Данный урок предназначен для учеников 5-6 классов в преддверии изучения физики. Предполагает первоначальное погружение в предмет. Способствует развитию интереса к изучению нового предмета.
Продолжительность урока: 45 минут.
Тип урока: изучение нового материала.
Планируемые результаты обучения:
- Личностные: развитие познавательного интереса учащихся через постановку проблемных вопросов; формирование самостоятельности в приобретении знаний и практических умений.
- Метапредметные: формирование исследовательской культуры.
- Предметные: знакомство с оптическими явлениями.
Оборудование:
- общее: компьютер, проектор, презентация (прилагается), портрет Ньютона, диск Ньютона, лазер, линзы, небольшие цветные бумажные кружочки (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, черный, белый),
- комплекты оборудования на столах в группах: призма или стеклянная пластина – 2 шт., мыльные пузыри – 2 шт., проволочные каркасы, стаканы с мыльной водой, кусочки белой капроновой ленты – 2 шт, дифракционные решетки, линзы и экраны. фломастеры и карандаши, листы бумаги А5.
При входе в аудиторию учащимся предлагается выбрать один цветной кружок и сохранить его до конца занятия. Учащиеся по желанию распределяются по группам и рассаживаются за 5 приготовленных столов.
ХОД УРОКА
Ключевые действия и речь педагога | Деятельность детей |
Дидактические средства |
ЭТАП СОЗДАНИЯ ПОЛОЖИТЕЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЮ |
||
Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока «Как прекрасен этот мир! Посмотри… |
Ответ: Вид неба |
Презентация. Слайд 1 |
Да, в разное время суток небо по-разному выглядит. Определите, на какой картинке какое время суток? |
Выбирают картинки |
Презентация. Слайд 2 |
А почему именно утром и вечером такое обилие красок? |
Ответ: Солнце поднимается или опускается из-за горизонта. |
Презентация. Слайд 2 |
ОСНОВНОЙ ЭТАП |
||
Послушайте одну небольшую историю. Сентябрьским воскресеньем 1665 года в Англии, в местечке, называющемся Стоунбридж, вдоль лотков со всевозможными товарами бродил молодой человек в тёмном камзоле, в шляпе, надвинутой на глаза. Вот он остановился, выбрал у продавца хорошо отшлифованную призму, поторговался и со вздохом заплатил требуемую за нее цену. Видимо, был он скуповат или денег негусто звенело в его кошельке. |
Эксперимент: Смотрят через призму или стеклянную пластину вокруг себя. |
Презентация. Слайд 3, |
Белый солнечный свет, пройдя через призму, рассыпался по бумажному экрану на разноцветную радужную дорожку – спектр. Но откуда взялись в нём яркие разноцветные краски? Ваши предположения? |
Ответ: Призма разложила световой луч в спектр |
Презентация. Слайд 4 |
Перед вами диск (диск Ньютона). Какого он цвета? |
Ответ: Радужный, разноцветный |
Презентация. Слайд 4 |
Приведем диск во вращение. Что происходит? Быстрее вращаем. А теперь? |
Ответ: Все цвета смешались и получился белый цвет. |
Презентация. Слайд 4 |
У нашей истории есть продолжение: |
Ответ: Радуга |
Презентация. Слайд 5, 6 Открываем доску с портретом Исаака Ньютона |
А когда мы можем видеть радугу? |
Ответ: После дождя |
Презентация. Слайд 7 |
Радуга - не что иное, как непрерывный спектр солнечного света, образованный разложением света в каплях дождя как в призмах. Из дождевых капель под разными углами преломления выходят широкие разноцветные световые пучки. |
Ответ: Мыльные пузыри |
Презентация. Слайд 7 |
Правильно, мыльные пузыри. Предлагаем вам получить мыльные пузыри и рассмотреть их внимательно. Какие они? Опишите. |
Эксперимент: Выдувают мыльные пузыри. Рассматривают. |
Презентация. Слайд 8, |
Можно получить такие же радужные полосы с помощью проволочных каркасов. Проделаем этот эксперимент. |
Эксперимент:Опускают проволочные каркасы в мыльные раствор и на пленках наблюдают интерференционные полосы. |
Презентация. Слайд 9, |
