Рабочая программа "Сотворим себе мир" детского клуба "Мы"

Разделы: Внеклассная работа

Классы: 1, 2, 3, 4, 5

Ключевые слова: программа, детский клуб


Пояснительная записка

- Что такое мир? – спросила я своих учеников.

Вот какие ответы дали ребята:

- Мир – это Земля, на которой мы живём, малая и большая Родина, Отечество.

- Мир – это желание всех здравомыслящих людей жить без войны.

- «Идите с миром», так говорят об особом состоянии души.

- Подведём итог: мир – целая гамма ощущений, светлых, несущих добро, дарующих силу и уверенность.

Доктор педагогических наук, профессор МПГУ им. В.И.Ленина, Надежда Егоровна Щуркова считает, что есть три глагола определяющие отношения человека и мира: освоить, усвоить, присвоить мир – сделать его своим, знать его, уметь жить в нём.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увлечений, своего «я». На занятиях внеурочной деятельностью ребёнок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность. Внеурочная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Основное предназначение программы «Сотворим себе мир» – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ в интересах личности и общества.

В основу программы положены нормативно-правовые документы:

  • Закон РФ «Об образовании»
  • Конвенция ООН о правах ребенка
  • Семейный кодекс РФ. Раздел 4 «Права и обязанности родителей и детей»
  • ФГОС общего образования
  • Концепция духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников
  • Устав МКОУ Тюменской ООШ

Участники программы «Сотворим себе мир» - учащиеся с 1-6 классы.
Разновозрастные группы позволят ученику освоить роли «младшего» и «старшего», «ученика» и «наставника», «помощника» и «исполнителя», «ведущего» и «ведомого» т.е., приобрести опыт социального поведения.

Цель программы: создать благоприятные условия по воспитанию и развитию гармоничной личности членов детского клуба «Мы», приобщению их к духовным, нравственным и культурным ценностям.

Задачи:

  • Формирование мотивации учащихся к изучению предметов школьного курса, расширять свой кругозор и интеллектуальный уровень.
  • Обогащать обучающихся знаниями о родной стране, об общечеловеческих проблемах и ценностях, нормах морали и нравственности.
  • Познакомить школьников с фитодизайном, совершенствовать навыки работы с природными материалами.
  • Развивать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел.
  • Обучение членов клуба совместной деятельности в решении различных вопросов и развитие умений коллективного творчества.

Для реализации поставленных задач будут использоваться идеи педагогики сотрудничества таких как: установление партнерских отношений педагога с учениками и учеников друг с другом, сотрудничество с родителями, учение без принуждения, свободный выбор деятельности, личностный подход, коллективная творческая деятельность, взаимообучение.

Механизм реализации программы

Программа «Сотворим себе мир» рассчитана на 9 часов в неделю и строится на блоках разных видов деятельности. В блок входят 3 направления и 4 вида деятельности, которые меняют друг друга 1 раз в месяц, но работают по одной тематике.

Направление
деятельности

Вид
деятельности

Кол-во
часов

Методы и формы
деятельности

Научно-познавательное

Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг»

 
2ч/н

Словесные:

  • дискуссия
  • беседа
  • рассказ

Наглядные:

  • выставки
  • презентация
  • демонстрация образцов
  • иллюстрирование
  • видеорепортаж
  • инсценирование
  • экскурсии
  • анкетирование

Практические:

  • выполнение самостоятельных работ
  • защита проектов
  • командная игра
  • актёрский тренинг
  • конкурсы

Художественно-эстетическое

Флористика «Цветочные фантазии»

2ч/н

Театр миниатюр «Ералаш»

2ч/н

Духовно-нравственное

Подготовка и проведение классных часов
«Я – гражданин России»

2ч/н

Итоговое занятие

Рефлексия

1 ч/н

 Результаты освоения программы

1. Личностные универсальные учебные действия:

  • формирование потребности в самовыражении и самореализации, социальном признании.

2. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • способность справляться с жизненными задачами;
  • планировать цели и пути их достижения и устанавливать приоритеты;
  • контролировать своё время и управлять им;
  • решать задачи;
  • принимать решения.

3. Познавательные универсальные учебные действия:

  • умение самостоятельно осуществлять поиск информации;
  • использование знаково-символических средств;
  • приобретение практических навыков различного вида мастерства.

4. Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • умение устанавливать рабочие отношения, умение организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • умение работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и интересов;
  • умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

5. Предметные результаты:

  • овладение проектной деятельности, решения творческих задач, моделирования, конструирования и эстетического оформления изделий;
  • осознание значимости чтения для личного развития, успешности обучения по всем учебным предметам;
  • формирование первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности;
  • сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.

Содержание программы

Время
проведения

Вид деятельности

Содержание деятельности

Блок №1. Тема: «Осенняя пора - очей очарованье…»

сентябрь

«Я – гражданин России»

«Русская осень». Знакомство с творчеством русских поэтов, художников и композиторов об осени.

Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг»

«Осенние загадки». Вопрос – основа игры.
Создание банка вопросов по теме; ознакомление с правилами проведения дискуссий; проведение игры.

Театр миниатюр «Ералаш»

Сценки «Поход», «Осенний синдром». Обучение детей ориентировке в пространстве, равномерно размещаться на площадке; развивать зрительное, слуховое внимание, память, образное мышление.

Флористика «Цветочные фантазии»

«Время урожая» . Сбор и обработка природных материалов; ознакомление с техникой безопасности при работе с инструментами и природными материалами. Составление простых букетов из живого материала.

