Пояснительная записка
- Что такое мир? – спросила я своих учеников.
Вот какие ответы дали ребята:
- Мир – это Земля, на которой мы живём, малая и большая Родина, Отечество.
- Мир – это желание всех здравомыслящих людей жить без войны.
- «Идите с миром», так говорят об особом состоянии души.
- Подведём итог: мир – целая гамма ощущений, светлых, несущих добро, дарующих силу и уверенность.
Доктор педагогических наук, профессор МПГУ им. В.И.Ленина, Надежда Егоровна Щуркова считает, что есть три глагола определяющие отношения человека и мира: освоить, усвоить, присвоить мир – сделать его своим, знать его, уметь жить в нём.
Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основное предназначение программы «Сотворим себе мир» – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности и общества.
В основу программы положены нормативно-правовые документы:
- Закон РФ «Об образовании»
- Конвенция ООН о правах ребенка
- Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»
- ФГОС общего образования
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
- Устав МКОУ Тюменской ООШ
Участники программы «Сотворим себе мир» - учащиеся с 1-6 классы.
Разновозрастные группы позволят ученику освоить роли «младшего» и «старшего», «ученика» и «наставника», «помощника» и «исполнителя», «ведущего» и «ведомого» т.е., приобрести опыт социального поведения.
Цель программы: создать благоприятные условия по воспитанию и развитию гармоничной личности членов детского клуба «Мы», приобщению их к духовным, нравственным и культурным ценностям.
Задачи:
- Формирование мотивации учащихся к изучению предметов школьного курса, расширять свой кругозор и интеллектуальный уровень.
- Обогащать обучающихся знаниями о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности.
- Познакомить школьников с фитодизайном, совершенствовать навыки работы с природными материалами.
- Развивать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел.
- Обучение членов клуба совместной деятельности в решении различных вопросов и развитие умений коллективного творчества.
Для реализации поставленных задач будут использоваться идеи педагогики сотрудничества таких как: установление партнерских отношений педагога с учениками и учеников друг с другом, сотрудничество с родителями, учение без принуждения, свободный выбор деятельности, личностный подход, коллективная творческая деятельность, взаимообучение.
Механизм реализации программы
Программа «Сотворим себе мир» рассчитана на 9 часов в неделю и строится на блоках разных видов деятельности. В блок входят 3 направления и 4 вида деятельности, которые меняют друг друга 1 раз в месяц, но работают по одной тематике.
Направление деятельности |
Вид |
Кол-во |
Методы и формы |
Научно-познавательное |
Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг» |
|
Словесные:
Наглядные:
Практические:
|
Художественно-эстетическое |
Флористика «Цветочные фантазии» |
2ч/н |
|
Театр миниатюр «Ералаш» |
2ч/н |
||
Духовно-нравственное |
Подготовка и проведение классных часов |
2ч/н |
|
Итоговое занятие |
Рефлексия |
1 ч/н |
Результаты освоения программы
1. Личностные универсальные учебные действия:
- формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.
2. Регулятивные универсальные учебные действия:
- способность справляться с жизненными задачами;
- планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты;
- контролировать своё время и управлять им;
- решать задачи;
- принимать решения.
3. Познавательные универсальные учебные действия:
- умение самостоятельно осуществлять поиск информации;
- использование знаково-символических средств;
- приобретение практических навыков различного вида мастерства.
4. Коммуникативные универсальные учебные действия:
- умение устанавливать рабочие отношения, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов;
- умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.
5. Предметные результаты:
- овладение проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
- осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам;
- формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
Содержание программы
Время |
Вид деятельности |
Содержание деятельности |
Блок №1. Тема: «Осенняя пора - очей очарованье…» |
||
сентябрь |
«Я – гражданин России» |
«Русская осень». Знакомство с творчеством русских поэтов, художников и композиторов об осени. |
Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг» |
«Осенние загадки». Вопрос – основа игры. |
|
Театр миниатюр «Ералаш» |
Сценки «Поход», «Осенний синдром». Обучение детей ориентировке в пространстве, равномерно размещаться на площадке; развивать зрительное, слуховое внимание, память, образное мышление. |
|
Флористика «Цветочные фантазии» |
«Время урожая» . Сбор и обработка природных материалов; ознакомление с техникой безопасности при работе с инструментами и природными материалами. Составление простых букетов из живого материала. |
|
Блок №2. Тема: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» |
||
октябрь |
«Я – гражданин России» |
Репортаж «Я – лицеист!» Беседы – интервью с лицеистами, учителями; размещение репортажа в «Лицейском вестнике». |
Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг» |
