Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе мною используется широкий спектр современных образовательных и цифровых технологий, которые дают возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время. Данные образовательные технологии ориентированы на индивидуализацию, дистанционность и вариативность образовательного процесса, академическую мобильность обучаемых, независимо от возраста и уровня образования.
Внедрение ниже перечисленных технологий позволяет мне:
- отработать глубину и прочность знаний, закрепить умения и навыки в различных областях деятельности;
- развивать технологическое мышление, умения самостоятельно планировать свою учебную, самообразовательную деятельность;
Технология мастерских
Предлагается такая организация процесса обучения, при которой учитель вводит своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец. Знания не даются, а выстраиваются самим учеником в паре или группе с опорой на свой личный опыт, учитель лишь предоставляет ему необходимый материал в виде заданий для размышления.
Технология "Дебаты"
Эффективное средство обучения школьников умению ясно и логично формулировать свою позицию, находить убедительные факты и доводы в свою поддержку, а также развивает уверенность в способности повлиять на общественное мнение или изменить сложившуюся ситуацию.
Игровые технологии: ролевые, деловые и другие виды обучающих игр
Развитие общеучебных умений и навыков, необходимых в практической деятельности.
Система инновационной оценки «портфолио»
Формирование персонифицированного учета достижений ученика как инструмента педагогической поддержки социального самоопределения, определения траектории индивидуального развития личности.
Современные образовательные технологии на уроках в школе бывают разные. Очень важными и необходимыми в наше время стали здоровьесберегающие технологии.
Благодаря исследователям, изучавшим психофизиологический аспект воздействия музыки, можно считать установленными следующие факты:
- музыка оказывает заметное воздействие на минутный объем крови, частоту пульса, кровяное давление, уровень сахара в крови;
- повышает и понижает мышечный тонус;
- стимулирует появление эмоций;
- улучшает вербальные и арифметические способности;
- стимулирует процессы восприятия и памяти;
- активизирует творческое мышление.
Одна из основных задач уроков музыки: снимать нервно-психические перегрузки, восстанавливать положительный эмоционально - энергетический тонус учащихся. Поэтому наряду с основными формами музыкальной работы с детьми на уроках использую логоритмику, ритмотерапию, фольклорную арттерапию и др.
Логоритмическая гимнастика
Логоритмическая гимнастика – это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения после долгого сидения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов. После такого короткого активного отдыха внимание детей повышается, а восприятие учебного материала улучшается.
Ритмотерапия
Танец, мимика и жест являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Движение и танец, помимо того что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.
Фольклорная арттерапия
Русский песенный фольклор – это естественная система арттерапии, включающая в себя излечение звуком, музыкой, движением, драмой, рисунком, цветом и несущая скрытые инструкции по сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Традиционные детские песни развивают у детей не только музыкальный слух и память, но и легкие, дыхание, голосовой аппарат. Характерная для русских танцев релаксация рук, особенно кистей, позволяет производить сбросы накопившихся зажимов. При нетрадиционных формах урока (урок-обряд, урок-концерт, урок-праздник, урок-путешествие) значительную роль играет терапия русским костюмом и его цветовыми сочетаниями, характером узора.
Проектная деятельность
Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения.
Сегодня метод проектов позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, мыслей, активное включение в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении. С помощью проектной методики на уроке можно достичь сразу нескольких целей - побудить ребенка к творчеству, закрепить изученный материал, создать на уроке атмосферу праздника и украсить кабинет красочными работами детей. Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Отличительная черта проектной методики - особая форма организации. Организуя работу над проектом важно соблюсти несколько условий:
1. Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации. Необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому задания с учетом уровня его подготовки.
2. Выполнение проекта связано с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, викторины, презентации и др.).
Применение компьютера и других технических средств на уроке музыки – это не самоцель. Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Цифровые технологии
Использование цифровых технологий на уроках музыки является, по сути, универсальным средством наглядности, которое помогает расширить кругозор учащихся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным. Работая с различными модулями предоставляются широчайшие возможности для успешного совместного творчества учителя и учеников, что, безусловно, положительно влияет на эмоциональную атмосферу в классе, делает творческий процесс увлекательным, эффективным, обеспечивает оптимальное музыкальное развитие учащихся.
Приведен пример использования цифровых технологий на уроках музыки.
