Открытое занятие в подготовительной к школе группе по теме «Путешествие по весенним дорожкам»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: весна, подготовительная группа


Программное содержание

Познавательное развитие

  • Вызвать интерес к родной природе и ее познанию;
  • Уточнить и систематизировать представления детей о сезонные изменения в живой и не живой природе весной;
  • Совершенствовать умение устанавливать причинно-следственные связи (зависимость роста и развития растений от внешних условий);
  • Продолжать формировать умение решать примеры на сложение и вычитание в пределах до 10.

Речевое развитие

  • Развивать у детей связанную речь через ответы на вопросы, использовать в речи сравнения, умение подбирать нужные слова и определения в зависимости от действий;
  • Обогащать словарный запас детей.

Социально-коммуникативное развитие

  • Воспитывать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле»;
  • Привить желание выполнять трудовые действия, доводить начатое дело до конца;
  • Воспитывать умение трудиться в парах, самостоятельно распределять трудовые действия.

Художественное-эстетическое развитие

  • Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции, обогащать музыкальные впечатления;
  • Совершенствовать навыки движения под музыку;
  • Развивать воображение через слушание музыкальных произведений.

Предварительная работа

  • Разучивание и чтение стихов о цветах, о весне;
  • Беседы и наблюдения в природе весной;
  • Разучивание танца «Садовник и цветы»;
  • Рассматривание иллюстраций с изображением цветов, первоцветов, картинок с приметами весны, перелетных птиц, диких животных;
  • Репродукции художников по весенней тематике;
  • Презентация по теме: «Зеленая аптека»;
  • Дидактические игры: «Где растет», «Ботаническое лото», «Четвертый лишний»;
  • Загадки о цветах, о весне;
  • Прослушивание музыкальных произведений, звуков природы.

Материалы к занятию:

  • Схема строения цветка и карточки с изображением, что необходимо для жизни растений;
  • Схема алгоритма посадки цветов;
  • Костюмы «цветы» для девочек;
  • Музыкальное сопровождение;
  • Иллюстрации, разрезные картинки с изображением первоцветов;
  • Контейнеры с землей, семена цветов, инвентарь для посадки;
  • Фартуки для посадки;
  • Цветок для математического подсчета.

Ход занятия

Звучит спокойная мелодия Чайковского П.И. «Март».

Дети заходят в зал.

Воспитатель: - Ребята, сегодня чудесный день, у всех хорошее настроение, улыбнемся друг другу и отгадаем загадку:

«Светает рано по утрам,
Проталины и тут и там.
Ручей шумит, как водопад,
Скворцы к скворечнику летят,
Звенит под крышами капель,
Медведь с еловой встал постели,
Всех солнышко теплом ласкает.
Кто это время года знает.

Дети: Это время года весна.

Воспитатель: Вы правильно догадались, сегодня мы будем говорить о весне, об изменениях в природе, происходящих с приходом весны. Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие на веселом паровозике.

Воспитатель: - Отправляемся.

Звучит музыка. Дети напевают песню.

Остановка «Весенний лес»

Воспитатель: Посмотрите, нас уже в лесу встречает Весна-Красна.

Дети: Здороваются с Весной.

Воспитатель: Ребята, а у Весны есть к вам вопросы, слушайте внимательно и отвечайте правильно. (Весна задает вопросы детям).

Весна: Какие весенние месяцы вы знаете?

Дети: весенние месяцы – это март, апрель, май.

Какое у меня есть чудо, которое поможет победить холод и разбудить природу?

Дети: Это чудо – солнце. Весне может помочь солнце. Солнце поднимается выше, светит ярче, сильнее.

Весна: Что происходит весной?

Дети: - (примерные ответы)

Ярко светит солнце, зеленеет травка, распускаются цветы, на деревьях появляются листья, прилетают птицы, просыпаются животные и насекомые, появляются проталины, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, а ночь короче, животные меняют шубку.

Весна: - Молодцы! Вы все знаете об этом времени года. Пожалуйста, помогите мне теперь разбудить природу. Отправляйтесь в путь.

Воспитатель: Спасибо за интересные вопросы. Ну, что отправляемся дальше. (Звучит музыка).

Воспитатель: Следующая остановка: Музыкальная опушка.

2-я остановка: Музыкальная опушка.

Музыкальный руководитель:

Дорогие ребята, вы приехали на Музыкальную опушку. Присаживайтесь по удобнее. Вы слышите здесь на опушке какие-нибудь звуки.

Давайте разбудим лес и наполним его звуками природы.

Звучит музыка: Звуки весеннего леса.

Фонопедическое упражнение по методике Емельянова «Весенний лес»

В наш лес пришла весна.
Пригрело яркое солнышко, оно растопило снега, и по лесу побежал веселый, весенний ручеек (болтают язычком).
Он доверху наполнил большую канавку, перелился через край (глиссандо язычком – 3 раза) и побежал дольше.
Из под коры выползли жуки, жужжат. (Ж-ж-ж) И пчелки (з-з-з).
Они расправили свои крылышки и полетели. (Произносят Крш, крш).
Вдруг, под кучей старой листвы что-то зашуршало (Шур, шур) и выбежал маленький ежик (Сопят носиками).
А лес наполнился разными птичьими голосами. (Подражают: ку-ку, кар-кар, чик-чирик, угу-угу…)
Вот и ожил весенний лес! (Дети встают, поднимают руки вверх и поют в высоком регистре а-а-а).

