Пояснительная записка
Актуальность: Чтобы у детей был устойчивый интерес к народному творчеству и искусству, сформировалось уважение к труду и таланту мастеров, воспитывались чувства причастности детей к наследию прошлого, и позволяло бы с ним соприкоснуться – необходимо знакомить детей с традициями и культурой нашего края. Достижение положительных результатов в этой работе возможно, когда педагог использует разнообразные формы и методы работы с детьми. Особенно эффективна организация работы в форме совместной деятельности, когда в непринужденной обстановке дети узнают новое о своих предках, прикасаются к их культуре и быту.
Цель: Формирование представлений о разнообразии народного декоративно-прикладного искусства поморов: обереговая кукла-Кувадка.
Задачи:
- Развивать интерес к старинным и современным игрушкам.
- Научиться изготавливать куклу-Кувадку.
- Вызвать интерес к русскому народному творчеству и рукоделию поморов.
- Воспитывать любовь к малой Родине через изучение традиций народной культуры.
Ожидаемый результат:
- возникновение интереса детей к народному творчеству поморов.
- овладение навыками изготовления поморской куклы.
Интегрируемые образовательные области: Социализация, коммуникация, познание, чтение художественной литературы, музыка, художественное творчество, физическая культура.
Словарная работа: кукла-Кувадка, оберег, вертеть.
Предварительная работа: разучивание поморской игры «Веретенце».
Оборудование: проектор, магнитная доска, мяч, клубок ниток.
Демонстрационный материал: выставка современных и тряпичных кукол.
Раздаточный материал: кусок хлопчатобумажной ткани прямоугольной формы, нитки, заготовки рук из ткани.
Приложение: электронная презентация «Кукла-оберег», «Сложи и прочитай слово».
Ход деятельности
Педагог:
Здравствуйте девчонки-веселушки,
Озорные хохотушки.
Здравствуйте, ребята-молодцы.
Озорные удальцы!
Улыбнитесь всем вокруг
И скорей вставайте в круг,
Мячик ты передавай
по имени ласково называй
Утра доброго желай! (Дети передают мяч друг другу, называя имена)
Педагог: Ребята, хотите узнать, о чем мы сегодня будем говорить? Вы это узнаете с помощью игры «Сложи и прочитай слово». Каждая буква под определенной цифрой. Нужно расставить буквы в правильной последовательности, чтобы получилось слово.
(На магнитной доске буквы, на каждой букве цифра)
Дети из букв составляют слово – «кукла».
Педагог: Молодцы! Сегодня наш разговор будет про кукол.
- Скажите, ребята, а для чего нужны куклы? А у вас есть куклы? (ответы детей).
- А что, вообще такое кукла. (Это игрушка, отображающая фигуру человека)
- Посмотрите, на этих кукол, скажите, они отличаются друг от друга? Чем? А чем они похожи? Что у них общего? (ответы детей)
Подумайте, почему же эти куклы находятся по разным сторонам (ответы детей). Современные и самодельные куклы.
- Как вы думаете, из чего они сделаны? (ответы детей)
- Правильно, эти куклы отличаются друг от друга. У современных кукол есть лицо, а тряпичных кукол лица нет. - Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т.к. в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла навредить ребенку. Также они отличаются материалом, из которого изготовлены. Современные куклы изготовлены из пластмассы, а эти куклы из ткани.
Как еще можно назвать тряпичные куклы (самоделки). Как вы думаете, почему они так называются? (Ответы детей).
Педагог: Это значит, что их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей. Куклы в основном делались из мягких материалов – шерстяных, льняных тканей, ниток, хлопка, мочала.
Рассаживайтесь поудобнее, а я расскажу вам много интересного.
(Педагог сопровождает рассказ слайдами на экране).
- Давным-давно, когда не было больших городов, дома строили из дерева, не летали самолеты, не было автомобилей, а вокруг росли большие и дремучие леса, жили-были мальчики и девочки, которые очень любили играть.
