Музыкально-познавательная сказка "Там русский дух, там Русью пахнет"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: познавательное развитие, старшая группа


Номинация: Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста с элементами театрализованной деятельности.

Команда участников: дети старшей группы

Дети входят в зал и танцуют хоровод вокруг кувшина.

После танца ребята становятся полукругом.

Ведущий: Ребята, посмотрите на кувшин, который мы в сентябре нашли на нашем участке. Вы помните, кто нам его послал?

Дети: Да! Его нам подарил Подземный Царь и написал послание.

Ведущий: Давайте мы прочтем это послание для всех наших гостей.

Читает послание:

- Здравствуйте, дорогие друзья!

Я услышал, что вы интересовались, как жили люди раньше на Руси.

И решил вам помочь.

Этот волшебный кувшин я пронес сквозь время из прошлого в настоящее.

Он покрыт пылью времени и пахнет русским духом.

Узнайте все о том, как жили русские люди на Руси, тогда вы сможете потереть бок кувшина ладошкой и очутиться в волшебной сказке!

Удачи! Ваш Подземный Царь!

Ведущий: Мы с вами, ребята, очень старались и о прошлом Руси много узнали.

Давайте всем расскажем.

1 ребенок: Давным-давно наше государство называлось не Россия, а Русь.

Русь образовалась не сразу. Жили люди сначала племенами.

Племена назывались славянскими. Племен было много, а говор и обычаи похожи. Волосы у них были русые, то есть светлые.

Дети из полукруга делятся на три племени и говорят:

- Мы славяне, мы поляне, а мы вятичи.

2 ребенок: Во время войны в племени выбирали главного вождя – князя.

Князья стали иметь большую власть.

Им подчинялась дружина – лучшие воины.

Жили племена, то враждуя между собой, то мирясь.

Выходят по одному ребенку из каждого «племени» и имитируют бой на мечах.

Танец под песню анс. «Цветы» Богатырская сила.

Бой заканчивается, участники пожимают друг другу руки и расходятся по своим племенам.

3 ребенок: Племена образовали свои княжества.

Дети разворачивают плакаты со своими княжествами и говорят:

- Мы Новгородское княжество, мы Киевское княжество, мы Изборское княжество.

3 ребенок: Строили княжества на высоком берегу около рек и лесов. Огораживались от врагов крепостью. Росли княжества, превращаясь в города.

Города старинные,
Крепость на реке.
Новгород на Волхове,
Муром на Оке.
Здесь дружины храбрые
В бой вели князья,
Конного и пешего
Недруга разя.
(В.Степанов)

4 ребенок: В мирное время люди строили бревенчатые дома, охотились на зверей, ловили рыбу, выращивали пшеницу, овощи и фрукты.

5 ребенок:

Гончары из глины делали посуду.

Кузнецы ковали серпы, мечи, ключи, замки.

Русская народная песня: «Во кузнеце». Два ребенка-кузнеца имитируют работу кузнецов.

6 ребенок: Ткачи из льняных нитей ткали ткани. Пряхи из овечьей шерсти пряли нити. Мужики из лыка плели лапти, делали лобки, а из прутьев – корзины.

7 ребенок: Кожевники из кожи животных шили одежду и обувь. Мастера из дерева вырезали деревянную посуду, ложки, черпаки, делали деревянные бочки и телеги.

8 ребенок: Игрушки для детей делали из дерева, глины, соломы, тряпочных лоскутиков.

9 ребенок: Все свои изделия, урожай и добычу люди продавали на ярмарках и базарах.

Города старинные
Мастерами славные.
Улицы кузнечные,
Улицы гончарные.
Площади торговые,
Праздничные ярмарки –
Из Ельца – матрешки,
А из Тулы – пряники.
(В.Степанов)

10 ребенок: Но как начиналась война, крепости и дома сгорали. Все хозяйство гибло и пропадало! Очень горевали люди и плакали. (Фраза сопровождается зловещей мелодией.)

Дети переворачивают плакаты на сторону с горящими и разрушенными княжествами.

Выходит ребенок в одежде князя и говорит:

Правил в Новгороде князь Гостомысл.

Погибли у него все сыновья, но осталось три дочери.

Средняя дочь Умила была замужем за варяжским князем, и было у нее три сына: Трувор, Рюрик и Синеус.

Пригласил князь Гостомысл свою дочь Умилу и ее сыновей править землями славянскими. Приплыли варяги на красивых ладьях. И вышел их встречать народ. (Имитация плавания на корабле (декорация)).

11 ребенок: Принесли славяне варягам дары и просили:

- Станьте нашими князьями.

Устали мы от войн, сохраните мир между нашими племенами.

Стали Трувор, Рюрик и Синеус править в разных княжествах.

Рюрик стал князем в Новгороде, а потом и в Киеве.

Потомки Рюрика правили почти 700 лет.

Они объединили все княжества в одно государство.

Все дети: И назвали его Русь!

 Песня о Руси «О, великая, Русь державная»

Слова игумении Таисии Леушинской, музыка И.Скорик.

Дети садятся на стульчики.

Ведущий: Какие вы, ребята, молодцы! Теперь мы можем потереть бок волшебного кувшина и очутиться в сказке!