«По планетам знаний». Эрудиция - ключ к успеху. Как работать со справочным материалом. |
|
Театр миниатюр «Ералаш» |
«Дружеские советы», посвящение первоклассников в лицеисты. Нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделение их голосом. Проведение литературно-музыкальной композиции. |
|
Флористика «Цветочные фантазии» |
Флористическая открытка «С Днём Учителя!» |
|
Блок №3. Тема: Мы живём в России |
||
ноябрь |
«Я – гражданин России» |
«От Москвы и до окраин». Важные этапы 300-летней истории города Бердска. |
Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг» |
Путешествие по России. Архитектурные и природные чудеса России. Как выстроить логическую цепочку командой. Создание банка вопросов по теме; проведение игры. |
|
Театр миниатюр «Ералаш» |
Русские народные сказки. Театр-экспромт. Развитие умения представлять характер героев произведений, обыгрывать содержание миниатюр. |
|
Флористика «Цветочные фантазии» |
«Берёза – символ России». Панно из сухоцветов на коре, спиле берёзы ко Дню матери. |
|
Блок №4. Тема: «Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам…» |
||
декабрь |
«Я – гражданин России» |
Православные зимние праздники. Рождество Христово. Крещение. Знакомство с особенностями православных праздников. |
Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг» |
О праздновании Нового года в разных странах. Отработка взаимодействия в командах. Проведение игры. |
|
Театр миниатюр «Ералаш» |
Сценки «Мы не верим в Деда Мороза», «Во бору зима гуляла». Умение работать в коллективе и согласование своих действий с другими. |
|
Флористика «Цветочные фантазии» |
Рождественский венок. Соответствие природного материала цветовой гамме и определенной тематике. |
|
Блок №5. Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны» |
||
январь |
«Я – гражданин России» |
Доблестный труд – какой он? Герои труда г.Бердска. Награды и поощрения за труд. |
Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг» |
Древние ремёсла. Декоративно-прикладное творчество России. Выработка делового психологического климата в команде. Проведение игры. |
|
Театр миниатюр «Ералаш» |
Спектакль-игра «Мы в профессии играем». Особенности профессий пожарного, балерины, полицейского, врача, парикмахера, программиста, крестьянина. Отработка выразительного чтения и включение в общую игру. |
|
Флористика «Цветочные фантазии» |
Мастер-класс флориста «Икебана». Определение. Ассиметричный букет. Разнообразие стилей. |
|
Блок №6. Тема: «Честь имею» |
||
февраль |
«Я – гражданин России» |
Классный час «Служу Отечеству!» Наши выпускники – воины – герои. |
Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг» |
Игра по книге Л.Кассиля «Главное войско». Знакомство с произведением. Наиболее часто встречающиеся приёмы зашифровки информации. Создание банка вопросов. Проведение игры. |
|
Театр миниатюр «Ералаш» |
Сценка «Тимур и К», пантомима «Рыцарский турнир». Использование мимики и жестов для передачи характера своего героя и его эмоционального состояния. Развитие навыков действий с воображаемыми предметами. |
|
Флористика «Цветочные фантазии» |
Брелок для папы. Конструирование из природного материала. |
|
Блок №7. Тема: «Уж тает снег, бегут ручьи, / В окно повеяло весною…» |
||
март |
«Я – гражданин России» |
Масленица. Знакомство с историей праздника и его обычаями. Участие в городской масленице. |
Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг» |
«Кто в лесу живёт, что в лесу растёт». Международный день Земли. Личный рейтинг в игре. Проведение игры. |
|
Театр миниатюр «Ералаш» |
«Самая красивая, добрая и милая». Упражнения в четком произношении слов, отработка дикции. |
|
Флористика «Цветочные фантазии» |
Букет для мамы. Первоцветы. Язык цветов. Цветы – лучшие посредники в общении между людьми. Символика цветов. |
|
Блок №8 Тема: «Слава нашей книге детской!...» |
||
апрель |
«Я – гражданин России» |
Вклад г. Новосибирска в освоение космоса. Изготовление книжки-раскладушки для учащихся 1кл. |
Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг» |
«Ларец мудрости». Пословицы и поговорки, «крылатые» выражения. Создание банка вопросов. Проведение игры. |
|
Театр миниатюр «Ералаш» |
А.Л.Барто – юбиляр года. Инсценирование стихотворений поэтессы «У папы экзамен», «Шефы», «Квартет». Умение представлять характер героев произведений, обыгрывать содержание миниатюр. |
|
Флористика «Цветочные фантазии» |
Роза Маленького принца. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Знакомство со свойствами гофрированной бумаги, со способами изготовления из неё розы. |
|
Блок №9. Тема: «Семь Я» |
||
май |
«Я – гражданин России» |
«Пусть в вашем доме будет мир». Россия – многонациональная семья. Знакомство с особенностями жизни, культуры народов России. Вклад народов России в борьбу с фашизмом. |
Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг» |
Семейная игра «Альфа + Вита». День славянской письменности и культуры. Проведение игры. Рейтинг команд. Награждение. |
|
Театр миниатюр «Ералаш» |
Сценка «Гости». Культура поведения в гостях. Умение работать в коллективе и согласование своих действий с другими. |
|
Флористика «Цветочные фантазии» |
Цветочный декор в доме. Составление композиции с использованием декоративных материалов. |