Цель урока: показ особенностей работы концертмейстера-аккордеониста с воспитанниками т.т. «Эдельвейс» в классе народного танца.
Задачи урока (хореограф): - отработка базовых движений русского, украинского, белорусского, молдавского народных танцев в экзерсисе у станка и на середине, в танцевальных композициях.
Задачи урока (концертмейстер):
- Развитие музыкального восприятия метроритма;
- Ритмичное исполнение движений под музыку, умение воспринимать их в единстве;
- Развитие умения согласовывать характер движения с характером музыки;
- Развитие воображения, художественно-творческих способностей обучающихся;
- Повышение интереса учащихся к музыке, развитие умения эмоционально воспринимать ее;
- Расширение музыкального кругозора детей.
- Воспитание у обучающихся артистичности, музыкальности исполнения, чувства ритма в народном танце.
План урока
I. Приветствие гостей
II. Выступление учащихся класса
Поклон обучающихся.
Экзерсис у станка:
- Plie (Плие) - на тему рус. нар. песни «Ходила младешенька по борочку», обр. Н.Комиссарова
- Battementtendu (Батман тандю) - «Россияночка», автор В.Бухвостов
- Battementtendujete (Батман тандю жете) - «Вятские игрушки», автор И.Москалев
- Каблучный вattement (Каблучный батман) - на тему рус. танца «Яблочко»
- Ronddejambeparterre (Рондежамбпартерр) - «Хора» молдавский народный танец
- Battementfondu (Батман фондю) - на тему рус. нар. песни «Вдоль по улице метелица метет», обр. А.Варламова
- Подготовка к "Верёвочке" – «Женихи», автор Е.Кузнецов
- Flik-flac (Флик-фляк) - гармошечные «Сапожки», автор Е.Кузнецов
- Двойная "Верёвочка" - вар. на на тему рус. нар. песни «Ерема и Фома», обр. В.А.Масленникова
- Grandbattement (Гран батман) – на тему украинского танца «Гопак», обр. П.Акуленко
Экзерсис на середине зала:
- Вращение с остановкой – «Подмосковная кадриль», автор В.Мотов
- Вращение в беге - «Рязаночка», автор Е.Кузнецов
- "Блинчики" - полька «Скакалочка», автор Е.Кузнецов
- "Одинарный ключ" – на тему рус. Танца «Барыня», ч.1
- "Двойной ключ" - на тему рус. Танца «Барыня», ч.2
- "Молоточки" – «Сибирская кадриль», автор Е.Дербенко
- "Моталочка" - «Вологодская кадриль», автор Е.Кузнецов
- "Верёвочка" - на тему рус. нар. песни «Ерема и Фома», обр. В.А.Масленникова
- Фрагмент украинского танца «Буковинский ветерок» (отработка на середине зала)
- Основной ход по кругу на основе белорусского танца "Лявониха", обр. П.Акуленко
- Pasdebasque (Падебаск) на основе белорусского танца "Лявониха", обр. П.Акуленко
- Танцевальная композиция в характере русского народного танца "Русская душа", муз. «Лирическое настроение» автор Е.Дербенко (фонограмма).
Поклон обучающихся.
III. Сообщение концертмейстера о специфике (особенностях) работы концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца.
IV. Подведение итогов выступления
Обучающимся рекомендовано больше внимания уделять работе над ансамблем, не останавливаясь на достигнутом, всесторонне овладевать разнообразной и сложной виртуозной техникой народного танца.
Текст сообщения концертмейстера о специфике (особенностях) работы концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца т.т. «Эдельвейс».
Концертмейстеров хореографии народного танца в нашем регионе не готовят ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходиться постигать на практике.
Сегодня мы показали открытый урок с учащимися по предмету Народный танец, и моё сообщение именно об этой части работы концертмейстера-аккордеониста.
Работа концертмейстера-аккордеониста заключается в подборе и освоении музыкального материала, связанного с народным танцем и его хореографической спецификой, а также с возрастными особенностями детей. В т.т. «Эдельвейс» занимаются дети возрастом от 4 лет до 13-14 лет, и со всеми мне приходится работать как концертмейстеру и преподавателю на уроках ритмики, народного и современного танцев.
