Педагогический совет «Проектное управление как ведущий тренд в современном образовании»

Разделы: Администрирование школы

Ключевые слова: педагогический совет, проектное управление


Формат: форсайт-сессия.

Стратегические цели и задачи:

  • оценка необходимых изменений в действующей организационной структуре школы;
  •  создание связанного множества изменений, позволяющих педагогическому коллективу перейти в желаемое будущее из текущего состояния функционирования в состояние развития;
  •  формирование плана работ (проектная и программная карта);
  •  формировать проектных команд для создания и реализации проектов.

Материально-техническое обеспечение работы: стена для карты будущего, флипчарт, рабочее место для сборщика, бумага для флипчарта, канцелярия (гамфикс, маркеры, стикеры четырех разных цветов, ручки, диктофон)

Время работы: 3 часа.

Планируемые результаты:

  • форсайт-карта развития школы в период 2020 по 2025 годы;
  • перечень проектных групп с ориентировочным составом перспективных работ (месяц-четверть-год);
  • первичные материалы сессии (карты групп и материалы обсуждения).

Этапы работы

1. Предфорсайт – подготовка:

  • сбор и анализ статистических данных по итогам деятельности образовательной организации за 5 лет, выявление достижений и проблемных зон;
  • анализ нормативно правовых документов развития в системе образования. (мероприятий Национального проекта «Образование», специфики ФГОС НОО, ООО и СОО, Концепций преподавания предметных областей «Искусства», «Обществознания», «Технологии», «Физической культуры», «ОБЖ», «Географии»);
  • анализ общественного мнения (форумы, социальные сети, запросы в поисковых системах), составление списка трендов системы образования.

2. Формирование группы участников определение модераторов групп (руководители ШМО, члены методического совета), задача модераторов внимательно слушать и запоминать общую постановку от ведущего сессии и стараться всегда удерживать в голове образ результата, организовывать работу группы используя методы визуализации, вербализации, презентации и обратной связи. Задание модераторам до сессии-подготовить инфографику по каждому из обсуждаемых нормативных документов.

3. Генерация — собственно форсайт-сессия, которая включает в себя наиболее эффективные инструменты групповой работы, как:

  • мозговой штурм;
  • метод свободных ассоциаций;
  • экспертные панели (работа в группах);
  • научная фантастика (в генерации карточек участники часто опираются на образы из фантастики, обсуждая возможности и условия реализации данных «прогнозов»).

4. Действия (аction) Результатом форсайт-сессии служит набор инициатив (проектов изменений), которые могут быть представлены в виде дорожных карт.

5. Обновление (renewal) Рефлексия как обязательный элемент работы требует анализа, фиксации и публикации методических находок и доработок, полученных в ходе отдельной работы и регулярное обновление карты будущего – ежегодно в начале учебного года или в конце.

Сценарий форсайт-сессии

Участники педагогического совета поделены на пять групп (по принципу деления на школьные методические объединения), модератором группы является руководитель ШМО.

1. Вступление, введение в атмосферу форсайта. (20 минут)

Добрый день коллеги, перед тем как начать, позвольте познакомить вас с тем, что такое форсайт и правилами работы в этом формате.

«Форсайт» — это метод одновременно как прогнозирования, так и проектирования будущего. При этом форсайт — это еще и совместная договоренность людей о будущем, к которому они сами готовятся. [3] Наша задача сегодня договориться о том, что ждет наш коллектив и школу в ближайшие 5 лет, какова наша роль и действия в развитии образовательной организации. Сформулировать такие активности в школе, которые позволят перейти из стадии функционирования в развитие.

Правила взаимодействия:

  • высказываться коротко;
  • высказываться строго по предмету обсуждения;
  • высказываться в тех формулировках, которые задает модератор;
  • обсуждать коротко, достигать согласия по поводу высказанного;
  • все, что является для высказывающегося важным, фиксировать на специальных карточках и размещать на карте будущего;
  • работать с картой (подходить, смотреть на всю картинку, удерживать картинку в голове);
  • выключить мобильные устройства или выходить для переговоров из аудитории.

Основное поле, на котором мы сегодня будем работать располагается на стене перед вами и называется это поле «Карта будущего».