Ведущий или ребенок трет бок кувшина. Раздается таинственная музыка, мелькают разноцветные звездочки, и начинается сказка…

Звучит музыка, открывается занавес и появляются царские палаты.

На троне сидит царь и спит.

Открыв глаза, царь испуганно машет руками и кричит:

- Чур - меня, чур – меня, что за демоны вокруг!

 Вы кто такие?

Дети: Мы дети из сада, …

Царь: Как вы сюда попали?

Дети: Нам волшебный кувшин помог. Перенес нас в прошлое.

Царь: Вы точно не демоны?

Дети: Нет!

Царь: Тогда размещайтесь в моих палатах, будьте гостями. Эй, слуги!

Позвать сюда скоморохов! Дорогих гостей развлекать, да радовать будем.

Танец скоморохов на деревянных лошадках.

Царь: Ну, что понравилось вам, как танцуют мои шуты?

Дети: Да!

Ведущий: Батюшка Царь, давай, и наши ребята порадуют тебя и песню споют.

Песня: «Жили у бабуси два веселых гуся»

Царь: Хорошо ребята поют, да только мои кикиморы болотные веселее будут.

Выбегают две кикиморы и поют частушки из м/ф «Летучий корабль».

Ведущий: Да, весело в твоем царстве-государстве. Только наши ребята поумнее кикимор будут. Они все о жизни в твоем государстве знают.

Царь: Не верю!! Сейчас проверю!!

- Какого государства я царь? (Царь всея Руси)

- Как называется мой дом? (Дворец с царскими палатами)

- Кто мои палаты сторожит? (Дружина)

- А топорики дружине кто кует? (Кузнец)

- А где мой работник Балда живет? (В бревенчатой избе)

- На чем он спит? (На лавке)

- В чем он готовит? (В печи)

- Чем свой дом освещает? (Лучиной)

- Из чего в моем государстве хлеб пекут? (Из пшеничной муки)

- А где муку молят? (На мельнице)

- В чем моя повариха огурцы солит? (В бочке)

- Что нужно моей ключнице? (Замки и ключи)

- На чем Марья царевна прядет нити? (На прялке)

- А кто на печи в моем царстве разъезжает? (Емеля)

Царь: Правильно, а вот и он едет.

Под музыку выезжает Емеля на печи, играет на балалайке.

Емеля: Ой. Куда это я приехал?

Царь: Да у меня ты, дурень, в царских палатах!

А это гости в нашем царстве. (Показывает на ребят)

Говорят, из будущего попали к нам. Все знают, на все вопросы отвечают.

Емеля: Правда?! Ай, да молодцы! А у меня вот горе приключилось.

Нынче в огороде копал, да колечко потерял. Дорого оно мне.

Сама царевна Несмеяна мне его подарила.

Может быть, вы мне поможете его найти?

Дети: Да!

Емеля: Тогда, айда, за мной в огород!

Дети за Емелей едут в огород. В огороде стоит пугало и растут овощи.

Емеля: Вот мой огород и колечко где-то здесь спряталось. Если мы все овощи соберем, то моей маменьке поможем, и, наверное, колечко само найдется.

Игра: Дети по команде собирают с грядок овощи, а пугало оживает и мешает ребятам собирать урожай.

Пугало машет руками и приговаривает:

Вот воронья сколько налетело, все запасы мои сейчас разворуют!

Как только дети собрали овощи, между грядками появляется Емелено колечко.

Ребята отдают его Емеле.

Емеля: Ах, спасибо вам ребятушки, теперь я буду беречь колечко как зеницу ока!

И на радостях приглашаю вас повеселиться на ярмарочной карусели.

Ярмарочная музыкальная карусель с лентами

Емеля берет шест с разноцветными лентами, и предлагает ребятам каждому взяться левой рекой за одну ленту. Следует объяснить, что при быстрой музыке дети скачут по кругу боком (лицом к Емеле) приставным шагом. А как только музыка замедляется - ребята поворачиваются друг за другом и идут как лошадки, высоко поднимая колени.

Емеля: Хорошо повеселились. От смеха мне живот аж прихватило! Поеду-ка я домой к матушке, щей похлебаю, да блинов поем. Доброго вам пути, ребята!

Спасибо за помощь! Емеля уезжает.

Ведущий: И тебе, Емеля, всех благ!

 Ну, что, ребятки, и нам пора домой возвращаться. Давайте потрем наш сказочный кувшин за бочок и скажем волшебные слова:

- Мы в русской сказке находились,
Чудесам там подивились.
А теперь пора домой.
Через себя перевернитесь (дети поворачиваются вокруг себя)
И в детском саде очутитесь!

Вот мы и дома в родном детском садике. Понравилось вам путешествие?

Дети: Да!

Ведущий: Спасибо волшебному кувшину! Ой, какой –то он тяжелый стал.

Давайте в него заглянем.

Ведущий открывает крышку кувшина, а внутри – сюрприз для детей.

Ведущий: Ребята, да это же вам подарок от Подземного Царя из Тридевятого царства. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пойдем в группу, там мы рассмотрим получше ваши награды.

Дети: Спасибо за внимание, до свидания!