«Музыка - могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка», - заметил выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский. И соглашаясь с предками, сегодня люди вновь обратили своё внимание на влияние музыки на организм человека, ведь в подтверждение этого выступает даже наука. Результаты исследований говорят о том, что музыка, воздействуя на регуляторные процессы в теле человека, способна благотворно влиять на функционирование различных органов и, в итоге на самочувствие индивида, а особенно - на здоровье ребёнка.
Для музыки отведена отдельная роль в становлении личности в дошкольном возрасте. Она обогащает чувство и представление ребёнка, способствует выработке умения сострадать, сопереживать, чувствовать ритм и мелодичность произведения, развивает интерес к разным музыкальным жанрам. Язык музыки - дополнительная возможность для взаимодействия между детьми. Детская музыкальность находит отражение в движениях и пении, помогает ребёнку передавать информацию, которую он пока не готов выразить в словесной форме. Главным в музыкальном развитии дошкольника является его погружение в разнообразие мира музыки, ознакомление с разными средствами выразительности и образными движениями. Для того, чтобы научить ребёнка ориентироваться в музыкальном пространстве, необходимо рассмотреть основные составляющие музыки и их непосредственное влияние на организм слушателя:
- МЕЛОДИЯ: оказывает воздействие на жизнедеятельность человека посредством пробуждения не только эмоций, но и ощущений;
- РИТМ: влияет как на тело, так и на эмоции слушателя;
- ТЕМБР: окраска звука, играющая особую роль в музыке и способная пробудить самые сильные чувства. Композитор, искусно сочетая различные инструменты, может довести до исступления целую толпу.
Стоит отметить, что музыка является одним из тех редких явлений, которые наш мозг воспринимает обоими полушариями одновременно: левое полушарие анализирует ритм и лирическую составляющую, а правое - тембр и мелодию. Таким образом, музыка обладает следующим функционалом:
- развивает ритмичность и воображение, способствует улучшению работы памяти, позволяет обогатить свой внутренний мир через произведения великих композиторов и является щедрым на способы передачи информации средством коммуникации;
- воспитывает в детях чувство красоты, гармонии и любви. Именно музыка является одним из основных средств сохранения национальных традиций, способствующих передаче этих традиций будущим поколениям, а также учит бережному отношению к культурному наследию.
- способствует развитию речи у детей раннего возраста, а школьникам помогает в изучении иностранных языков.
Благодаря такому функционалу влияние музыки на детей просто колоссальное. Она затрагивает все виды восприятий - слуховое, зрительное и чувственное. А вместе с этим развивается и память - слуховая, зрительная, моторная, а также ассоциативная и образная. Развитие таких инструментов у ребёнка способствует успехам в других областях. В частности, образное мышление позволяет школьнику легко усвоить материал. Классические произведения подходят для того, чтобы корректировать эмоциональное состояние малыша - например, для того, чтобы успокоить ребёнка, ему включают произведения Бетховена, Брамса, Шуберта, для того, чтобы улучшить настроение - Чайковского, а для уменьшения чувства неуверенности и тревоги используют вальсы Штрауса и произведения Шопена.
Основой нашей жизни является движение, но не стоит забывать о ритме, ведь его законам подчиняется всё, что нас окружает. Именно поэтому природной физиологической потребностью детского организма являются танцы и ритмичные движения. Они интегрируют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют мышцы, улучшают дыхание. Также не стоит забывать, что ребенок на музыкальных занятиях находится в коллективе и взаимодействует с ним, что развивает его коммуникативные качества, чувство организованности и дисциплину.
Таким образом, на основании всех фактов и аргументов можно сделать вывод, что музыка играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста.