Введение
Детская одаренность занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы и представляет собой значительное по сравнению с возрастными нормами опережение в умственном развитии, либо исключительное развитие специальных способностей (музыкальных, художественных и др.). Одаренность может быть выявлена и изучена только в процессе обучения и воспитания ребенка.
Проблемы диагностики и развития детской одаренности на протяжении многих столетий волнуют педагогов и психологов, таких как Б.М.Теплов, Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко, Н.Е.Веракса, Н.С.Денисенкова и др.
В данной статье мы рассмотрим особенности воспитания одаренных дошкольников, выявленные в результате исследований кандидата психологических наук, доцента кафедры психологии развития факультета социальной психологии МГППУ Денисенковой Н.С. В данном исследовании приняли участие 39 одаренных детей, посещающих дошкольные учреждения г. Москвы, а также их родители. Результаты работы нашли свое отражение в статье «Секреты воспитания одаренных детей».
Особенности воспитания одаренных детей дошкольного возраста
Одним из наиболее важных факторов, влияющих на интеллектуальное и личностное развитие ребенка, является семья. Многие современные исследователи пытаются понять, чем отличаются родители одаренных детей, какие стили воспитания и установки свойственны данным семьям.
Существует несколько аспектов при изучении родителей одаренных дошкольников:
- интеллектуальные и личностные особенности родителей;
- структура и эмоциональный климат семьи;
- стиль детско-родительских отношений;
- отношение родителей к детской одаренности.
Проведенные Н.С.Денисенковой исследования показали, что все отцы и 95% матерей одаренных дошкольников имеют высшее образование, уровень дохода большинства семей – выше среднего. Родители талантливых детей показали высокий уровень интеллектуального развития, в детстве они также проявляли неординарные способности. В личном плане родителей характеризует активная жизненная позиция и положительное отношение к ней.
Значительное большинство одаренных дошкольников воспитывается в полных семьях. В 70% случаев в состав семьи входят и другие родственники: бабушки, дедушки, тети, дяди. Только у 15% обследуемых детей есть младшие или старшие братья (сестры). Возможно, причина этого заключается в том, родители рано распознают выдающиеся способности детей и считают долгом посвятить себя их воспитанию. Так, исследования Р.Б.Зайонца показали, что интеллектуальная одаренность зависит от количества детей в семье: чем больше братьев и сестер, тем меньше средний коэффициент их интеллектуальности. Однако доказано, что развитие творческих способностей детей не связано с данным фактором. Для развития воображения важно, чтобы у ребенка были брат или сестра с незначительной разницей в возрасте.
Многие ученые отмечают большое влияние, оказываемое на детей родителями противоположного пола. Исследования Дж.Фримен, Дж.Флеминг, С. Такакс свидетельствуют о том, что добившимся успехов одаренным людям свойственна андрогиния, т.е. сочетание мужских и женских черт характера и поведения. Такая многоплановость и гибкость дает им возможность осваивать различные сферы деятельности. Выявлено, что дети в своих рисунках отражают близость к родителям противоположного пола, т.к. доказано, что они уделяют одаренному ребенку больше внимания, чем родители того же пола. Мамы посвящают больше времени сыновьям, а отцы – дочерям.
Одаренному ребенку очень нужна ласка, понимание, уважение и любовь. Согласно наблюдениям, большинство одаренных дошкольников (80%) воспитываются в благополучных семьях, в которых присутствует положительный эмоциональный климат, принятие ребенка, забота о членах семьи.
Взаимоотношения между детьми и родителями подразделяются на следующие стили: демократический, авторитарный и попустительский. Однозначных данных о том, какой стиль присущ родителям одаренных детей, нет. Однако выявлено, что стиль, основанный на жестком контроле, давлении, препятствует развитию одаренной личности. Попустительский стиль воспитания также отрицательно сказывается на развитии одаренности, т.к. постоянное предоставление возможности выбора приводит к невротизации дошкольника. Данное положение особенно актуально для одаренных детей, имеющих лабильную нервную систему и чрезмерную чувствительность к социальным нормам поведения.
Также доказано, что стиль детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих интеллектуально одаренных детей, отличается от стиля воспитания в семьях, развивающих ребенка с творческими способностями.
Уже в раннем детстве между родителями и детьми устанавливаются тесные взаимоотношения. Особое внимание родители обращают на познавательную успешность своего ребенка.
Взаимоотношения в семьях, воспитывающих ребенка, преуспевающего в вербальных дисциплинах, отличается от воспитания в семьях детей, имеющих математические способности.
У ребенка, склонного к вербальным наукам, складывается крепкая эмоциональная связь с родителями, уделяющими большое внимание его умственному развитию, покупая познавательные игрушки, много общаясь с ним. Далее, в школьном возрасте, такие родители усиливают контроль за ребенком, строго контролируя его успеваемость.
У детей с математическими способностями хорошо развиты пространственные представления, интерес к оперированию числами. Они сосредотачиваются на задачах и доводят их до конца.
Родители, воспитывающие детей с творческими способностями, избегают чрезмерного давления и опеки, поощряя у них уверенность в себе. Однако в таких семьях часто наблюдается своеобразная эмоциональная дистанция, холодность, которые может привести к разладу между родителями, хотя это и не приведет к пренебрежению ребенком.
В дошкольном возрасте еще рано говорить о разделении детей на «интеллектуалов» и «творческих», т.к. данные особенности ярко проявятся в школьном возрасте.
Исследователями выделено несколько типов отношения родителей к детской одаренности: положительное, игнорирующее и отрицательное.
Положительное отношение родителей отличается любовью и заботой о ребенка вне зависимости от его способностей, хотя одаренность они принимают с радостью. Такое отношение является самым плодотворным для развития как одаренности, так и личности ребенка в целом. Оно дает ему чувство защищенности, значимости для близких людей, подготавливает почву для реализации возможностей. Детская одаренность воспринимается родителями как благо, «возможность быть успешным». Несмотря на занятость на работе, мамы и папы, а также бабушки и дедушки, считают необходимым способствовать опережающему развитию своих детей. Они организуют с ними посещение музеев, выставок, отдых на природе, занятия спортом, а также уделяют немало времени подбору развивающих игрушек и книг. К проблеме переутомления данная категория родителей относится серьезно и может отказаться от дополнительных занятий. В вопросе образования ребенка они также занимают активную позицию: тщательно выбирают детский сад, школу, предпочитая те, в которых используются развивающие программы, посещают родительские собрания, открытые занятия, активно участвуют в жизни ДОУ.
Большинство родителей (85%) положительно относятся к проявлениям детской одаренности и считают, что таланты необходимо развивать и поддерживать. Но мотивы такого отношения могут быть различными.
Одним из вариантов положительного отношения к одаренности можно назвать гиперсоциализацию, для которой характерно рассматривание проявлений способностей как возможности для самоутверждения и реализации родителями своих потенциальных возможностей. Для таких семей важно, чтобы ребенок демонстрировал свои достижения, а другие стороны его развития, увлечения, физическое и эмоциональное состояние родителей не интересует. Чрезмерные нагрузки приводят к быстрой утомляемости детей, снижению их успешности. Ребенок начинает чувствовать себя неудачником в глазах родителей, появляется тревожность, мнительность. Родители при этом испытывают недовольство, все более усугубляя сложившуюся ситуацию.
Так, английский ученый Дж.Фримен заметил, что чрезмерные родительские амбиции сопровождаются проявлением агрессивности у детей. Вырастая, они по-прежнему, испытывают чувство неудовлетворенности, неадекватно воспринимают себя. Случаи гиперсоциализации встречаются достаточно редко.
Исследования зарубежных психологов и педагогов указывают на то, что у одаренных младших школьников самооценка ниже, чем у сверстников. Так же можно сказать и про дошкольников.
Главной причиной этого является поведение родителей. Несмотря на то, что большинство родителей любят и принимают своего одаренного ребенка, практически все они очень многого от него ждут. Поэтому ребенок постоянно испытывает желание сделать приятное взрослым и заслужить их одобрение. Ребенок запоминает все события, вызвавшие улыбку и одобрение родителей. Гордость родителей за одаренного ребенка при отсутствии внимания к другим сторонам его личности, приводит к неблагоприятным последствиям. Чаще всего встречаются такие проблемы, как:
- перфекционизм (желание доводить все до совершенства),
- информационная перегруженность,
- чрезмерная соревновательность.
Сами по себе перечисленные качества не являются отрицательными, но при сочетании с другими личностными особенностями одаренных дошкольников, могут привести к достаточно серьезным проблемам, таким как заниженная самооценка, тревожность, постоянное напряжение и стресс. Обычно, перфекционизм не свойственен детям дошкольного возраста, но у одаренных детей он может проявляться.
