Влияние современной игрушки на личность ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: роль игрушек в воспитании детей


В настоящее время во многих научных материалах широко проблема о негативном влиянии игрушки на психическое состояние ребенка. Тема эта одна из наиболее актуальных, так как игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения. Какая она? Как влияет игрушка на формирование чада?

Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и как ее средство – игрушка. С помощью которой дети узнают о цвете, форме, объеме, социальных ролях, быте, природе. Крупнейшие теоретики и практики современной психологии – от Л.С.Выготского и Б.Д.Эльконина до Д.Винникота, М.В.Осориной, Е.О.Смирновой – определяют игру и игрушку как основной предмет трансляции базовых культурных установок, образов, составляющих основу картины мира. Для ребенка игрушка, по мысли В.В.Абраменково, - это не просто эабава, а культурное орудие, с помощью которого он осваивает огромный и сложный мир,постигает законы человеческих взаимоотношений и вечные истины. Игра и игрушка не безотносительны к культуре а, имманентны ей.

Переоценить роль игрушек в развитии детской психики довольно трудно. Не подлежит сомнению связь игры (а значит и, игрушки) с творчеством, с ритуалом, с трансцендентным опытом человека. Так как практически каждая игрушка несет в себе определенную символику, то, очевидно, она вполне конкретным образом воздействует на психику ребенка. Е.О.Смирнова, В.В.Абраменкова и ряд других исследователей полагают наличие непосредственной связи между особенностями игры детей и спецификой их взрослой жизни, потому что – это не только развлечение, игра – это прообраз отношений человека с миром. Основное значение игр и игрушек в том и состоит, что они определяют базовую идентификацию подрастающего поколения. По мнению В.С.Мухиной, «любимая игрушка учит ребенка к доброте способности отождествляться (идентифицироваться) как с куклой, так и с людьми. У каждого нормального развивающегося ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой. За годы детства каждый ребенок по-своему привязывается к своей игрушке, переживая, благодаря ей, множество разнообразных чувств».

Функции игрушки – развивать, развлекать и воспитывать, ил, говоря языком социологии – социализировать личность человека. Игрушка является средством социализации личности. Она содействует формированию личности ребенка. Игрушки способствуют передаче общественного и культурного опыта. Однако представления об игрушке как феномене культуры могут строиться на различной основе.

В современном российском обществе распространились игрушки, представляющие угрозу для детей (некто – скелетоны, маски вампира и мертвеца, устрашающий наряд Фредди Крюгера, игрушечный набор «Расчленитель» и др.») Эти игрушки выполнены по зарубежным технологиям. С их помощью дети приобщаются к демоническим образам, отражающим злодеев, насильников, слуг сатаны и т.д. Демонические образы игрушек не вписаны в отечественную культурную традицию. Им не противопоставлены светлые образы игрушек, которые входили бы игрушечный комплект. Поэтому, такие игрушки способствуют передаче отрицательного опыта в развлекательной форме, агрессии, как норме поведения, коварна в этом отношении и кукла Барби. Играя с  пупсам девочка училась роли матери, заботиться и любить. Пеленать «взрослую тетю», качать, петь ей песенки не удается. Ребенок не только не развивает в себе инстинкты материнства, но он никто в этой игре. Есть Барби, Кен, их дом и прочая кукольная утварь, но ребенок играет роль пустого места. Невозможность соответствовать параметрам Барби, влечет за собой множество комплексов и разочарований.

Проведенные психологические исследования в детских садах показали, что на вопрос «Во что ты любишь играть?» 5% детей 4-6 лет вообще не могли назвать ни одну игру, 4 % назвали компьютерные игры, четверть детей вместо игры называли игрушки (машинки, трансформеры, куклы Барби), которыми они просто манипулировали,и большинство детей называли какие-то подвижные игры типа салок и пряток, но правила игры (самое главное, ее смысловой стержень) сформулировать смогли лишь некоторые. Из игры уходит ее правилосообразность и соотносимость с образом идеального взрослого.

В противовес рассмотрим народные игрушки дымковские или богородские резные игрушки. Взгляните на них: они вызывают в русском человеке «взрыв радости и оптимизма». Это – жизнеутверждающие игрушки. В этих игрушках проявляется радование человекам своему бытию.

Народная игрушка не просто радует, забавляет и эстетически развивает, она дает простор творческой игре, которая ориентирует в окружающей жизни и учит ребенка труду и технике. Игрушка содержит в себе художественную культуру народного творчества, развивает самобытные черты эстетики своего народа, эстетику, прививает ребенку художественный вкус. Русская народная игрушка полна традициями национального русского искусства: упрощенность и четкая ритмичность формы, декоративность росписи, орнаментальность.

Е.А.Флерина отмечала, что никакой другой вид творчества так активно и глубоко не воспитывает в ребенке национальных черт эстетического чувства, как народная игрушка, которую ребенок любит, с которой он активно и творчески действует. Техника народной игрушки всегда простая, доступная детскому восприятию и часто очень остроумная, построена на простейших законах техники и механики. Не перегружает психические процессы утомительной яркостью навязчивостью, потоком информации.

Современный ребенок живет в мире, на первый взгляд, гораздо более ярком и разнообразном, чем его сверстник 200, 100 и даже 30-40 лет назад. Давайте оглянемся: яркие обложки книг, журналов и учебников в школе, цветные рекламные щиты на улице, а дома - фломастеры и карандаши, разноцветная одежда и конечно, пестрота игрушек, порой самых невообразимых цветов, форм, назначений. Не говоря об экране телевизора, о мониторе компьютера - с их буйством красок, неестественностью ракурсов и графических решений, мы все и наши дети живем в мире бесконечно вариативном, заполненном до отказа разнообразными и …недолговечными предметами :одноразовая посуда ,белье, упаковка и пр. А игрушки покупаются чемоданами и через месяц выбрасываются. Так конечно, не у всех, но у всех постоянно идет смена красок, форм, мелькание картинок, предметов, лиц. И психика ребенка не справляется, деформируется, восприятие цвета и звука, запаха и прикосновения, деформируется, и представления о добре и зле.

Подводя итог, хочется отметить, что глобальные изменения, происходящие в цивилизованном обществе, влияют не только на совершенствование технологического оснащения игрушки, но и на степень идентификации с ней, но само психологическое пространство, в котором ребенок взаимодействует с игрушкой. В связи с этим вполне актуальной и востребованной выглядит необходимость внимательно и осторожно относиться к тому, какие игрушки попадают в руки современных детей, какой психологической, культурный смысл они несут детской психике.

Список использованной литературы

  1. Абраменкова В.В. Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба?: Современный ребенок в «игровой цивилизации». - М.: Данилов Благовестник, 1999.
  2.  Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. - 1966, №6.
  3.  Мухина В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии. - 1988, № 2.
  4.  Нестерова С.Б. Влияние гендерной игрушки на эмоциональное развитие ребенка в дошкольном возрасте. Дипломная работа. - Новосибирск НГПУ ФП-2004.
  5.  Юнг К.Г. Человек и его символы. - М.: Серебряные нити, 1998.