Теперь предлагаю посмотреть на мир через белую капроновую ленту. У вас на столах кусочки капроновой ленты. Посмотрите через ленту на лампочку (огни на улице). Что вы видите? Это явление называется дифракция света. |
Эксперимент с капроновой лентой. |
Презентация. Слайд 10, |
А сейчас предлагаем посмотреть на ту же лампу через оптический прибор – дифракционную решетку. Что вы наблюдаете? |
Эксперимент с дифракционной решеткой. |
Презентация. Слайд 10, |
Еще один оптический прибор - лазер. С помощью него можно получать узкий пучок света. Если лучи лазера направить на зеркальную поверхность, то они отразятся от зеркала. А если на пути лучей поставить линзу, то они соберутся в одну точку. Так можно получить изображение предмета. |
Эксперимент: устанавливают перед экраном линзу и получают изображение окна. Ответ: Перевернутое. |
Презентация. Слайд 11, |
На земле большое разнообразие глаз рассматривающих этот мир, но оказывается мы по-разному его видим. |
|
Презентация. Слайд 12 |
Собаки не отличают красный цвет от зеленого, а оба этих цвета — от желтого и оранжевого. Многие люди и не подозревают, что, глядя на светофор, четвероногий друг не различает, какой там горит свет. Собака ориентируется на то, как меняется яркость глазков светофора, и на действия окружающих ее людей. Кошки ведут ночной образ жизни, поэтому их активность начинается после захода солнца. Именно потому им требуется хорошее зрение в ночное время суток. В глазах кошек в 6–8 раз больше клеток, которые более чувствительны к слабому освещению, что позволяет им хорошо видеть в темноте. Несмотря на невероятную способность менять цвет своего тела, зрение каракатиц оставляет желать лучшего. Зрачок имеет W-образную форму и всего один фоторецептор, что позволяет им видеть лишь оттенки серого. До недавнего времени бытовало мнение, что акулы плохо видят. Однако исследования и опыты ученых опровергли это утверждение. Акулы видят окружающий мир в слабо окрашенном сером или зеленом свете, а объекты — четкими и контрастными. В ночное время суток совы могут видеть в 3 раза лучше, чем люди. У них нет глазных яблок. Органы зрения сов скорее следует называть «глазными трубками», но недостаток бинокулярного зрения они с лихвой компенсируют превосходным ночным видением и дальнозоркостью, что делает сов свирепыми ночными хищниками. Специальные органы змеи, предназначенные для восприятия источников тепла, помогают отыскать добычу в темноте и защититься от крупных хищников. Эта способность видеть источники тепла не встречается у других видов животных. Наши маленькие друзья, которых мы встречаем повсюду, смотрят на мир сквозь розовые очки. По какой-то причине воробьи не любят синий цвет, а также боятся блестящих, сверкающих полосок. Коты различают достаточно много цветов для того, чтобы их жизнь была вполне яркой и красочной. В основном мир у котов раскрашен в оттенки голубого, серого и зеленого, плохо видят коты фиолетовый и желтый, а другие цвета для этих животных недоступны. Зрение котов имеет более низкое разрешение, чем у людей, они видят объекты немного размытыми. |
|
Презентация. Слайд 13-22 |
В начале урока вы выбрали цветной кружок. Как говорят психологи, цвет отражает настроение человека: |
Анализируют соответствие настроения и цвета кружка |
Презентация. Слайд 23 |
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА, ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ |
||
А теперь предлагаем выполнить творческую работу в группе: заполнить палитру настроения в виде змейки, круга с секторами, цветика семицветика, … |
Выполняют творческое задание. |
Презентация. Слайд 23, листы А5, карандаши, фломастеры. |
Результат:
|
Информационные источники
1. https://www.adme.ru/zhizn-zhivotnye/10-fotografij-o-tom-kak-vyglyadit-nash-mir-glazami-zhivotnyh-1584265/
2. http://go.mail.ru/search_images? (картинки)