Блок №2. Тема: «Друзья мои, прекрасен наш союз!»

октябрь

«Я – гражданин России»

Репортаж «Я – лицеист!» Беседы – интервью с лицеистами, учителями; размещение репортажа в «Лицейском вестнике».

Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг»

«По планетам знаний». Эрудиция - ключ к успеху. Как работать со справочным материалом.
Проведение игры.

Театр миниатюр «Ералаш»

«Дружеские советы», посвящение первоклассников в лицеисты. Нахождение ключевых слов в отдельных фразах и предложениях и выделение их голосом. Проведение литературно-музыкальной композиции.

Флористика «Цветочные фантазии»

Флористическая открытка «С Днём Учителя!»
Композиция. Создание композиции из сухоцветов, плодов, ягод, веточек.

Блок №3. Тема: Мы живём в России

ноябрь

«Я – гражданин России»

«От Москвы и до окраин». Важные этапы 300-летней истории города Бердска.

Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг»

Путешествие по России. Архитектурные и природные чудеса России. Как выстроить логическую цепочку командой. Создание банка вопросов по теме; проведение игры.

Театр миниатюр «Ералаш»

Русские народные сказки. Театр-экспромт. Развитие умения представлять характер героев произведений, обыгрывать содержание миниатюр.

Флористика «Цветочные фантазии»

«Берёза – символ России». Панно из сухоцветов на коре, спиле берёзы ко Дню матери.

Блок №4. Тема: «Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам…»

декабрь

«Я – гражданин России»

Православные зимние праздники. Рождество Христово. Крещение. Знакомство с особенностями православных праздников.

Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг»

О праздновании Нового года в разных странах.

Отработка взаимодействия в командах. Проведение игры.

Театр миниатюр «Ералаш»

Сценки «Мы не верим в Деда Мороза», «Во бору зима гуляла». Умение работать в коллективе и согласование своих действий с другими.

Флористика «Цветочные фантазии»

Рождественский венок. Соответствие природного материала цветовой гамме и определенной тематике.

Блок №5. Тема: «Все профессии нужны, все профессии важны»

январь

«Я – гражданин России»

Доблестный труд – какой он? Герои труда г.Бердска. Награды и поощрения за труд.

Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг»

Древние ремёсла. Декоративно-прикладное творчество России. Выработка делового психологического климата в команде. Проведение игры.

Театр миниатюр «Ералаш»

Спектакль-игра «Мы в профессии играем». Особенности профессий пожарного, балерины, полицейского, врача, парикмахера, программиста, крестьянина. Отработка выразительного чтения и включение в общую игру.

Флористика «Цветочные фантазии»

Мастер-класс флориста «Икебана». Определение. Ассиметричный букет. Разнообразие стилей.

Блок №6. Тема: «Честь имею»

февраль

«Я – гражданин России»

Классный час «Служу Отечеству!» Наши выпускники – воины – герои.

Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг»

Игра по книге Л.Кассиля «Главное войско».

Знакомство с произведением. Наиболее часто встречающиеся приёмы зашифровки информации. Создание банка вопросов. Проведение игры.

Театр миниатюр «Ералаш»

Сценка «Тимур и К», пантомима «Рыцарский турнир». Использование мимики и жестов для передачи характера своего героя и его эмоционального состояния. Развитие навыков действий с воображаемыми предметами.

Флористика «Цветочные фантазии»

Брелок для папы. Конструирование из природного материала.

Блок №7. Тема: «Уж тает снег, бегут ручьи, / В окно повеяло весною…»

март

«Я – гражданин России»

Масленица. Знакомство с историей праздника и его обычаями. Участие в городской масленице.

Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг»

«Кто в лесу живёт, что в лесу растёт». Международный день Земли. Личный рейтинг в игре. Проведение игры.

Театр миниатюр «Ералаш»

«Самая красивая, добрая и милая». Упражнения в четком произношении слов, отработка дикции.
Проведение литературно-музыкальной композиции.

Флористика «Цветочные фантазии»

Букет для мамы. Первоцветы. Язык цветов. Цветы – лучшие посредники в общении между людьми. Символика цветов.

Блок №8 Тема: «Слава нашей книге детской!...»

апрель

«Я – гражданин России»

Вклад г. Новосибирска в освоение космоса. Изготовление книжки-раскладушки для учащихся 1кл.

Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг»

«Ларец мудрости». Пословицы и поговорки, «крылатые» выражения. Создание банка вопросов. Проведение игры.

Театр миниатюр «Ералаш»

А.Л.Барто – юбиляр года. Инсценирование стихотворений поэтессы «У папы экзамен», «Шефы», «Квартет». Умение представлять характер героев произведений, обыгрывать содержание миниатюр.

Флористика «Цветочные фантазии»

Роза Маленького принца. Сент-Экзюпери «Маленький принц». Знакомство со свойствами гофрированной бумаги, со способами изготовления из неё розы.

Блок №9. Тема: «Семь Я»

май

«Я – гражданин России»

«Пусть в вашем доме будет мир». Россия – многонациональная семья. Знакомство с особенностями жизни, культуры народов России. Вклад народов России в борьбу с фашизмом.

Интеллектуальный клуб «Брейн-ринг»

Семейная игра «Альфа + Вита». День славянской письменности и культуры. Проведение игры. Рейтинг команд. Награждение.

Театр миниатюр «Ералаш»

Сценка «Гости». Культура поведения в гостях. Умение работать в коллективе и согласование своих действий с другими.

Флористика «Цветочные фантазии»

Цветочный декор в доме. Составление композиции с использованием декоративных материалов.