Актуальность темы обусловлена тем, что среди подрастающего поколения одним из популярных видов спорта является футбол, который обладает необходимыми данными для функционирования организма, повышение двигательной активности, укрепления организма, развития физических качеств.
В условиях школьной спортивной секции, обеспеченности спортивным оборудованием и инвентарем, подготовленности к занятиям тренеров и педагогов необходима разработка оправданных педагогически технологий обучения умениям и навыкам футбола, применение на начальном этапе наиболее эффективных методов и средств для овладения тактикой и техникой игры.
Эксперты склонны считать, что основа формирования техники игры в футбол – это уровень развития точности движений у индивида. Но при этом до настоящего время недостаточно практических научно обоснованных рекомендаций по наиболее эффективному применению средств спортивной тренировки, которые направлены на совершенствование физической подготовки юных футболистов 13-14 лет в условиях школьной секции. В связи с этим выбранная тема является актуальной и применимой на практике для школьной физической подготовки.
Тренировочный процесс подготовки юных футболистов 13-14 лет в условиях школьной секции по футболу является частью общего процесса обучения и на него распространяются все законы педагогики. В этой связи проблема оптимизации процесса тренировки по футболу является актуальной.
Секция по футболу в условиях общеобразовательной школы создается в целях реализации программ физического воспитания детей и организации физкультурно-спортивной работы по программам дополнительного образования детей и должна руководствоваться законодательством в сфере образования.
Цели физической подготовки юных футболистов 13-14 лет в условиях школьной секции следующие:
- гармоничное развитие физических сил подрастающего поколения;
- подготовка спортивных резервов в футболе, достижение юными футболистами высоких спортивных результатов.
Для достижения целей в физической подготовке юных футболистов необходимо:
- формирование у детей 13-14 лет потребности в регулярных занятиях в школьных футбольных секциях, в соблюдении здорового образа жизни;
- освоение обучающимися основам техники и тактики современного футбола, последовательное повышение уровня освоения необходимых навыков;
- приобретение юными футболистами необходимых теоретических знаний по основам тактики и техники игры, организации тренировок;
- развитие и совершенствование физической подготовки юных футболистов, осуществление их общей и специальной физической подготовки;
- воспитание необходимых черт личности юного футболиста: целеустремленность, настойчивость, выдержка, самообладание, дисциплина, трудолюбие, коллективизм.
Таким образом, физическая подготовка направлена на развитие физических способностей детского организма.
На практических занятиях по футболу особое внимание необходимо уделять упражнениям, максимально раскрывающим спортивной одаренности, которые позволяют детям 13-14 лет, занимающихся футболом, рационально выполнять двигательные действия, обеспечивают успешное освоение техники ведения мяча. Прежде всего, юный футболист обязан уметь объективно воспринимать и анализировать собственные движения, представлять динамические, временные и пространственные образы перемещений частей всего тела по футбольному полю в целом. Поэтому, чем большим объемом двигательных умений и навыков владеет юный футболист, тем быстрее и эффективнее он решает задачи, возникающие в тренировочном процессе. Это важно не только на этапе обучения, но и совершенствования двигательных умений и навыков.
Практические рекомендации:
1. В рамках специальной физической подготовки на этапе специализированной подготовки юных футболистов 13-14 лет целесообразно использовать разработанную методику тренировки (комплекс упражнений).
2. С целью повышения эффективности физической подготовки юных футболистов 13-14 лет в условиях школьной секции рекомендуется варьировать содержание средств с условиями проведения занятий по мере адаптационных перестроек в организме. В зависимости от задач и условий тренировки продолжительность отдельных этапов может быть изменена, а объем тренировочной нагрузки конкретизирован с учетом особенностей и степени подготовленности конкретных спортсменов.
3. Комплекс упражнений необходимо проводить в подготовительной и основной частях тренировочного занятия по 20-30 минут с различной направленностью на воспитание физических качеств:
- координационные способности (отработка реакции и смена направления движения);
- общая выносливость (аэробная работа и смена скорости);
- скоростные качества (быстрота простой двигательной реакции);
- воспитание выносливости;
- специальная выносливость;
- комплексная подготовка.