И так как не было заводов и фабрик, которые делали игрушки для детей, взрослые, стали делать игрушки своими руками из различных материалов. Из дерева, из мочала, березовой бересты и особенно много игрушек – кукол из ткани. И в зависимости от того для чего предназначалась такая кукла, для игры, для праздника или для защиты от злой силы, им давали различные названия. Куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.
Тряпичных кукол было много, но сегодня я хочу особенно рассказать об одной кукле, которую делали поморы, называется «Кувадка». Эта кукла-оберег. А, что такое оберег? (ответы детей).
Считалось, что эта кукла оберегает, охраняет маленького ребенка от недобрых взглядов и злых духов и берет на себя все плохое. Куклу-оберег делали обязательно безликой, т.е. без лица, чтобы в ней не поселилась недобрая душа. Делала такую куклу молодая мама или бабушка, и вывешивались они над колыбелью младенца. Люди верили, что кукла оберегает сон и спокойствие ребенка, и поэтому она всегда была рядом с ним и во сне, и в играх. Вырастая, ребенок играл с куклой: нянчил, кормил, укачивал. Подрастая, дети тоже начинали сами вертеть таких кукол. Куклы были яркими и привлекали внимание ребенка, создавая ему радостное настроение.
Педагог: Вы любите играть в игры? Вот и поморские ребятишки любили играть в разные игры, одна из них - «Веретенце».
(Правила игры прилагается).
Педагог: А еще ребята расскажу я вам сказку, послушайте внимательно.
Было это в одной поморской деревне. Жили-были мама с дочкой. Однажды простудилась девочка и заболела. Что только мама не делала: и чаем с малиной поила, и горячим молоком, ничего не помогало. Девочке всё хуже и хуже становилось. Пошла тогда мать к старой бабушке-ведунье за советом, как дочку вылечить. Бабушка достала из сундука разноцветные лоскутки и нитки и показала маме, как сделать куклу-Кувадку, которая должна помочь девочке. Велела положить её рядом с девочкой. Так женщина и сделала. Заснула девочка в обнимку с куколкой, а утром проснулась здоровая.
Педагог: Понравилась вам сказка? (ответы детей)
Педагог: Почему девочка так быстро поправилась? (Ответы детей).
Кукла болезнь отвела.
Педагог: А хотите мы с вами сегодня научимся делать такую куклу-оберег. Тогда делу время, потехе час! Недаром у нас говорят:
Хватит, дети, забавляться, пора делом заниматься. Пойдемте в мастерскую.
Педагог: для изготовления куклы-Кувадки необходимы два прямоугольных лоскута ткани разных размеров и шерстяные нитки.
- Я объясняю последовательность изготовления куклы, вы запоминайте, обращая внимание на схему,
(на слайде показана последовательность выполнения куклы).
Возьмем сначала лоскут ткани большего размера и будем скручивать его к середине по длинным сторонам с двух сторон. Скрученный лоскут перегибаем пополам. Отступив от места сгиба, перегнутый лоскут стягиваем несколькими плотными витками нитью, длинные концы оставляем. Так мы выделяем линию головы.
Второй прямоугольник я уже заранее скрутила, поэтому руки у нас готовы.
Руки вкладываем в туловище, перевязываем концами длинных ниток крест-накрест и завязываем нитки на узелок.
Педагог: В нашу мастерскую мы приглашаем всех желающих, кто хочет сделать себе куколку-оберег. Итак, приступаем к работе.
Итог деятельности
Какую куклу мы сегодня сделали? (куклу-Кувадку)
А кто помнит, почему кукол делали без лица?
Ребята, вы сегодня замечательно потрудились, что для вас сегодня было трудным.
Я очень рада, что теперь у каждого из вас есть оберег кукла-Кувадка.
Сейчас Катя прочитает четверостишье.
Мелькают дни, летят года,
Века сменяются веками.
Но люди не забудут никогда,
Что сами рукотворно создавали!
Педагог: Пусть эти куколки, которые вы сделали сегодня, оберегают вас и вашу семью!