«Карта будущего» – формирование образа будущего, пространство, на котором происходит обсуждение объекта анализа. Состоит из поля для размещения трендов, трех временных горизонтов и места для размещения «черных лебедей» [3]. (Приложение №1)

Карта будущего нашей школы содержит 5 этапов и рассчитана на 5 лет, именно на этот период должна быть разработана программа развития школы. Пространство для работы определено, мы начинаем.

2. Этап «раскачивания» или работа с трендами (60 минут)

Для того, чтобы понять в какую сторону двигаться педагогическому коллективу, школе, необходимо четко представлять, знать и ориентироваться в том, что на сегодняшний дель происходит в системе образования, какие тренды существую. Что такое тренд?

«Тренд» - объективно наблюдаемый и измеряемый процесс постепенного качественного или количественного изменения, развивающегося на протяжении хотя бы  одного горизонта карты времени; динамика тренда (рост или падение), феномен с указанием едини  измерения, границы  тренда (например, рост числа гаджетов у детей 10–14 лет в мире). [3]

Модераторы раздают каждой команде инфографику по национальному проекту «Образование» (Приложение №2) и другие по ФГОС НОО, ООО, СОО, Концепциям преподавания предметных областей (подготовленные модераторами на этапе предфорсайта).

Задание 1: изучить инфографику нормативных документов, сформулировать по 2 тренда, выписать их на флипчарт команды. Представление трендов и коллективный анализ на основе ключевых нормативных положений.

«Формат» — это социальный/институциональный ответ на вызов или возможность, по сути, это воплощение социальных практик. [3]

Модераторы раздают каждой команде перечень трендов современного образования, сформулированные из различных источников СМИ. (Приложение №3)

Задание 2: из предложенных трендов СМИ, выбрать три тренда влияющих на развитие нашей школы и появление возможных форматов, ответов на эти тренды. Выписать их на флипчарт команды.

Вы заполнили карточки «Тренд» - явление, процесс роста или снижения, «Формат» - социальная реакция на это явление в школе, следующий этап - работа с карточкой «Технология», особенность карточки в том, что она находится вне системы субъектных отношений.

«Технология» — это отдельное технологическое решение (например «новая форма обучения») или пакет технологических решений, значимый для развития, открытия или угасания того или иного тренда или формата. [3]

Задание 3: сформулировать технологические решения, которые могут появиться в результате влияния тренда и социальной реакции в образовательной организации. Представление трендов, форматов, технологий каждой группой, и коллективный анализ, определение итогового перечня трендов с которыми пойдет работа на карте будущего школы.

Результат этапа: определение перечня трендов образования, появление новых форматов, влияющих на деятельность организации и в каком, из временных периодов они появятся в конкретной школе. В стартовом году карты (2020-й) размещены 5–8 трендов (включая заранее сгенерированные), на карте обозначено 5–10 перспективных форматов.

3. Этап формулировки угроз (30 минут)

«Угроза» — это последствие развития тренда, а также значимое следствие технологии, формата или другой сущности на карте, которое может негативно повлиять на того или иного субъекта, закрыть для него работу в рассматриваемой области форсайта. [3]

Задание 1: выбрать три тренда из карты будущего, описать угрозы, связанные с каждым из обозначенных на карте будущего школы, способные уничтожить или ослабить образовательную организацию с учетом трендов и форматов, включенных в него. Участники формулируют карточки угроз самостоятельно, голосуют и размещают их, «приклеивая» на карту будущего. Необходимо отметить, что «повисших» угроз на этой карте не должно быть. Модератор должен удерживать планку технологических угроз, не допуская (или допуская в крайнем случае) организационно-управленческие угрозы.

Задание 2: группа готовит доклад (ключевые тренды, форматы, технологии и угрозы). Продолжительность доклада — 5 мин. Доклад делает представитель группы (не модератор). Группа переносит карту из своего рабочего пространства в общий зал и делает доклад, ссылаясь на нее. Представители других групп могут задавать вопросы на уточнение.

Результат: Результатом работы по данному этапу является возможность группы сформулировать, что именно в жизни школы может измениться в период, рассматриваемый на карте будущего.

