Цели урока: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа и Крыма; познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей; развивать мышление учащихся; воспитывать любовь к природе своей страны.
Задачи урока:
- Учить работать с географической картой, атласом.
- Познакомить учащихся с растениями Сочинского дендрария и Никитского ботанического сада.
- Сформулировать правила поведения во время отдыха на море.
Формируемые УУД:
- познавательные – осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное;
- коммуникативные – участвовать в групповой работе, в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- регулятивные – действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
- личностные – поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Оборудование:
- Карта природных зон России;
- Карточки с планом рассказа и растительном и животном мире;
- Фотографии Черноморского побережья Кавказа и Крыма;
- Энциклопедия «Зелёные страницы»;
- Презентация учителя.
Ход урока
I. Организационный момент (1-2 мин)
II. Проверка домашнего задания (12 мин)
А) Пресс-конференция. (7 мин)
- Ребята, какую природную зону мы с вами изучали на прошлом уроке? (Зону пустынь)
- Сейчас мы с вами организуем пресс-конференцию с исследователями пустыни.
- Что такое пресс-конференция? (Собрание представителей прессы, журналистов для разъяснения какого-либо события. Журналисты задают свои вопросы по данной тематике).
- Мне нужны три человека, которые будут участниками экспедиции, исследовавшей зону пустынь. (Вызываю желающих)
- Остальные ребята будут журналистами. В течение 10 сек продумайте свой вопрос по зоне пустынь и задайте его нашим путешественникам. (В это время участники экспедиции делятся на ботаника, зоолога и эколога-географа).
В) Проверочный тест (5 мин)
1. Пустыни занимают:
а) огромную территорию в центральной части России;
б) небольшую территорию по берегам северных морей;
в) небольшую территорию на юго-западе страны.
2. В пустыне:
а) жаркое продолжительное лето;
б) короткое прохладное лето и длинная суровая зима;
в) ярко выделяются все четыре времени года.
3. В пустыне:
а) выпадает большое количество осадков в виде дождя и снега;
б) выпадает малое количество осадков;
в) чаще всего осадков не бывает.
4. Растения пустыни:
а) высокие широколистные;
б) невысокие, с узкими листьями и корнями-луковицами;
в) невысокие, с узкими тонкими листьями и длинными корнями.
5. Животные пустыни:
а) в основном некрупные, низкорослые, имеют защитный жёлтый окрас, быстро передвигаются, чаще ведут ночной образ жизни;
б) крупные, имеют подкожный слой жира и густой длинный мех;
в) в основном низкорослые грызуны и птицы.
6. К растениям пустыни относятся:
а) ковыль, полынь, тюльпан;
б) колосняк, солянка, джузгун;
в) морошка, брусника, черника.
7. К животным пустыни относятся:
а) корсак, сайгак, тушканчик;
б) рысь, лев, тигр;
в) морж, тюлень, медведь.
8. Экологическими проблемами пустыни являются:
а) распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство;
б) неумеренное орошение, выпас скота, браконьерство;
а) неумеренный выпас оленей, загрязнение почв нефтью, разрушение почв тяжёлой техникой, браконьерство.
9. Какое животное называют «корабль пустыни»?
а) сайгак;
б) джейран;
в) верблюд.
Ключи от теста на обратной стороне доски: 1в, 2а, 3в, 4в, 5а, 6б, 7а, 8б, 9в.
III. Самоопределение к деятельности (5 мин)
- Ребята, давайте вспомним природные зоны, которые мы с вами изучили. (Слайд с названиями природных зон арктические пустыни, тундра, тайга, зона лесов, степь, пустыня, субтропики)
- О какой природной зоне мы с вами еще не говорили? (зона субтропиков)
- А теперь закройте глаза и послушайте (аудиозапись «шум моря»)
- Что вы услышали? Что представили?
- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, опираясь на полученную информацию. (Субтропическая зона. Море…)
- Сегодня мы с вами продолжим путешествовать по карте природных зон России и исследуем природу и климат полоски суши, расположенной в субтропической зоне.
- Дайте название этой природной зоне, используя в качестве опоры слова, записанные на доске:
- КАВКАЗ
- ПОБЕРЕЖЬЕ
- ЧЁРНОЕ МОРЕ
(Черноморское побережье Кавказа)
(слайд с темой урока: У моря. Черноморское побережье Кавказа)
- Какая цель урока может быть поставлена? (Изучить расположение субтропической зоны России, дать характеристику растительному и животному миру этой зоны, определить виды людской деятельности и выявить экологические проблемы)
- Что мы будем делать для достижения цели?
