1. Авторы проекта:
Иваненко Е., учитель истории Отечества,
Мухаева М. Ф.зам. дир. по УР,
Малахов А. А. ,зам. дир. по ВР,
Мирошникова О. Ю.,социальный педагог
2. Соисполнители проекта: Гудима Л. А., учитель ИЗО и пения, Серая С.П., воспитатель.
Тема проекта: «Патриотическое воспитание в школе. Уроки мужества».
Участники проекта (целевая группа): ученики ГКОУ РО «Каменская специальная школа №15» (5-9 класс)
3. Описание проекта:
Актуальность проекта
Патриотическое воспитание детей – это очень трудный педагогический процесс, в основе которого лежит формирование нравственных чувств школьников.
Патриотическое воспитание школьников включает в себя:
- развитие любви к своему Отечеству;
- готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными интересами;
- гордость за свою страну, ее достижения, за героические поступки людей;
- стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
- преданность Отечеству.
В истории нашей Родины заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь, но в нашем современном мире есть и юные герои России, которые так же готовы к подвигу. С 2013 года Фонд социально-культурных инициатив совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также общественными организациями и фондами проводит Всероссийскую общественно-государственную инициативу «Горячее сердце». Основной целью инициативы является чествование и выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям, а также преодолевшим трудные жизненные ситуации.
В оргкомитет инициативы ежегодно поступают более тысячи представлений на награждение Нагрудным знаком «Горячее сердце» со всех девяти Федеральных округов и более 70 субъектов Российской Федерации. По итогам реализации инициативы ежегодно издается Почетная книга «Горячее сердце» с рассказами о поступках награжденных ребят и деятельности общественных организаций и объединений.
Коротко рассказать детям о жизни и подвигах всех юных героев нельзя, т.к. каждый год книга пополняется новыми страницами и интересными фактами, именно поэтому, возникла идея долгосрочного, творческого проекта, где дети являются его активными участниками. На уроках мужества можно познакомиться с интересующей нас информацией ,изучив определения по словарям и энциклопедиям, дать понятие детям и о героизме, мужестве, стойкости, рассказать о подвигах юных героев в презентации, предварительно изучив их жизнь, познакомиться с их биографией, фотографиями, проанализировать способы действий в экстремальных ситуациях, усилить мотивацию обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям, повышению социальной активности, выработке стойкой положительной жизненной позиции. В результате были созданы программа проекта и методическая подборка материала.
Проект имеет огромное мировоззренческое значение и большой практический интерес в плане социализации детей инвалидов и детей с нарушением интеллектуальной деятельности, ведь на страницах книги говорится о жизни и героических поступках таких же детей инвалидов как и они. Проект реализует несколько направлений ФГОС НОО в патриотическом воспитании.
Цели проекта:
Для педагога: коррекция поведения и развитие коммуникативной, свободно мыслящей, творческой личности ребенка.
Для обучающихся: формирование представлений об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участия в деятельности общественных объединений направленных на заботу о представителях старшего и младшего поколений.
Задачи для педагога:
- Обеспечить реализацию личностно-ориенированных, воспитательных задач через погружение детьми в различные жизненные ситуации
- Создать условия для самостоятельной и коллективной деятельности в ходе реализации проекта;
- Пополнить и расширить банк наглядного, интерактивного, методического материала по теме «Юные герои России».
- формировать коммуникативную, социальную деятельность учеников
Задачи для обучающихся:
- Повышение познавательного интереса к вопросам патриотизма, неравнодушия, здорового образа жизни, бережного отношения к родным и близким.
- Формирование навыков работы с информационными материалами;
- Развитие мотивации к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям, повышению социальной активности.
- Включение обучающихся в социально полезную деятельность, используя примеры «горячих сердец» России.
Вид проекта:
- По характеру: информационный, социально-ориентированный, творческий.
- По профилю знаний: межпредметный.
- По продолжительности: долгосрочный.
- По уровню задействованности организаций: на уровне образовательной организации ГКОУ РО «Каменская специальная школа №15».