- А сейчас мы послушаем пьесу П.И. Чайковского из цикла Времена года «Подснежник» в исполнении симфонического оркестра.

Вы можете, если хотите, закрыть глаза и представить по-своему картины весенней природы, которую нарисовал нам композитор не красками, а чем?

Ребята, какие чувства передает композитор музыкой?

Какая музыка по характеру? (Нежная, ласковая, плавная, трепетная, немного взволнованная, танцевальная).

А на какой танец похожа эта музыка? (На вальс.)

А какую картину вам нарисовала эта музыка? (Встает солнце, на лесной поляне цветут подснежники…)

Музыка рисует нам картину пробуждения природы, дуновение теплого ветерка, появление первых цветов – подснежников, трепетных, робких и нежных.

Музыкально-дидактическая игра «Весенняя телеграмма» (На развитие чувства ритма)

Звучит фонограмма: Стук дятла.

- Ребята, что это за странный звук? Вы догадались?

Да это же дятел шлет своим перелетным друзьям весеннюю телеграмму.

Приглашает их поскорее вернуться в родные места. Давайте ему поможем. Будьте внимательны! (Дети отстукивают разнообразный ритм ладошками по коленям).

Дятел сел на толстый сук (медленно) – Ту-тук-тук!
Всем друзьям своим на юг – Тук да тук!
Телеграмму срочно шлет – Туки-тук, Туки-тук!
Что весна уже идет – Туки-туки-туки-тук!
Что растаял снег вокруг – Туки-тук, туки-тук!
Что подснежники цветут - Туки-туки-туки-тук!
Дятел зиму зимовал – Тук, тук, тук!
В жарких странах не бывал – Тук да тук!
И понятно, почему скучно дятлу одному
- Туки, туки, тук!

Услышали птицы нашу весеннюю телеграмму и вернулись в родной лес.

(Фонограмма Голоса птиц).

Слушайте, как весело они распевают, радуются солнышку и родной сторонке. Давайте, ребята, и мы подпоем птицам и споем песню.

Дети исполняют песню «Весенняя капель» (Подыгрывая во время проигрыша на металлофоне).

- А теперь мы отправляемся дальше в путь по весенним дорожкам на нашем веселом поезде.

3-я остановка: Весенняя полянка

Воспитатель: Представьте себя на весенней полянке. (Дети подходят к обручам, где лежат разрезные картинки весенних цветов, они их собирают и называют первоцветы).

Воспитатель: Цветов есть много разных, но у них есть что-то общее.

Дети: Увсех цветов есть – корень, стебель, листья, лепестки.

Воспитатель: Может быть, вы знаете, что необходимо для жизни растений.

Дети: свет, тепло, вода, почва.

Музыкально-ритмическая пауза «Весна-красна»

Воспитатель: Да, к сожалению, жизнь первоцветов не долговечна. Часто люди срывают цветы, не задумываясь, что растения быстро гибнут,а лес остается пустым и безжизненным. Как вы думаете, что бы нам сказали цветы, если бы умели говорить?

Дети: ответы. Дети читают стихотворение. Если я сорву цветок, если ты сорвешь цветок, если все: и я, и ты, если мы сорвем цветы, то окажутся пусты и деревья, и кусты и не будет красоты! Должны мы над цветами наклониться не для того,чтоб рвать или срезать, а чтоб увидеть добрые их лица, и доброе лицо им показать!

Воспитатель: Ребята, вы знаете, в какую книгу заносят редкие виды растений и почему?

Дети: Эта книга называется – Красная книга. В эту книгу занесены редкие растения, которых очень мало на земле.

Воспитатель: А что здесь призошло? Что случилось с цветком? Голос по записи: - От сильного ветра лепестки разлетелись. Помогите спасти цветок. Этот цветок не простой, волшебный и лепестки вернутся на место, если вы правильно решите примеры. (Дети разбиваются на пары и решают примеры.)

Воспитатель: Смотрите, ребята мы с вами спасли цветок. Ну а нам пора отправляться дальше. (Музыка, дети едут дальше).

Воспитатель:

Следующая станция: Экспериментальная

Мы проехали не мало станций, много для себя узнали.

– А давайте мы посадим свои цветы и понаблюдаем, как они будут расти. Но перед тем, как сажать цветы мы с помощью танца покажем алгоритм посадки растений. (Дети исполняют танец «Садовники и цветы».)

Воспитатель: Ну что же все вспомнили. Работать будем в парах.

Договоритесь друг с другом, кто какую работу будет выполнять. Обязательно одеваем фартуки для работы.

(Дети подходят к столу берут тарелочки с семенами или луковицами цветов и приступают к работе).

Воспитатель: Спасибо ребята, хорошо потрудились.

Итог. Обобщающие вопросы по теме

– Ребята кем вы сегодня были?

- А какое время года вас пригласило в путешествие?

- Что вам больше всего запомнилось в путешествии по весенним дорожкам? (Ответы детей).

Воспитатель: На этом наше путешествие по весенним дорожкам завершилось и нам пора возвращаться в группу. Спасибо всем за старание и внимание.