- О чём бы вам хотелось узнать по этой теме? Сформулируйте свои вопросы.
(Учитель записывает вопросы на доске)
IV. Открытие нового знания (7 мин)
1. Работа с картой
- Давайте обратимся к нашей помощнице карте. Что она нам расскажет о зоне субтропиков? Откройте свои атласы, посмотрите в условных обозначениях, каким цветом выделена на карте природных зон России зона субтропиков.
- Для начала давайте попробуем дать определение зоне субтропиков. Тропики – это тепловой пояс, расположенный по обе стороны экватора. Приставка суб- в переводе с латинского языка значит «под». Так что же такое субтропики? (Это зона под тропиками)
- Точнее сказать, это зона вблизи тропической зоны. Субтропическая зона расположена южнее нашей страны, а здесь – на Черноморском побережье, - лишь маленький её кусочек.
- Давайте найдем на карте эту зону и попробуем её описать (Эта зона занимает очень маленькую территорию. Она расположена на побережье. С одной стороны - Кавказские горы, с другой – Чёрное море)
- Ближе к северу или к югу расположена эта зона? (ближе к югу)
- Посмотрите на схему на доске. Как вы считаете, расположение какого солнышка относительно поверхности земли более характерно для Черноморского побережья? (Солнышко номер 5, т.к. оно лучше других прогревает поверхность земли, поскольку его лучи падают почти отвесно)
- Давайте попробуем предположить, какие погодные условия могут быть на Черноморском побережье? (Много тепла, влаги и осадков благодаря морю)
- А какая растительность может произрастать в этой зоне? (теплолюбивые растения, с широкими листьями…)
- Давайте рассмотрим такой пример. Вы отдыхаете на пляже. Как вы думаете, когда вода в море теплее, днём или вечером? (Вечером, потому что днем вода нагревается, а вечером отдает свое тепло суше)
- В расположении зоны кроется секрет её удивительного климата и природы. Вода в море долго нагревается и медленно остывает. Солнце за лето нагревает море, а затем, зимой, море отдаёт побережью тёплый воздух. Кавказские и Крымские горы находятся близко, у самого побережья, они являются непреодолимой преградой для холодного северного ветра (слад фото гор и моря) Море посылает на землю большое количество влаги, и она тоже задерживается горами. Солнце здесь стоит также высоко над горизонтом, как и в пустыне. Даже зимой его лучи сильно согревают поверхность земли. Температура воздуха остаётся выше 0 градусов, и выпадающий снег быстро тает. В то время, когда на Севере свирепствуют морозы, бушуют метели, здесь в садах еще цветут цветы.
- Почему, в отличие от пустынь, в этой зоне растёт огромное количество растений? (Тепло и много влаги. Влажные ветры с моря приносят много дождей)
- Представьте, что вы находитесь в теплице. Что вы ощущаете? (Влажность, очень тепло)
- Вспомните, чем отличаются растения, выросшие в теплице, от тех, которые выросли на открытом грунте? (ответы детей)
Тепло и влага создают благоприятные условия для развития растений. Они очень быстро растут.
- Довольно часто условия на Черноморском побережье сравнивают с условиями в парнике или теплице.
- Как вы считаете, какие породы деревьев должны расти в таком климате? Хвойные или лиственные?
V. Физкультминутка (1 мин)
2. Работа в группах (ботаники, зоологи, географы-экологи) (7 мин)
- Мы с вами продолжим изучать природную зону группами: ботаники, зоологи, экологи. Каждой группе выдаю карточку-план рассказа.
- Ботаники готовят рассказ о растительном мире субтропиков (с.127, 130), зоологи расскажут нам о животном мире (с. 128, 130), экологи об экологических проблемах и растениях и животных этой зоны, занесённых в Красную книгу (132-133).
VI. Включение нового знания в систему знаний
Выполнение заданий в рабочей тетради.
- Выполним зад.1 на с.60 (Ученики закрашивают на контурной карте зону субтропиков)
- Заполним таблицу, выполняя зад.3 на с.61 (Ученики заполняют таблицу)
Правила поведения у моря.
VII. Подведение итогов
- Какова была цель нашего урока? Достигли мы её?
- Какие знания мы открыли?
- На все ли поставленные в начале урока вопросы мы с вами ответили?
IX. Рефлексия
- Что на уроке вам понравилось?
- Что у вас хорошо получалось?
- Над чем еще нужно поработать?