Предполагаемый результат - повышение уровня познавательного интереса и качества обучения учащихся посредством использования на уроке информационных модулей, как средство создания ситуации занимательности, повышения интереса к учебной деятельности и качеству образования.
Учебно-методическая разработка по использованию интернет-сервисов/ мобильных приложений/ систем электронного/дистанционного обучения в образовательной деятельности
Информация о цифровой технологии |
|
Названия применяемых в разработке цифровых технологии (выбрать из предложенных: |
http://fcior.edu.ru/card/8555/variacii-rondo-prakticheskoe-zanyatie.html |
Обоснование выбора используемой цифровой технологии |
Модуль предназначен для закрепления знаний по теме «Вариации. Рондо». |
Технология использования учебно-методической разработки |
|
1. Предмет (название предмета, курса, занятия, для которого представлена разработка) |
Искусство. Музыка. |
2. Тема (название темы в рамках изучаемого предмета, курса, занятия) |
Вариации. Рондо. Практическое занятие. |
3. Класс, возраст обучающихся |
5 класс (учащиеся11лет) |
4. Этапы реализации учебно-методической разработки |
- Обобщение ранее изученного материала (позитивная самооценка своих музыкально-творческих способностей). |
5. Планируемые результаты по ФГОС |
Предполагаемый результат - повышение уровня познавательного интереса и качества обучения учащихся посредством использования на уроке информационных модулей как средство создания ситуации занимательности, повышения интереса к учебной деятельности и качеству образования. А также позитивную самооценку, проявление эмоционально-ценностного отношения к искусству, самоуважение. |
6. Форма работы (индивидуальная, групповая, работа в парах и т.д.) |
Индивидуальная, возможна работа в парах. |
7. Технология реализации на уроке выбранной(ых) цифровых технологий |
Для успешного выполнения необходимо иметь представление о богатстве музыкальных образов. Этот материал можно найти в информационном модуле «Вариации. Рондо» выполняются задания в любом порядке. |
7.1. Формулировка заданий |
Задание: Прослушать музыкальные фрагменты. Определить, какие из них написаны в форме рондо. Переместить слово «Рондо» под соответствующим фрагментом. |
7.2. Ссылка на каждое задание/ скриншот задания |
http://fcior.edu.ru/card/8555/variacii-rondo-prakticheskoe-zanyatie.html |
7.3. Примеры выполненных обучающимися заданий (ссылка или скриншот) |
|
7.4. Критерии оценивания выполненного задания |
Оценивается умение выделить основные смысловые музыкальные фрагменты и соотношение их названия. |
Использование мною цифровых технологий позволяет:
- По-новому использовать текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию и её источники.
- Обогащать методические возможности урока, придать ему современный уровень.
- Активизировать творческий потенциал ребенка.
- Воспитать интерес к музыкальной культуре.
- Формировать духовный мир ребенка.
Благодаря современным технологиям, дети погружаются в мир музыкальных образов русской и зарубежной классики, современной музыки, фольклора, собственного творчества, слушают музыку в качественной записи, просматривают фрагменты произведений видеозаписи, имеют доступ к большому блоку информации, связанной с миром искусства: живопись, музыка, литература. Однако внедрение современных образовательных и цифровых технологий не означает, что они полностью заменят традиционную методику преподавания, а будут являться её составной частью. Ведь педагогическая технология – это совокупность методов, методических приемов, форм организации учебной деятельности, основывающихся на теории обучения и обеспечивающих планируемые результаты.
Учителю очень сложно преодолеть сложившиеся годами стереотипы проведения урока. Возникает огромное желание подойти к обучающемуся и исправить ошибки, подсказать готовый ответ. С этой же проблемой сталкиваются и обучающиеся: им непривычно видеть педагога в роли помощника, организатора познавательной деятельности. Современная система образования предоставляет учителю возможность выбрать среди множества инновационных методик «свою», по-новому взглянуть на собственный опыт работы.
Именно сегодня для успешного проведения современного урока необходимо осмыслить по-новому собственную позицию, понять, зачем и для чего необходимы изменения, и, прежде всего, измениться самому.
Главное в работе современного учителя – это приучить ребят к самостоятельной работе, вызвать интерес к своему предмету. Использование современных технологий на уроках музыки делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для учащегося любого возраста и формирует эмоционально положительное отношение к предмету «Музыка».