4. Этап формулировки возможностей (30 минут)

«Возможность» — последствие развития тренда, а также значимое следствие формата или другой сущности на карте, которое может положительно повлиять на школу, коллектив, педагога создать для него значимые выгоды. Возможность, по сути, это воплощение социальных практик. [3]

Задание 1: на каждый из трендов карты будущего сформулировать озможности, которые появляются у школы, педагогического коллектива, отдельного педагога, обучающихся или родителей. Выписать их на флипчарт команды. Представление трендов и коллективный анализ появившихся возможностей.

Результат: возникновение идеи, направлений развития школы.

5. Этап генерация идей и описание проектов изменений (30 минут)

Уважаемые коллеги, если мы посмотрим на карту будущего нашей образовательной организации, которая у нас получилась, то можем четко увидеть на ней реальные проекты, внедрение которых окажет максимальное внимание на приближение желаемого будущего. 

Сегодня мы говорили о разных трендах современного образования, одним из которых является проектное управление. Это тип управления образовательной организацией в режиме развития, при котором посредством планирования, организации, руководства и контроля процессов развития и освоения новшеств наращивается образовательный потенциал, повышается уровень его использования и, как следствие, улучшается качество его работы. [2]

Проектное управление позволяет:

  • повышать конкурентоспособность;
  •  адекватно реагировать на запросы;
  •  привлекать квалифицированные педагогические кадры (профессиональное развитие команды педагогов)

Развитие нашей школы – это коллективная работа по управлению проектами, которые интересны всем субъектам образовательных отношений.

Задание 1: на основании, получившейся карты будущего команде необходимо выбрать один из трендов, из появившихся возможностей исходя из этого тренда и визуализировать в проект или инициативу. Для того, чтобы быстрее сформировать программу работ и дорожную карту, будем использовать ранжирование по трем критериям: самый быстрый — проект или инициатива, которые быстрее всего можно реализовать; самый дешевый — проект или инициатива, реализация которых не требует средств; самый эффективный — проект или инициатива. Разработать схему визуализации проекта или инициативы.

Представление проектов и инициатив проектными командами, определение проектных групп и ответственных.

Результат: перечень инициатив, перечень проектов или прообраз дорожной карты.

Итогом нашей работы над генерацией инициатив и проектов изменений является формирование прообраза дорожной карты, завершить которую предстоит команде модераторов. Собрать все идеи, детализировать материал в готовые проекты и инициативы.

Приложение 4

Рефлексия. (20 минут)

В режиме открытого микрофона ответить на следующие вопросы или дополнения фразы:

  • Самый полезный этап работы сегодня?
  • Самая удачная мысль или идея?
  • Для мне осталось не понятно….
  • Первое что я сделаю завтра в развитии нашего проекта или инициативы …

Проект решение педагогического совета:

  • Администрации школы проанализировать работу педагогического совета, утвердить приказом состав проектных групп и ответственных модераторов. Ответственные – администрация.
  • Руководителям ШМО:
    • организовать заседания методических объединений по детализации проектов и инициатив, оформленных по результатам педагогического совета;
    • представить проекты и инициативы на августовском педагогическом совете для утверждения. Ответственные руководители ШМО.
  • Педагогам школы осуществлять профессиональную деятельность с учетом реализуемых проектов и инициатив школы.

Используемые источники информации

  1. Антипина Г.А. Проектное управление как фактор успешной деятельности ДОУ// Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2015. – № 27. – ART 132041. – URL: http://www.kids.covenok.ru/132041.htm. – Гос. рег. Эл № ФС77-55136. – ISSN: 2307-9282.
  2.  Зимина И.В. Методические рекомендации «Проектное управление как механизм перевода школ в эффективный режим функционирования»– 2018. - Сыктывкар, КРИРО;
  3.  Под редакцией Яцена А., партнера «Конструкторы сообществ практики» (КСП) RAPID FORESIGHT Методология 2017 версия 0.4//Агентство стратегический инициатив;
  4.  Непрокина И.В. Проектирование как тренд современной системы обучения//2018г.
    http://dom-hors.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/spp/2018/4/pedagogics/neprokina.pdf