Педагогика сотрудничества на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: педагогика сотрудничества


Цивилизация движется вперед, в мире многое меняется, образование модернизируется и ориентирует школы не только на усвоение знаний, умений и навыков. Современный выпускник должен освоить универсальные учебные действия, помимо определённого объёма знаний. Результаты ФГОС нового поколения определяют не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. «Человечество должно давать детям лучшее, что оно имеет» из декларации прав ребёнка. Параллельно с этим врачи педагоги наблюдают у детей 6-7 лет снижение показателей здоровья, недостаточное развитие наглядно-образного и действенно-образного мышления, трудности в адаптации.

Использование учителем технологии сотрудничества на уроках приближает к достижению поставленных целей, а так же решают многие проблемы школьников. Положительный эффект несёт личностно-ориентированный подход в обучении. Этот подход гуманистической направленности, где центр – ученик-деятельность познания, а не преподавания.

Я считаю, что у этой технологии много преимуществ:

  • умение работать в команде;
  • умение комплексно решать поставленные задачи;
  • ценить разные точки зрения.

В учебном сотрудничестве формируется способность учить себя и основными её особенностями можно выделить:

  • рефлексия – способность анализировать действия, находить и исправлять ошибки в своих поступках;
  • определяющая рефлексия – способность знать о своём незнании;
  • продуктивные действия необходимые для ответа на вопрос «Как освоить недостающие знания.

В учебном сотрудничестве зарождаются способности изменять себя, понимать позиции товарищей, доказывать и обосновывать свои позиции для решения ОБЩЕЙ задачи. Ведь все ученики групп заинтересованы в понимании материала каждым учащимся. Успех и неуспех отражается на всей группе. Каждый член группы чувствует личную ответственность за собственный успех и успех своего товарища. У каждого ребенка в разы повышается личная значимость, так как от него зависит успех команды. А успех команды  заключается в своевременной помощи товарищу. В итоге команда знает чего достиг каждый участник.

Благодаря этой технологии школьники могут осуществлять и поиск новых знаний, и даже способы разрешения противоречий и конфликтов.

Таким образом, ученик научится учиться и будет готов к жизненным трудностям после выпуска из школы, он выйдет из школы способным анализировать свои удачи и неудачи, способным понять как поступить в той или иной сложившейся ситуации.

Обучение в сотрудничестве – это неоценимый вклад в развитие современной педагогики.