Предмет: русский язык.
Класс: 9 класс.
Тип урока: урок комплексного применения полученных знаний и умений, урок-практикум развития монологической речи.
Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и содержит алгоритм создания монологического высказывания: пересказа прочитанного текста, описания фотографии и рассказа на основе жизненного опыта.
Цели урока:
- Воспитательная: воспитание культуры речи, повышения требовательности к своей речи уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.
- Образовательная: подготовка учащихся к итоговому собеседованию.
- Развивающая: развитие коммуникативных навыков, речевой культуры, познавательных и творческих возможностей учащихся; развитие функциональной грамотности.
Задачи:
- Обучающие задачи: закрепить знания об устной речи; отработать основные правила оформления устной речи.
- Развивающие задачи: развивать интонационно-выразительное чтение, речь диалогическую и монологическую.
- Воспитывающие задачи: воспитывать уважение к русскому языку, стремиться совершенствовать свою речь; воспитывать интерес к чтению.
Планируемые результаты образования.
- Предметные умения: выразительно читать и пересказывать текст, соблюдая грамматические, орфоэпические, пунктуационные нормы; включать в пересказ текста предложенную цитату; отработка алгоритма создания устного высказывания описания фотографии и рассказа на основе жизненного опыта.
Метапредметные критерии сформированности / оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД).
- Познавательные: общеучебные – понимать информацию, представленную в различной форме, соотносить ее, выражать в словесной форме.
- Логические: уметь анализировать, моделировать, сравнивать, делать умозаключения, выводы.
- Регулятивные: осознавать учебную задачу, принимать ее, планировать, выполнять необходимые действия для ее решения; оценивать правильность выполнения учебных действий, адекватно воспринимать оценку одноклассников и учителя.
- Коммуникативные: рассказывать, слушать собеседника, участвовать в диалоге, проявлять доброжелательное отношение к одноклассникам.
Личностные: осознавать себя носителем языка, проявлять желание умело пользоваться устной речью, составлять монологическую речь, участвовать в диалоге.
Оборудование: проектор, презентация о космонавте А.А.Леонове, раздаточный материал с текстом для чтения и пересказа о космонавте А.А.Леонове, с карточкой участника собеседования по фотографии, фотография читающих людей.
Ход урока
1. Организационный момент. Мотивация
Запись даты, темы урока в тетрадь.
Эмоциональный настрой.
Учитель приветствует учащихся и обращает их внимание на записанную на доске фразу: «Я существую – мир существует!». Предлагает учащимся прочитать ее, обращая внимание на интонацию, и поделиться возможными вариантами её истолкования.
Ответ учителя: мир существует, пока я говорю, пока люди общаются.
2. Актуализация знаний
Прием «Ключевые термины».
– Что объединяет данные слова в кластере? Какое слово или словосочетание необходимо написать в центре кластера?
- выразительное чтение текста,
- пересказ,
- цитата,
- монолог,
- диалог
– Какое испытание включает все эти типы заданий? (Это типы заданий, которые предстоит выполнить на итоговом собеседовании. В центре кластера необходимо написать «итоговое собеседование»).
– Чтобы успешно пройти итоговое собеседование, что необходимо делать? (Необходимо готовиться).
Прием «Исключение» (шутливый).
Исключи лишние даты: 12 февраля, 11 марта, 4 мая.
Да, правильно, давайте исключим даты пересдачи и оставим только 12 февраля.
3. Формулировка темы урока
– Объединим эти высказывания в тему урока и запишем в тетради. Основой задания №2 и №3 итогового собеседования является составление монологического высказывания: пересказ, описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта или рассуждение по поставленному вопросу.
Поэтому более точно тему урока мы сформулируем так: «Монологическое высказывание. Готовимся к итоговому собеседованию».
4. Целеполагание
«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю», – гласит китайская мудрость. Мы живем в стремительно развивающемся информационном обществе. Недостаточность любого, даже энциклопедического, объема знаний для успешного решения жизненных проблем сегодня очевидна всем. Современные социологи приводят, например, следующие интересные данные: количество новой информации удваивается каждые два года.
