Единственный путь,
ведущий к знаниям – это деятельность…
Б.Шоу
В современном мире все более значимым становится развивающий потенциал обучения, обеспечивающий существование и развитие системы образования, в условиях быстро меняющейся среды. Современные социальные запросы направлены на общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее умение учиться.
Развитие основ умения учиться (формирование универсальных учебных действий) определено Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) как одна из важнейших задач образования. Универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.
Задача учителя в средней школе - использовать в педагогической деятельности такие методы и приемы работы, которые способны повысить мотивацию ребенка, создать условия для успешной деятельности, формировать умение учиться.
Как известно, УУД - это метапредметные результаты. Но к ним относятся ещё и межпредметные понятия, одно из которых – проектная деятельность учащихся.
Проектная деятельность всё плотнее входит в нашу школьную жизнь. Обучение через применение проектной деятельности предусматривает такое осуществление учебного процесса, при котором на каждом этапе образования одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности. Сегодня актуальны такие качества личности, как владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными навыками, навыками коллективного труда, способность к самообразованию, воспитанность. Если ученик будет обладать указанными качествами, то ему легче будет реализоваться в современном обществе.
Проектная деятельность учащихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создание проекта.
Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Главный результат проектной деятельности — накопление детьми поведенческих, коммуникативных, организационных и других навыков. Ребята учатся проектировать результат, планировать свою деятельность и деятельность группы, рассчитывать необходимые ресурсы, принимать решения и нести за них ответственность, взаимодействовать с другими людьми, отстаивать свою точку зрения, защищать результаты своей деятельности публично.
Очень эффективными на уроках русского языка и литературы, на мой взгляд, являются мини-проекты. При подготовке домашних заданий, либо к школьным мероприятиям ученику предлагается сочинить стихотворение на какую-либо заданную тематику. Большое значение в стихосложении играет рифма. Кроме рифмы, есть и ещё один важный параметр стихотворения - размер. В русском языке их всего пять: ямб, хорей, дактиль, амфибрахий, анапест. От него зависит мелодика произведения, звучание и настроение. Вдохновение тоже является важной составляющей в создании стихов. Чтобы научиться писать интересные и красивые стихи, ученику необходимо быть как можно более красноречивым. Сочинение стихотворений — увлекательнейшее занятие, которое, однако, требует постоянного самосовершенствования и практики. В частности, с 2016 года моя ученица Крадинова Аделина ежегодно участвует на Всероссийском открытом творческом конкурсе «Пушкинские чтения», где всегда занимает призовые места. Как раз мини-проект помогает развивать способность ученика складывать рифму, вкладывать смысл в стихотворение. С каждым новым мини-проектом (стихом) произведение собственного сочинения становится всё ярче, богаче словарный запас. Отрывок стихотворения:
Вместе с Пушкиным
Осталась в доме я одна,
Смотрю в окно - мне страшно очень.
На небе ходит бледная луна,
И я читаю пушкинские строчки:
«Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя.
То как зверь она завоет,
То заплачет, как дитя...»
Сменить картину захотелось мне,
Представив что-то мирное, земное.
Вдруг показалось где-то вдалеке
Такое близкое, очень уж родное.
«Под голубыми небесами,
Великолепными коврами,
Блестя на солнце снег лежит,
Прозрачный лес один чернеет
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит…» …
Ещё один вид проектной деятельности на уроках русского языка и литературы - это создание видеофильма на определённую тематику. Также с 2016 года мы ежегодно участвуем на Всероссийском открытом творческом конкурсе «Пушкин и его эпоха» в номинации «Видеофильм». Это более обширная проектная деятельность, где налицо метапредметная связь с литературой, информационными технологиями, работа с программами на компьютере. Художественное видение ребёнка идёт через объектив видеокамеры, где он уже совмещает звуковое сопровождение (наложение авторского голоса, звука), работа с текстом (эффекты создания и наложения), обработка видео на компьютере (монтаж и созданные на компьютере спецэффекты), работа с рисунками (собственная заставка или титры, стоп-кадры и т.д). Самую первую работу мы выполнили с учеником 6 класса Косторновым Даниилом. Для озвучки авторского голоса принимала участие ученица 5 класса Газымова Карина, которая неоднократно участвовала на конкурсах чтецов стихотворений, а также в «Живой классике». Эта работа заняла первое призовое место. Потом в нашу школу в 9 класс пришёл новый ученик, который увлекался съёмками видеороликов. Он уже на 90% всё делал сам, снимал ролик, на компьютере монтировал видеофильм с озвучкой авторского голоса и спецэффектами. Самое сложное в этой проектной деятельности выбор темы работы. В 2018 году он занял II место на Всероссийском творческом компьютерном конкурсе, а в этом 2019 году – III место.
Выполнение работы: каждый учащийся выбрал, исходя из своих интересов, обосновал свой выбор, исследовал тематику работы с разных сторон и представил свою индивидуальную работу.
Работа такого характера позволяет работать со словарями, различными энциклопедиями и справочными пособиями, с произведениями искусства, художественной литературы, с интернет-ресурсами, программами по созданию видеофильмов. Это учит ребят находить и обрабатывать информацию, способствует формированию коммуникативных, языковых, лингвистических и культуроведческих компетенций.
Проанализировав одну из выполненных работ, можно прийти к выводу о том, что в процессе работы над проектом на разных его этапах у учащегося формировались следующие универсальные учебные действия:
- Личностные УУД - самоопределение; нравственно-этическая ориентация; смыслообразование - мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная), самооценка на основе критериев успешной учебной деятельности, эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.
- Коммуникативные УУД - взаимодействие - формулировать свое мнение и позицию, строить монологическое высказывание, задавать вопросы, вести диалог, слушать собеседника; управление коммуникацией - аргументировать свою позицию и координировать ее с позиции партнеров в сотрудничестве, оказывать сотрудничество и взаимопомощь, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.
- Познавательные УУД – общеучебные - самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении различных задач, ставить, осуществлять смысловое чтение; контролировать и оценивать процесс и результат деятельности, осуществлять рефлексию способов и условий действий, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера; информационные - поиск, выделение, сбор, обработка, анализ информации из разных источников, передача информации, интерпретация информации, применение, представление и оценка информации; логические - анализ, построение рассуждений, обобщение.
- Регулятивные УУД – целеполагание - формулировать учебную задачу; планирование - выбирать действия в соответствии с задачей, составлять план действий, адекватно использовать речь для планирования и регуляции деятельности; прогнозирование - предвидеть возможность получения конкретного результата; осуществление учебных действий; контроль и самоконтроль; коррекция - вносить коррективы в действия, адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей по исправлению ошибок; саморегуляция - концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений, стабилизация эмоционального состояния, активизация сил и энергии, к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Таким образом, проектная деятельность позволяет формировать у учащихся все виды универсальных учебных действий.
В заключение важно подчеркнуть, что использование метода проектов помогает учителю реализовать планируемые результаты ФГОС нового поколения, системно формировать у учащихся УУД, на практике использовать межпредметные связи, выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащихся, тем самым осуществляя личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы в обучении.