Другим источником возникновения перфекционизма могут стать «семейные мифы», например миф об уникальности семьи. Во многих семьях существует множество рассказов об уникальных способностях ее членов. Ребенку внушают, что он является продолжателем семейной традиции, однако тяжесть ответственности перед родителями непосильна для одаренного ребенка.
Еще одним нежелательным последствием родительских ожиданий является чрезмерная соревновательность. От природы одаренные дети – прирожденные лидеры, поэтому им тяжело пережить успехи других детей. Родители так много уделяют внимания победам своего ребенка, что сильно расстраиваются при малейших неудачам. Они не учитывают того, что ребенок чутко прислушивается к их мнению и пытается любой ценой всех обогнать. Он не понимает, что неудачи неизбежны, и остро реагирует на них, в результате чего возникает внутренний, и даже внешний конфликт.
Также одаренные дети задают взрослым много вопросов и родители отвечают на них подробно, забывая, что перед ними находится ребенок. Дети внимательно слушают, пытаются вникнуть в данный вопрос, но большую часть не понимают, вследствие чего начинают считать себя глупыми. Если такая ситуация проявляется часто, у одаренного ребенка может появиться чувство собственной беспомощности. В этом и заключается такая проблема детского развития, как информационная перегруженность.
Многие американские родители не хотят видеть исключительность своего ребенка и даже отрицательно к ней относятся. Они предпочитают, чтобы их ребенок был «как все». Причины этого заключаются в «антиинтеллектуализме» общества, недоверия к «умникам». Также родители опасаются, что у одаренного ребенка неудачно сложится его жизнь, и окружающие будут настороженно к нему относиться.
Другие родители игнорируют раннее проявление одаренности у своего ребенка, избегают обсуждения его способностей. Данное обстоятельство крайне нежелательно сказывается на развитии одаренного дошкольника. В результате отвергнутые дети приходят к выводу, что важнее всего не выделяться, и начинают скрывать свои способности, что также негативно влияет на их интеллектуальное и личностное развитие.
Подавление интеллектуальных потребностей одаренного ребенка может привести к значительным нарушениям в эмоциональной сфере, неврозам и психозам. Неврозы способствуют депрессивному состоянию ребенка, когда он не в состоянии понять причины неприятия его окружающими людьми. У такого ребенка блокируется творческая энергия, мышление оказывается парализованным и он замыкается в своем воображаемом мире. Данная форма дезадаптации редка, но все же встречается, особенно у подростков.
В России случаи отрицательного отношения к одаренности исследователями не выявлены. Возможно, это связано с культурными особенности нашей страны, где талант и интеллектуальные способности относятся к положительным качествам. В 15% случаев встречается нейтральное отношение к одаренным дошкольникам, при котором дети остро реагируют на него, проявляя агрессию.
Бывает и другая реакция одаренного ребенка – уход в себя. Такие формы реагирования характерны для семей, в которых игнорирование детских способностей сочетается с проблемными ситуациями между родителями. В воображаемой ситуации дети не просто пытаются найти пути разрешения конфликтов, но и выстраивают целые миры, в которых они «существовали» в ущерб действительности. Дети настолько глубоко переживают семейные конфликты, размолвки, что всячески пытаются их избежать. В результате одаренность проявляется все меньше и меньше и сходит на «нет». Однако, данные случаи встречаются достаточно редко.
Заключение
Таким образом, анализируя статью Денисенковой Н.С. «Секреты воспитания одаренных детей» можно сделать вывод, что семья оказывает огромное влияние на интеллектуальное и личностное развитие дошкольника. Большинство родителей одаренных дошкольников принимают и любят их, но очень много от них ждут, загружая дополнительными занятиями. Этого делать нельзя. В результате сильного переутомления у них снижается самооценка, возникает чувство тревожности, постоянное напряжение и стресс. В связи с этим, педагогам и психологам, работающим с одаренными дошкольниками, необходимо уделять большое внимание семье. Важно показать родителям, что их ребенок уникален и требует признания своего таланта. Но при этом, он так и остается дошкольником: его развитие соответствует возрасту, он учится общаться со сверстниками, контролировать свои эмоции и понимать других людей. Поэтому крайне важна просветительская работа с родителями одаренных детей дошкольного возраста (беседы, консультации, тренинги, деловые игры и т.д.) помогающая им увидеть реальный мир ребенка, развить его таланты и личность в целом.
Список использованой литературы
- Денисенкова Н.С. Секреты воспитания одаренных детей // Современное дошкольное образование. Теория и практика. – 2008. - №4. - С. 14-24.