Освоение музыкальной специфики народной хореографии возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства, как классического, так и народного танца, понимании их родственных связей и отличий.
Во-первых, я изучила (и продолжаю изучать) основную танцевальную терминологию, чтобы знать - о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie, Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит, музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе (размер 4/4, 3/4). Или Battementstendus (Battements tendus jetes) – выдвижение ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию. Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4. Впрочем, в народном танце многие движения могут носить совершенно другой характер, амплитуду и ритм, чем в классическом танце, или вообще не иметь аналогов. В частности, движение «Флик-фляк», например, в классическом танце отсутствует вообще. Все эти тонкости концертмейстер - аккордеонист класса народного танца должен знать и использовать в своей работе.
Во-вторых, мне необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте, в том числе по памяти, соотнося музыкальный материал с начинающимся движением танца. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. Также надо быть готовым к импровизационным моментам, вариативности исполнения при разучивании нового элемента.
А еще знание исполнения всех хореографических упражнений, которые воспитанники овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции.
Я в своей практике внимательно наблюдаю за упражнениями в стадии разучивания их педагогом-хореографом с воспитанниками, «примеряя» их на себя – мысленно «протанцовывая» движения вместе с детьми, при этом запоминая ритмическую основу движений, синкопы, акценты и прочее – всё, что характерно, то что поможет детям и выучить движение именно для народного танца - и соотнося с имеющимся нотным материалом либо зная музыкальный материал по памяти.
В-третьих, особенность работы концертмейстера-аккордеониста народного танца хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим я кроме народного танца, изучаю специфику современного танца (у современного танца так же есть своя терминология). А так же возрастные особенности детских групп.
В-четвертых, концертмейстер-аккордеонист работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя, я четко осознаю, что не являюсь самостоятельным исполнителем, а своей игрой помогаю глубже проникнуть в эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
Внимание концертмейстера-аккордеониста– внимание многоплоскостное. Оно распределятся не только между двумя собственными руками, переключением регистров, движением и сменой меха но и относительно танцоров. В каждый момент исполнения важно что и как делают пальцы, какое туше, как работает мех, что в данный момент делают дети, что требует педагог-хореограф, где помочь движению темпом, акцентом, динамическими оттенками и т.д. Нужно постоянно держать в поле зрения весь класс.
Во время исполнения я учитываю и разные физические способности воспитанников. Особенно это важно тогда, когда одно и тоже движение воспитанники выполняют по одному. Здесь выступает проблема темпового соответствия хореографического исполнения и его музыкального сопровождения. У каждого ребенка свой личный темп, который обусловлен вескими причинами. У одного воспитанника, скажем, небольшой прыжок, невелика устойчивость. У другого, наоборот, великолепный апломб (равновесие), природная способность к высокому прыжку. Выполняя одно движение, они не могут выполнять его одинаково. Следовательно, должна отличаться и звуковая наполненность каждой партии. Дело не в том, что первому нужно играть быстрее, а второму медленнее. И тот и другой темп могут быть неудобными для воспитанников. Речь идет о наличии микродоз в отклонениях от оптимального темпа, о тех тончайших, почти неуловимых градациях, которые присутствуют в исполнении каждого танцора.
.Особенности музыкального сопровождения концертмейстером-аккордеонистом уроков народного танца класса хореографии.
Весь урок я строю на музыкальном материале. Переходы от упражнений у станка к упражнениям на середине зала и обратно, а также поклоны вначале и после окончания занятия музыкально оформлены, чтобы воспитанники привыкали организовывать свои движения согласованно с музыкой.
Музыкальное сопровождение прививает воспитанникам эстетические вкус, осознанное отношение к музыкальному произведению – умение слышать музыкальную фразу, помогает ориентироваться в характере музыки, ритмическом рисунке, динамике.
Главным критерием отбора музыкального материала является степень художественности исполняемой музыки, и чтобы музыкальное произведение доставило удовольствие своей гармоничностью.
