Интегрированный урок по географии и математике «Размещение предприятий с учетом математических знаний». 9-й класс

Разделы: Математика, География, Общепедагогические технологии, Мастер-класс, Профессия — педагог

Класс: 9

Ключевые слова: география отраслей мирового хозяйства


Технологическая карта интегрированного урока географии + математики

Предмет

География + математика

Класс

9

Тип урока/занятия

Урок общеметодологической направленности.

Технология построения урока

Деловой игры, диалога, сотрудничества, психологического комфорта.

Оборудование

Компьютер, проектор, интерактивная доска, презентация для сопровождения урока, инструкционные карточки, карточки для самостоятельной работы, маршрутные листы, опорные схемы.

Цель

- закрепить знания об отраслях промышленности, их значении в экономике России;
- показать факторы размещения промышленных предприятий на основе применения математических знаний;
- проверить умения решать практико-ориентированные задачи в измененной ситуации;
- выявить проблемы и перспективы развития отраслей на основе системно-деятельностного подхода и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Основные термины, понятия

Экономика, отрасль, предприятие, факторы размещения, трудовые ресурсы, арифметическая прогрессия, теорема синусов, сумма углов треугольника

Ожидаемый (планируемый) результат:Использовать математические знания при решении географических задач. Анализировать жизненные ситуации, находить новые пути решения.

Предметные умения: уметь в процессе реальной ситуации применять теорему синусов, формулы арифметической прогрессии, составлять и анализировать статистические данные по ситуации и находить оптимальные пути решения проблем.

Метапредметные:
Научить определять, создавать обобщения, аналогично соответствующим знаниям.
Получить возможность понимать сущность составления алгоритма и действий по нему.
Научить управлять поведением партнёра, контролировать результаты.
Осуществлять поиск информации. Преобразовывать модели из одной знаковой системы в другую. Уметь аргументировать свою точку зрения.

Личностные УУД: упрощают выражения, используют свойства умножения, применяют рациональные приёмы для вычислений, формируют внимательность и аккуратность в вычислениях требовательное отношение к себе и к своей работе.
Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют познавательную цель и строят свои действия в соответствии с ней.

Познавательные УУД: закрепляют навыки и умения применять правила упрощений выражений при решении задач на умножение натуральных чисел и применение свойств умножения, систематизируют знания, обобщают и углубляют знания, выбирают и формулируют познавательную цель, выражают смысл ситуации с помощью различных примеров.
Коммуникативные УУД: регулируют собственную деятельность посредством речевых действий, умение слушать и вступать в диалог, воспитывать чувство взаимопомощи, культуру учебного труда. Уважительное отношение к чужому мнению, требовательное отношение к себе и своей работе.

Организация пространства: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа, групповая работа.

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная
Групповая
Работа в парах
Индивидуальная

Учебники:
География-9, А.И. Алексеев др., Москва, «Просвещение», 2019;
Атлас географии России, 9 класс, Москва, «Просвещение», 2019;
Алгебра-9, А.Г.Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир, Вентана–Граф 2019;
Геометрия-9, А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский, М.С.Якир, Вентана–Граф 2019;
Сборник математика ОГЭ 2019, И.В.Ященко;
Инструкционные карточки для работы в группах. Маршрутные листы. Опорные схемы.
Мультимедийный проектор, интерактивная доска. Презентация. Приложение 1.

Дидактические задачи этапов урока

Этапы урока/занятия

Дидактические задачи

Организационный
(этап мотивации)

 Актуализировать требования к ученику с позиции учебной деятельности.
Создать условия для формирования внутренней потребности учеников во включение в учебную деятельность.

Этап проверки изученного материала

Организовать самоконтроль учениками собственной учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

 Создать условия для выполнения учащимися пробного учебного действия. Организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения. Зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

Постановка учебной проблемы

 Применение полученных знаний при решении проблемных задач.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

 Создать условия для построения и фиксации полученных знаний.

Построение проекта выхода из затруднения

 Организовать формирование у учащихся системно-деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.

Закрепление полученных знаний через проектную деятельность

 Формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Динамическая пауза

Формирование у учащихся потребности к ЗОЖ.

Реализация построенного проекта

 Организовать индивидуальное сопровождение  группе учащихся.

Рефлексия учебной деятельности

 Зафиксировать содержание урока. Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Домашнее задание

Развитие рефлексивных умений самоактуализации через различные виды деятельности.

Организация деятельности по достижению образовательных результатов

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Вводная часть: организационный момент, актуализация и мотивация учебной деятельности, целеполагание - 10 минут

Организационный

 Приветствие учащихся, создание комфортной психологической атмосферы, ситуации успеха на уроке. Класс разделен на четыре группы:
1 группа – металлурги (черная металлургия)
2 группа – металлурги (цветная металлургия)
3 группа – химики (химическая промышленность)
4 группа – экологи
5 группа (учителя) – заинтересованная общественность.

