Педагогический проект по патриотическому воспитанию, посвященный инициативе «Горячее сердце». 5–9-е классы

Разделы: Патриотическое воспитание

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: патриотическое воспитание


1. Авторы проекта:

Иваненко Е., учитель истории Отечества,
Мухаева М. Ф.зам. дир. по УР,
Малахов А. А. ,зам. дир. по ВР,
Мирошникова О. Ю.,социальный педагог

2. Соисполнители проекта: Гудима Л. А., учитель ИЗО и пения, Серая С.П., воспитатель.

Тема проекта: «Патриотическое воспитание в школе. Уроки мужества».

Участники проекта (целевая группа): ученики ГКОУ РО «Каменская специальная школа №15» (5-9 класс)

3. Описание проекта:

Актуальность проекта

Патриотическое воспитание детей – это очень трудный педагогический процесс, в основе которого лежит формирование нравственных чувств школьников.  

Патриотическое воспитание школьников включает в себя:

  • развитие любви к своему Отечеству;
  • готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными интересами;
  • гордость за свою страну, ее достижения, за героические поступки людей;
  • стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость;
  • преданность Отечеству.

В истории нашей Родины заключена огромная база для патриотического воспитания. Герои прошлых лет не раз доказывали свою любовь к Родине своими доблестными поступками, когда на первое место они ставили общее благо в обмен на свою жизнь, но в нашем современном мире есть и юные герои России, которые так же готовы к подвигу. С 2013 года Фонд социально-культурных инициатив совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством обороны Российской Федерации, Министерством по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации, Уполномоченным при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, а также общественными организациями и фондами проводит Всероссийскую общественно-государственную инициативу «Горячее сердце». Основной целью инициативы является чествование и выражение признательности детям и молодежи в возрасте до 23 лет, проявившим неравнодушие и активную жизненную позицию, совершившим героические и мужественные поступки, бескорыстно пришедшим на помощь людям, а также преодолевшим трудные жизненные ситуации.

В оргкомитет инициативы ежегодно поступают более тысячи представлений на награждение Нагрудным знаком «Горячее сердце» со всех девяти Федеральных округов и более 70 субъектов Российской Федерации. По итогам реализации инициативы ежегодно издается Почетная книга «Горячее сердце» с рассказами о поступках награжденных ребят и деятельности общественных организаций и объединений.

Коротко рассказать детям о жизни и подвигах всех юных героев нельзя, т.к. каждый год книга пополняется новыми страницами и интересными фактами, именно поэтому, возникла идея долгосрочного, творческого проекта, где дети являются его активными участниками. На уроках мужества можно познакомиться с интересующей нас информацией ,изучив определения по словарям и энциклопедиям, дать понятие детям и о героизме, мужестве, стойкости, рассказать о подвигах юных героев в презентации, предварительно изучив их жизнь, познакомиться с их биографией, фотографиями, проанализировать способы действий в экстремальных ситуациях, усилить мотивацию обучающихся к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям, повышению социальной активности, выработке стойкой положительной жизненной позиции. В результате были созданы программа проекта и методическая подборка материала.

Проект имеет огромное мировоззренческое значение и большой практический интерес в плане социализации детей инвалидов и детей с нарушением интеллектуальной деятельности, ведь на страницах книги говорится о жизни и героических поступках таких же детей инвалидов как и они. Проект реализует несколько направлений ФГОС НОО в патриотическом воспитании.

Цели проекта:

Для педагога: коррекция поведения и развитие коммуникативной, свободно мыслящей, творческой личности ребенка.

Для обучающихся: формирование представлений об ответственном гражданском поведении детей и молодежи на примерах отважных поступков их сверстников, а также неравнодушного отношения к людям, нуждающимся в помощи, участия в деятельности общественных объединений направленных на заботу о представителях старшего и младшего поколений.

Задачи для педагога:

  • Обеспечить реализацию личностно-ориенированных, воспитательных задач через погружение детьми в различные жизненные ситуации
  • Создать условия для самостоятельной и коллективной деятельности в ходе реализации проекта;
  • Пополнить и расширить банк наглядного, интерактивного, методического материала по теме «Юные герои России».
  • формировать коммуникативную, социальную деятельность учеников

Задачи для обучающихся:

  • Повышение познавательного интереса к вопросам патриотизма, неравнодушия, здорового образа жизни, бережного отношения к родным и близким.
  • Формирование навыков работы с информационными материалами;
  • Развитие мотивации к проявлению неравнодушного, ответственного отношения к различным жизненным ситуациям, повышению социальной активности.
  • Включение обучающихся в социально полезную деятельность, используя примеры «горячих сердец» России.

Вид проекта:

  • По характеру: информационный, социально-ориентированный, творческий.
  • По профилю знаний: межпредметный.
  • По продолжительности: долгосрочный.
  • По уровню задействованности организаций: на уровне образовательной организации ГКОУ РО «Каменская специальная школа №15».
  • По количеству детей(целевая группа): ученики 5-9 классов.

Реализация проекта: Проект реализуется за счет урочной и внеурочной деятельности.

Основные этапы реализации проекта

1 этап: начальный (сентябрь 2014 г. – декабрь 2014 г.)

Разработка проекта, перспективного плана, подготовка материала.

2 этап: основной (январь 2015 г. – май 2019 г.)