Музыкальное сопровождение урока в значительной мере зависит и от возрастных особенностей учащихся. Так, например, у младшего возраста детей превалирует наглядное мышление. Поэтому для них подбираю музыку с четкими, простыми ритмами, несложной мелодией, прозрачной, ясной фактурой, жанровой определенностью: хоровод, полька, вальс и другие. Если в композиторском оригинале мелодия дана в слишком сложной разработке, подвергаю определенной аранжировке, несколько упрощаю. Также для облегчения и ускорения процесса обучения детей движению танца в музыкальном материале может быть изменен ритмический рисунок и по-иному расставлены или подчеркнуты музыкальные акценты.
В подростковом возрасте у детей происходит осознание своих возможностей, утверждение себя как личности; подросток претендует на роль взрослого. Значит необходимо повышать уровень музыкального репертуара. На этом этапе появляется уже глубина образов, более сложная фактура, развитая мелодия, более быстрые темпы исполнения.
Все мы знаем, что наиболее ярко запоминается то, что испытывается в состоянии сильного эмоционального переживания. А музыка, как никакое другое искусство, способна вызывать яркие, высокой интенсивности эмоции. Когда ребенок испытывает сильные эмоции, его восприятие активизируется. Поэтому, чем ярче, эмоциональнее музыка, тем больше она способствует усвоению танцевальных движений. Поэтому во всех возрастных группах и классах музыкальное сопровождение и исполнение всегда должно быть ярким и эмоциональным.
Не всякая музыка, соответствующая танцевальному движению по метроритму, в равной степени воспринимается воспитанниками. С педагогической точки зрения необходимо, чтобы она нравилась ребятам, была бы настроена «в унисон» с их вкусами. Музыка должна нравиться детям.
Не секрет, что в последние годы очень многие духовные ценности нашего общества обесценились. Поэтому при подборе музыкального материала именно русского танца я ставлю перед собой задачу подобрать музыку так, чтобы дети полюбили именно русский танец, русскую песню и русскую музыку больше всего, ассоциировали себя с русским танцем, музыкой, песней - духовным наследием русского народа. Познакомить ребенка, будущего гражданина своей страны с духовным наследием своего народа, к которому я отношу русские танцы и песни, помочь ему полюбить это наследие, гордиться им - один из маленьких шагов педагогической деятельности.
Само собой разумеется, музыка должна избираться и изменяться в соответствии с требованиями хорошего вкуса, как в подлинном своем виде, так и в обработанном. Нельзя, с моей точки зрения, чтобы подлинная народная мелодия (а известно, какой ясностью, поэтичностью и мелодизмом отличаются созданные народом песни и пляски) использовались в огрубленном, искаженном виде.
Поэтому музыкальное сопровождение концертмейстером - аккордеонистом должно отличаться профессионально высоким исполнительским мастерством, и использовать все возможности инструмента.
Сама специфика народных танцев предполагает огромную вариативность в динамике и характере исполнения, ритмических построениях и их особенностей, технике касания и звукоизвлечения (туше), знания особенностей специфического звучания (тембральной окраски) характерных для данной народности музыкальных инструментов.
Педагогические функции концертмейстера
Какова роль концертмейстера как преподавателя в музыкально-эстетическом развитии детей, если они изучают хореографическое искусство, а не музыкальное?
I. Первостепенной задачей концертмейстера на занятиях хореографии является музыкально-ритмическое воспитание.
Музыкально-ритмические движения – вид деятельности, в основе которого лежит моторно-пластическая проработка музыкального материала. Музыкально-ритмическая деятельность детей имеет 3 взаимосвязанных направления:
- обеспечивает музыкальное развитие и включает развитие музыкального слуха;
- усвоение музыкальных знаний;
- формирование умений подчинять движения музыке.
Музыкально-ритмическая деятельность дает правильные двигательные навыки, обеспечивает формирование умения управлять движениями тела. Значит, необходима база знаний, умений и навыков. Хореографическую базу воспитанникам дает педагог-хореограф, а музыкальную –педагог - концертмейстер.
II. Концертмейстер помогает создавать художественный образ, помогает развитию музыкального мышления, видению художественного образа.
Движения под музыку способствуют усилению эмоционального воздействия музыки, помогают прослеживать развитие художественного образа.
ТАНЕЦ – создание художественного образа под музыку.
Хореография неотделима от музыки – она без музыки не существует.