моя – я сам» (на слайде). В одном из интервью он признавался, что особенно любил читать книги из серии «Жизнь замечательных люде» (учитель показывает образцы книг из этой серии).

– Хорошо, когда в семье любят читать и прививают эту любовь к чтению детям. Поднимите руку, у кого дома есть большая библиотека. Я тоже очень люблю читать.

– Для выполнения этого задания я предлагаю вам авторскую фотоработу учащихся нашей школы, принимавших участие в фотоконкурсе в номинации «Читающий человек». (Слайды). Выберите сами, какую вы возьмете для описания. Используйте памятки для описания фотографии (приложение) или вот эти конструкции-подсказки, написанные на доске:

КОНСТРУКЦИИ.

  • На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …
  • В объектив фотографа попали …
  • В центре снимка мы видим …
  • На заднем плане находится …
  • Вдалеке мы можем разглядеть …
  • Можно предположить, что …
  • Кажется, что …
  • Смотришь на фотографию и представляешь…
  • Фотография передаёт ощущение …
  • Фотографу удалось показать …
  • У вас есть одна минута на подготовку.

Раздаточный материал (или на доске). Не забудьте описать:

  • людей, изображенных на фотографии;
  • их занятие;
  • общую атмосферу происходящего;
  • качества, которые развивает в людях любовь к чтению книг.

После подготовки 2 учащихся рассказывают получившийся монолог.

Задание №3. Работа по созданию монологического высказывания. Повествование на основе жизненного опыта.

Тема: школьная отметка, которая запомнилась надолго. (Материал из пособия ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование: типовые варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 192 с. – (ОГЭ. ФКР – школе), с. 44).

Карточка участника собеседования к заданию 3. Монологическое высказывание.

Расскажите о школьной отметке, которая запомнилась надолго.

Не забудьте рассказать:

  • на каком уроке Вы получили эту отметку;
  • за что Вы ее получили;
  • как отреагировал учитель и одноклассники;
  • почему эта отметка запомнилась надолго.

2 учащихся рассказывают получившийся монолог. (Это задание было домашней подготовкой).

6. Подведение итогов урока

– Какую оценку Вы поставили бы за урок мне, вашему учителю?

– А какую – себе?

7. Домашнее задание по вариантам

1 вариант: составьте монологическое высказывание по теме «Расскажи о своей любимой книге.

2 вариант: составьте монологическое высказывание по теме «Можно ли обойтись в речи без заимствованных слов?

Оба задания из пособия ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование: типовые варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 192 с. – (ОГЭ. ФКР – школе), вариант №5, с. 29.

8. Рефлексивная таблица

С каким утверждением вы согласны?

Я думал (а)

Я работал(а)

Обсуждал(а)

Узнал(а) новое

Понял(а) материал

Получил(а) ответы на вопросы

Вопросы остались

Было полезно

Узнал новое для себя

Понял, что необходимо готовиться

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если на большинство утверждений вы ответили «да», можно считать, что цель урока достигнута.