– Что мы знаем об итоговом собеседовании?
– Какие задания, на ваш взгляд, наиболее трудные? Над чем вам нужно еще работать, чтобы получить зачет?
– Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего сегодняшнего занятия.
5. Работа над темой урока
Задание №1. Выразительное чтение текста.
– Сегодня я предлагаю вам поработать с необычным текстом для выполнения задания №1 в формате итогового собеседования. Этот текст я не брала ни из открытого банка заданий, ни из материалов апробации, ни из прошлогоднего итогового собеседования. Вы спросите почему? Я отвечу. Потому что человек, о котором сегодня пойдет речь, – это целая эпоха, легенда, личность с большой буквы. И я очень хочу, чтобы мы сегодня его вспомнили самыми добрыми словами.
– Вам знакома эта фотография? (Слайд с фотографией космонавта А.А.Леонова).
– Что вы знаете о нем?
– 10 октября А.А.Леонова не стало, сегодня, 15 октября 2019 года, с ним прощается вся наша страна, весь мир. Мне захотелось, чтобы мы тоже отдали дань такому человеку. Вспомним о нем самое хорошее.
На слайдах демонстрируются фотографии А.А.Леонова и фрагмент видео из космоса.
Учитель коротко рассказывает о нем, комментируя слайды:
Меня поразили некоторые факты его биографии: В 1936 году главу семейства Леоновых репрессировали по доносу. И семья осталась без кормильца, но на помощь пришли родственники.
Из воспоминаний Алексея Леонова: «В это время моя старшая сестра жила в Кемерово и работала на сооружении ТЭЦ. Там же вышла замуж за паренька из Могилева – он тоже работал на стройке и учился в техникуме. У них была комнатка в бараке. В тридцатиградусный мороз муж сестры приехал за нами на розвальнях, разостлал тулуп, положил нас восьмерых и прикрыл тулупом сверху…
С десяти лет Алёша начал самостоятельно зарабатывать деньги – расписывал ковры. Отец приносил хозяйственные краски, натягивал простынь, а он готовил грунтовку: ржаная мука, столярный клей, мел и олифа. За один ковер получал две буханки хлеба.
А еще он все-таки исполнит свою детскую мечту и станет художником.
– Как вы думаете, что он рисовал? (Конечно же, космос).
Он является автором свыше двухсот картин и пяти альбомов с репродукциями. В числе его работ космические и земные пейзажи, портреты друзей, фантастические сюжеты.
Он много выставлялся, две картины Алексея Леонова есть в Третьяковской галерее (на фото вверху). Вместе с другим художником-фантастом Андреем Соколовым Леонов в 1970-х создал дизайн почтовых марок на космическую тему.
На одной из фотографий вы видите А.А.Леонова в окружении ребят и учителя физики из нашей школы.
О нем мы сегодня узнаем много интересного. И не только о нем.
– Выполните задания №1 и №2 по предложенному тексту. (Раздаточный материал с текстом для чтения и пересказа о космонавте А.А.Леонове).
Учащиеся работают с представленным материалом. Учитель напоминает признаки выразительного чтения.
Признаки выразительного чтения:
1) Умение выдерживать паузы и делать логические ударения, передающие замысел автора.
2) Умение выражать интонации вопроса, утверждения, побуждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски.
3) Чёткая дикция, ясное, чистое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Главным условием, обеспечивающим выразительность чтения, является сознательное восприятие текста.
– Все просто! Главное правило выразительного чтения было выдвинуто еще Василием Ильичем Чернышевым, советским языковедом, в начале XX века: «Читай так, как говоришь».
Напоминаю – у вас есть 2 минуты на подготовку.
– На итоговом собеседовании у вас будет всего 2 минуты на подготовку пересказа, поэтому уже при подготовке к выразительному чтению обращайте внимание на микротемы и ключевые слова каждой части.