- По количеству детей(целевая группа): ученики 5-9 классов.
Реализация проекта: Проект реализуется за счет урочной и внеурочной деятельности.
Основные этапы реализации проекта
1 этап: начальный (сентябрь 2014 г. – декабрь 2014 г.)
Разработка проекта, перспективного плана, подготовка материала.
2 этап: основной (январь 2015 г. – май 2019 г.)
Проведение работы по перспективному плану: организация выставки стенгазет по страницам книги «Горячее сердце» и лучших сочинений на тему: «Кто такой герой?», участие в конкурсах и публикация материалов уроков в СМИ.
3 этап. Заключительный (июнь 2019 – сентябрь 2019 г.).
Анализ и итоги реализации проекта
Ожидаемые результаты проекта:
Для обучающихся:
- Сформированность знаний у детей о понятиях героизм, герой, мужество, страна, Отечество, Родина;
- Сформированность нравственно-патриотических чувств гордости за свою Родину и поступки юных героев;
- Проявление творческой, познавательной активности при работе с информационными материалами, выпуском газеты;
- Сформированность умения делать презентации, защищать свои творческие проекты, доклады, работать над сочинениями.
Для педагога:
- Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию творческого мышления, познавательной активности, исследовательских навыков через различные виды деятельности;
- Совершенствование уровня компетентности в современных образовательных и воспитательных технологиях;
- Распространение собственного педагогического опыта в использование новых образовательных и воспитательных методик и информационных ресурсов.
Механизмы оценки результатов:
- для детей: анкетирование
- для педагога: результаты уровней гражданско-патриотического воспитания
Дальнейшее развитие проекта
Дальнейшее развитие проекта заключается в том, чтобы на основе изучения материалов страниц по книге «Горячее сердце» продолжать вести подготовку к урокам мужества. Данные уроки помогают развивать у детей любовь к своему Отечеству; готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными интересами; воспитывать гордость за свою страну, ее достижения, за героические поступки людей; развивать стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость; воспитывают преданность своему Отечеству и народу.
Организационный план проекта
Дата |
Описание видов |
Подготовительный этап |
Практический этап |
Заключительный этап (результаты) |
2014-2015 |
Знакомство с рекомендациями Министерства образования РО, сбор информации по теме «Инициатива Горячее сердце» |
Знакомство со страницами книги «Горячее сердце»выпуск 2014г., страницы о героях XI Паралимпийских зимних игр, подготовка материалов доклада о героических поступках своих сверстников, каменчанах в годы Великой Отечественной войны, |
Проведение урока мужества: «Горячее сердце» |
Запись |
2015- |
Знакомство с рекомендациями Министерства образования РО, сбор информации по теме «Инициатива Горячее сердце» |
Знакомство со страницами книги «Горячее сердце» выпуск 2015г., |
Проведение урока мужества: «Пусть мужество вас не покинет!» |
Размещения и публикация урока мужества |
2016-2017 |
Знакомство с рекомендациями Министерства образования РО, сбор информации по теме «Инициатива Горячее сердце |
Знакомство со страницами книги «Горячее сердце»выпуск 2015г., 2016г, |
Проведение урока мужества: Юные герои России» |
Диплом победителя во Всероссийском профессиональ |
2017- |
Знакомство с рекомендациями Министерства образования РО, сбор информации по теме «Инициатива Горячее сердце |
Знакомство со страницами книги «Горячее сердце» |
Проведение урока мужества: «Кто такой юный герой?» |
Участие во Всероссийской педагогической конференции по теме «Патриотическое воспитание в школе. |
2018-2019 |
Знакомство с рекомендациями Министерства образования РО, сбор информации по теме «Инициатива Горячее сердце |
Знакомство со страницами книги «Горячее сердце» |
Проведение урока мужества: «Твори добро!» |
Статья об уроке в газете «Каменские вести. Труд» от 6 марта 2019 года стр.3, «Горячее сердце бескорыстно» |