Основная образовательная область: речевое развитие.
Интегрированная образовательная область: познание.
Интегрированные задачи:
- обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, пересказывать текст, используя мнемотаблицы, упражнять детей в образовании существительных в родительном падеже единственном и множественном числе, упражнять в согласовании существительного с глаголом, с числительным, упражнять в составлении простого распространенного предложения.
- развивающие: развивать навык словообразования,
- воспитательные: прививать любовь к поэтическому слову, воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.
Словарная работа: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок, зимующие птицы, свирестель, клёст, мнемотаблица.
Оборудование: сундучок с заданиями; снежок; снежинки, видеопроектор, ноутбук.
Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.
Ход ООД
Организационный момент
Воспитатель:
Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты - мой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.
Сюрпризный момент
Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила девочку, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у ней была волшебная палочка и сундучок. Этот сундучок она несла для вас долгожданная волшебница зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!
Воспитатель: Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
Давайте вместе!
Дети: Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!
(воспитатель заглядывает в сундучок).
Воспитатель: Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.
1. Беседа о зиме
Воспитатель: Вот сейчас мы с вами поиграем - я буду бросать вам снежок и задавать вопросы, а вы ловите и отвечайте.
Эдик, скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?
Ребенок: Время года зима. (слайд 1)
Воспитатель: А как же называются зимние месяцы?
Ребенок: Декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: Какая у нас зима?
Ребенок: Снежная, холодная, морозная;
Воспитатель: Что бывает зимой?
Ребенок: Метель ветер, река замерзла; (слайд 2)
Воспитатель: Что можно сказать о снеге? Какой он?
Ребенок: Пушистый, мягкий, укрыл всю землю;
Воспитатель: Молодцы, хорошо описали зиму!
Дети садятся на стульчики перед экраном.
2. Слушание рассказа «Гостья зима» и беседа
Воспитатель: Следующий сюрприз достану из сундучка. Разворачиваю сверток, а там рассказ. Я прочитаю вам рассказ «Гостья зима», а вы внимательно его слушайте. Потом я буду вам задавать вопросы по этому рассказу.
«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».
Первичное восприятие рассказанного воспитателем:
Воспитатель: Кто пришел к нам в гости?
Ребенок: Зима!
Воспитатель: Чем зима накрыла землю?
Ребенок: Землю накрыло белым покрывалом.
Воспитатель: Какая погода зимой?
Ребенок: Дует ветер, трещит мороз.
Воспитатель: Какие подарки принесла зима?
Ребенок: Зима принесла снегопады, сугробы, метели.
Воспитатель: Для чего людям нужны эти подарки?
Ребенок: Они нужны, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках.
Воспитатель: В какие зимние игры можно играть зимой?
Ребенок: Можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки.
3. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице
Воспитатель: Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы внимательно слушайте и подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, нам помогут в этом рисунки-подсказки. Слайд 3
Итак, слушаем внимательно и следить за подсказками.
Воспитатель читает рассказ, указывая по элементам мнемотаблицы
Воспитатель: Ребята, кто желает пересказать рассказ?
(Пересказывают 2-3 человека)
Физкультминутка «Зимой»
Импровизация движений.
Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.
4. Отгадывание загадок
Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Слайд 4 Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки». Если вы верно отгадаете загадку на экране появиться ответ.
1.
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
(Рукавички) Слайд 5
2.
Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла?
(Снеговик) Слайд 6
3.
Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
(Снег.) Слайд 7
4.
Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим.
(Лыжи.) Слайд 8
5.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые...
(Снежинки) Слайд 9
6.
Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет.
(Сугроб) Слайд 10
5. Дети садятся перед экраном
Воспитатель: Снова загляну в сундучок и достану из него следующее задание.
Воспитатель: Кто изображен на экране?
Ребенок: Зимние птицы
Воспитатель: Каких зимних птиц вы знаете? Слайд 11
Ребенок: Снегирь, воробей, синица…
Воспитатель: Правильно ребята. Предлагаю вам поиграть в интерактивную игру «Кого не стало?» Слайд 12
Воспитатель: Посмотрите, на экране изображены знакомые вам птицы, я буду показывать на птицу, она будет улетать, а вы ответьте на вопрос, кто улетел?
Ребенок: Улетела одна сорока
Воспитатель: Показываю на следующую сороку, кто улетели?
Ребенок: Улетели две сороки.
Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?
Ребенок: Улетел один дятел.
Воспитатель: Показываю на следующего дятла, кто улетели?
Ребенок: Улетели два дятла.
Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?
Ребенок: Улетела одна ворона.
Воспитатель: Показываю на следующую ворону, кто улетели?
Ребенок: Улетели две вороны.
Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?
Ребенок: Улетел один воробей.
Воспитатель: Показываю на следующего воробья, кто улетели?
Ребенок: Улетели два воробья.
Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?
Ребенок: Улетел один голубь.
Воспитатель: Показываю на следующего голубя, кто улетели?
Ребенок: Улетели два голубя.
Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?
Ребенок: Улетел один снегирь.
Воспитатель: Показываю на следующего снегиря, кто улетели?
Ребенок: Улетели два снегиря.
Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?
Ребенок: Улетела одна синица.
Воспитатель: Показываю на следующую синицу, кто улетели?
Ребенок: Улетели две синицы.
Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас вставайте в круг.
6. Игра «Доскажи словечко»
Воспитатель: Снова загляну в волшебный сундучок и достану следующее задание. А здесь игра «Доскажи словечко», давайте встанем в круг и поиграем. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова,
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………....…снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые………снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается………………снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее………………..снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в………….снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился……………….снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка……………..снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…………снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…..снег!
- Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)
- На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)
7. Итог занятия
Воспитатель:
- Вспомните, ребята, какие задания из волшебного сундучка мы выполняли?
- Какое задание у вас вызвало затруднение?
- Как вы думаете кто сегодня был более активным?
- Чей рассказ о зиме вам понравился больше всего?
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали, старались. А волшебный сундучок мы заберем с собой, нас там ждет сладкий сюрприз.