После подготовки учащиеся читают вслух текст.
Задание №2. Пересказ текста.
Работа в парах. Учащиеся работают в поле для заметок: выписывают ключевые слова, числительные, имена собственные.
Затем 2-3 ученика пересказывают текст. Обращаем внимание на речевые, фактические ошибки, «слова-паразиты», на способы введения цитаты при помощи прямой и косвенной речи, вводных слов.
Два ученика-эксперта помогают учителю оценить ответы учащихся.
Задание №3. Работа по созданию монологического высказывания. Описание фотографии.
– О своем выходе в открытый космос А.А.Леонов пишет в книге «Выхожу в космос». Он является автором нескольких книг, в том числе «Время первых. Судьба моя – я сам» (на слайде). В одном из интервью он признавался, что особенно любил читать книги из серии «Жизнь замечательных люде» (учитель показывает образцы книг из этой серии).
– Хорошо, когда в семье любят читать и прививают эту любовь к чтению детям. Поднимите руку, у кого дома есть большая библиотека. Я тоже очень люблю читать.
– Для выполнения этого задания я предлагаю вам авторскую фотоработу учащихся нашей школы, принимавших участие в фотоконкурсе в номинации «Читающий человек». (Слайды). Выберите сами, какую вы возьмете для описания. Используйте памятки для описания фотографии (приложение) или вот эти конструкции-подсказки, написанные на доске:
КОНСТРУКЦИИ.
- На фотографии изображен (-о, -а, -ы) …
- В объектив фотографа попали …
- В центре снимка мы видим …
- На заднем плане находится …
- Вдалеке мы можем разглядеть …
- Можно предположить, что …
- Кажется, что …
- Смотришь на фотографию и представляешь…
- Фотография передаёт ощущение …
- Фотографу удалось показать …
- У вас есть одна минута на подготовку.
Раздаточный материал (или на доске). Не забудьте описать:
- людей, изображенных на фотографии;
- их занятие;
- общую атмосферу происходящего;
- качества, которые развивает в людях любовь к чтению книг.
После подготовки 2 учащихся рассказывают получившийся монолог.
Задание №3. Работа по созданию монологического высказывания. Повествование на основе жизненного опыта.
Тема: школьная отметка, которая запомнилась надолго. (Материал из пособия ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование: типовые варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 192 с. – (ОГЭ. ФКР – школе), с. 44).
Карточка участника собеседования к заданию 3. Монологическое высказывание.
Расскажите о школьной отметке, которая запомнилась надолго.
Не забудьте рассказать:
- на каком уроке Вы получили эту отметку;
- за что Вы ее получили;
- как отреагировал учитель и одноклассники;
- почему эта отметка запомнилась надолго.
2 учащихся рассказывают получившийся монолог. (Это задание было домашней подготовкой).
6. Подведение итогов урока
– Какую оценку Вы поставили бы за урок мне, вашему учителю?
– А какую – себе?
7. Домашнее задание по вариантам
1 вариант: составьте монологическое высказывание по теме «Расскажи о своей любимой книге.
2 вариант: составьте монологическое высказывание по теме «Можно ли обойтись в речи без заимствованных слов?
Оба задания из пособия ОГЭ. Русский язык. Итоговое собеседование: типовые варианты: 36 вариантов / под ред. И.П.Цыбулько. – М.: Издательство «Национальное образование», 2019. – 192 с. – (ОГЭ. ФКР – школе), вариант №5, с. 29.
8. Рефлексивная таблица
С каким утверждением вы согласны?
|
Я работал(а) |
Обсуждал(а) |
Узнал(а) новое |
Понял(а) материал |
Получил(а) ответы на вопросы |
Вопросы остались |
Было полезно |
Узнал новое для себя |
Понял, что необходимо готовиться |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если на большинство утверждений вы ответили «да», можно считать, что цель урока достигнута.