Эпиграф на доске (слайд №1, Презентация)
«Специалистом нельзя быть, не получивши начальных знаний в географии, математике и т.п.»
Д.И. Менделеев.
Вы догадались, что урок сегодня интегрированный, ведут его учителя географии и математики.

Демонстрируют готовность к уроку и участвуют на паритетной основе с учителем в создании атмосферы сотрудничества на предстоящем учебном занятии. Включение в деловой ритм.
Каждая группа учащихся занимает свои места для подготовки проекта – модели развития региона (размещение промышленных предприятий на территории Иркутской области).

Мотивационный

Слова на слайде № 2, Презентация.
«Закончился XX век. Куда стремится человек?
Изучен космос и моря, строенье звезд и вся Земля.
Но нас зовет известный лозунг:
«Прогрессио – движение вперед».
Еще русский писатель Аксаков сказал: «Мы богаты ресурсами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним недалеко и до бедности». (слайд №3, Презентация). Попытайтесь сформулировать тему урока.

Формулируют тему урока  в процессе фронтальной беседы.

Целевая установка

Какова цель нашего урока?
Учитель редактирует и озвучивает цель урока.

Формулируют цель урока.

Актуализация знаний

Перед тем, как вы начнете работать над своими проектами, необходимо проверить, насколько вы компетентны. Каждой группе выдаются карточки с терминами.

Слушают учителя. Получают карточки. Индивидуальная работа.

Словарный диктант

Приложение 1 (Опорные карточки).

Выполняют задание. Проводят самооценку. На интерактивной доске открываются ответы. Учащиеся себя проверяют. Оценивают.

II. Основная часть: обобщение изученного материала, закрепление, контроль и коррекция – 25 минут

Обобщение изученного материала. Осознание и осмысление

Организует работу учащихся с различными источниками информации: учебником, картами атласа, инструкционными карточками.

Вспоминают ранее пройденный (изученный) материал по географии и математике

Постановка  учебной проблемы

Каждой команде выдается пакет документов: модель региона, математические задачи, инструкционные карточки. Экологи должны оценить проект каждой группы, поэтому они получают свой пакет документов и инструкционную карточку. (Презентация).

Групповая работа. Выполняют проект.
Актуализация жизненного опыта. Обобщают выступления каждого члена группы.

Построение проекта выхода из затруднения.

Учителя, как «заинтересованная общественность», оказывают консультационную помощь командам в случае необходимости.

Составляют план действий с помощью учителя.

Закрепление полученных знаний через проектную деятельность

Осуществляет координационную функцию. Направляет и корректирует ход самостоятельной учебной деятельности учащихся,  направленной на обобщение знаний в новой, нестандартной ситуации.

Самостоятельно более детально в группах прорабатывают учебную информацию. (обобщение знаний). Проводят взаимоконтроль. Формулируют свое мнение.

Динамическая пауза (музыкальная)

Уважаемые специалисты! Перед защитой ваших проектов «заинтересованная общественность» хочет высказать свои пожелания в несколько необычной форме. Учителя исполняют песню:

Если где-то захотите
Предприятье размещать,
С математикой дружите,
Нужно все вам просчитать.
А еще вам помнить нужно
Географии урок,
Чтобы план был экономным,
И чтоб все учесть ты смог.

Припев:
Чтобы трубы не коптели,
Реки не мелели,
И не было у вас сомненья,
Прежде, чем считать доходы,
Вы учтите фактор размещенья.

Учащиеся слушают музыкальную паузу.

Реализация построенного проекта.

Организует реализацию построенного проекта по группам.
Защита и обсуждение проектов.
Выступление экологов. Мнение экологов

Выполняют план действий. Работа в группах. Защита задания. Осуществляют взаимоконтроль.

III. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия, домашнее задание – 10 минут

Подведение итогов урока

Сегодня мы увидели, что будущее нашего государства в надежных руках. И слова «наше богатство является причиной нашей нищеты» - не будет иметь отношение к нашему государству.
Отмечает наиболее активных учащихся, выставляет оценки по результатам работы на уроке (самооценка, взаимоконтроль, защита проекта). На столах лежит оценочный лист вашей работы в группе, поставьте оценку за урок каждый себе сам.
Совет общественности также оценивает работу каждого участника группы в оценочном листе.

Осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Каждый член команды ставит себе оценку за урок в оценочном листе.

Рефлексия учебной деятельности

Составить синквейн со словами:

  1. Экономика.
  2. Точная, правильная
  3. Изучает, подтверждает, классифицирует
  4. Сфера жизни, связанная с производством
  5. Знание

Представляют информацию в письменной и устной форме

Домашнее задание

Организует комментирование и специфику выполнения домашнего задания учащимися. Обеспечивает понимание детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Записывают домашнее задание. Задают вопросы. Составляют план выполнения домашнего задания.

Заключение

«Специалисты будущих времен!
Дружней вас не сыскать.
Урок сегодня завершен, но
Каждый должен знать:
Познание, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут»

 

Работа учащихся на уроке: обучающиеся работали активно, все были включены в работу.

Характер самостоятельной работы учащихся: продуктивный.

Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленных целей.