Проведение работы по перспективному плану: организация выставки стенгазет по страницам книги «Горячее сердце» и лучших сочинений на тему: «Кто такой герой?», участие в конкурсах и публикация материалов уроков в СМИ.

3 этап. Заключительный (июнь 2019 – сентябрь 2019 г.).

Анализ и итоги реализации проекта

Ожидаемые результаты проекта:

Для обучающихся:

  • Сформированность знаний у детей о понятиях героизм, герой, мужество, страна, Отечество, Родина;
  • Сформированность нравственно-патриотических чувств гордости за свою Родину и поступки юных героев;
  • Проявление творческой, познавательной активности при работе с информационными материалами, выпуском газеты;
  • Сформированность умения делать презентации, защищать свои творческие проекты, доклады, работать над сочинениями.

Для педагога:

  • Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию творческого мышления, познавательной активности, исследовательских навыков через различные виды деятельности;
  • Совершенствование уровня компетентности в современных образовательных и воспитательных технологиях;
  • Распространение собственного педагогического опыта в использование новых образовательных и воспитательных методик и информационных ресурсов.

Механизмы оценки результатов:

  • для детей: анкетирование
  • для педагога: результаты уровней гражданско-патриотического воспитания

Дальнейшее развитие проекта

Дальнейшее развитие проекта заключается в том, чтобы на основе изучения материалов страниц по книге «Горячее сердце» продолжать вести подготовку к урокам мужества. Данные уроки помогают развивать у детей любовь к своему Отечеству; готовность действовать в интересах Родины, пренебрегая своими собственными интересами; воспитывать гордость за свою страну, ее достижения, за героические поступки людей; развивать стремление встать на защиту интересов Родины и народа, когда в этом возникает необходимость; воспитывают преданность своему Отечеству и народу.

Организационный план проекта

Дата

Описание видов
деятельности

Подготовительный этап

Практический этап

Заключительный этап (результаты)

2014-2015
уч. г.

Знакомство с рекомендациями Министерства образования РО, сбор информации по теме «Инициатива Горячее сердце»

Знакомство со страницами книги «Горячее сердце»выпуск 2014г., страницы о героях XI Паралимпийских зимних игр, подготовка материалов доклада о героических поступках своих сверстников, каменчанах в годы Великой Отечественной войны,
работа над презентацией «Каменск в годы войны»

Проведение урока мужества: «Горячее сердце»

Запись
видеоурока и его
размещение на
сайте: https://www.youtube.com/watch?v=gotOtRk80uc

2015-
2016 уч.г.

Знакомство с рекомендациями Министерства образования РО, сбор информации по теме «Инициатива Горячее сердце»

Знакомство со страницами книги «Горячее сердце» выпуск 2015г.,
работа со словарями и материалами энциклопедии для установления понятия к слову «Мужество»

Проведение урока мужества: «Пусть мужество вас не покинет!»

Размещения и публикация урока мужества
"Горячее сердце"
Дата публикации 27 Октября 2016 года
СЕРИЯ 98978-222915
Опубликован на Всероссийском образовательном портале
«Продленка» www.prodlenka.org
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 – 58841
Участие и диплом лауреата (2 место» в 5 конкурсе)
Мир равных возможностей (методика работы с детьми с ОВЗ) на сайте Международной педагогической олимпиады http://pedolimp.ru/45583
Конкурсная работа - урок мужества «Пусть мужество вас не покинет»
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС77-62980

2016-2017
уч.г.

Знакомство с рекомендациями Министерства образования РО, сбор информации по теме «Инициатива Горячее сердце

Знакомство со страницами книги «Горячее сердце»выпуск 2015г., 2016г,
работа со словарями, установление понятия к словам «герой», «Отечество»

Проведение урока мужества: Юные герои России»

Диплом победителя во Всероссийском профессиональ
ном конкурсе по теме
«Нравственно-патриотическое воспитание» на сайте
www.art-talant.org
Методическая разработка урока
мужества "Юные герои России»
СЕРИЯ ИН-82280-413533 от 01сентября 2017 по 06 декабря 2017

2017-
2018
уч.г.

Знакомство с рекомендациями Министерства образования РО, сбор информации по теме «Инициатива Горячее сердце

Знакомство со страницами книги «Горячее сердце»
выпуск2017г,2018г,
работа над сочинением «Кто такой юный герой»

Проведение урока мужества: «Кто такой юный герой?»

Участие во Всероссийской педагогической конференции по теме «Патриотическое воспитание в школе.
Цели и задачи»
Размещение урока мужества «Кто такой юный герой?» на сайте
www.prodlenka.org
от 22 января 2018 по 31 мая 2018
серия 28312-528
Публикация урока на сайте www.prodlenka.org
Дата публикации 11 Апреля 2018 года
СЕРИЯ 98978-307471
Свидетельство о регистрации СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 58841

2018-2019
уч.г.

Знакомство с рекомендациями Министерства образования РО, сбор информации по теме «Инициатива Горячее сердце

Знакомство со страницами книги «Горячее сердце»
выпуск 2018г., подбор материала о подвигах наших земляков,
работа сайтами «Поэзия России», выбор стихотворений на нужную тематику, работа над материалами газеты «Твори добро!»

Проведение урока мужества: «Твори добро!»

Статья об уроке в газете «Каменские вести. Труд» от 6 марта 2019 года стр.3, «Горячее сердце бескорыстно»

Приложения